или Сколько сертификатов ему нужно иметь
Согласно Закону «Об аудиторской деятельности»* аудитором может именоваться
обладатель соответствующего квалификационного сертификата. Кроме того,
он может иметь дополнительные сертификаты, подтверждающие те или иные способности
и умения аудитора. Для их получения в Узбекистане созданы все возможности.
• CAP/CIPA – программа сертификации Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА) ориентирована как на международные формы отчетности, так и на знание местного законодательства. Жители Узбекистана могут обучаться по ней и сдавать экзамены на русском и узбекском языках. Сертификация популярна в странах СНГ.
• АССА – сертификация Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (the Association of Chartered Certified Accountants), Великобритания – одна из уважаемых международных организаций, которую признают в 170 странах мира. Она направлена на получение профессиональных знаний и умений в области бухучета. Сертификация ориентирована на изучение международных стандартов и соответствует международным стандартам обучения Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Как заявляют разработчики, профессиональные знания, навыки и этика сертифицируемых проверяются на самом высоком уровне.
• Диплом по международной финансовой отчетности (ДипИФР) – одна из квалификаций ACCA. Он выдается по результатам обучения по программе МФО. Здесь изучают основы международной финансовой отчетности, ее идеи и принципы, также слушатели получают навыки практического применения стандартов для работы на международном рынке.
• СРА – сертификация проводится Американским институтом сертифицированных аудиторов или Американским институтом дипломированных бухгалтеров высшей квалификации (American Institute of Certified Public Accountants – AICPA). Прошедший ее квалифицируется как сертифицированный аудитор или дипломированный бухгалтер высшей квалификации (англ. – Certified Public Accountant) – сертифицированный специалист в области финансового учета. Это одна из самых успешных квалификаций, признанная во всем мире. Она подтверждает наличие профессиональных знаний аудита, налогообложения, финансового учета и отчетности.
Мы привели далеко не полный список квалификаций как международных, так и стран СНГ, которые можно получить в Узбекистане. Каждый аудитор или бухгалтер сам решает, какая сертификация ему нужна и стоит ли вообще выбирать какую-либо из них.
Сколько сертификатов нужно аудитору для успешной работы? Насколько ему необходимо дополнительное образование и может ли он обойтись одним квалификационным сертификатом? Эти вопросы мы задали практикам, обладателям нескольких сертификатов.
♦ Светлана ГОЛОСОВА,
директор аудиторской организации
«TRI-S-Audit»:
– Аудитор должен обладать знаниями бухгалтерского и управленческого учета, юриспруденции, правильного исчисления налогов, применения трудового законодательства, разбираться в особенностях рынка ценных бумаг, международном финансовом законодательстве, знать иностранный язык (а лучше несколько) и, наконец, владеть азами психологии.
Список можно продолжать и продолжать, особенно если мы привяжем его к отраслям деятельности. Ведь каждая отрасль имеет свои особенности как бухгалтерского учета, налогообложения, так и регламентирующего ее законодательства. Ведь аудитор всегда рассматривает вопрос о правомерности деятельности, наличие разрешительных документов на нее, оценивает и анализирует заключенные договоры, решения собраний.
Это очень важно. Все эти знания проверяются при сертификации и аттестации, чтобы определить уровень подготовленности претендента на сертификат аудитора. Аудитор несет ответственность не только перед заказчиками, ими, как правило, выступают руководители предприятий. Перед собственниками он отвечает за оценку эффективности деятельности и начисления дивидендов. Контролирующим органам нужно его заключение о соответствии законодательству уплаты налогов и других обязательных платежей – ведь аудит многих предприятий проводится ежегодно, а проверки контролирующих органов – раз в 3–5 лет. И, конечно, им могут интересоваться потенциальные клиенты.
А потому аудитор, идя на проверку, должен быть «на голову» выше специалистов финансово-бухгалтерской службы предприятия. В противном случае качество его аудита будет вызывать сомнения, а помощь аудитора – недостаточной.
Возникает вопрос, должен ли каждый аудитор обладать всеми вышеуказанными и дополнительными знаниями? Трудно дать однозначный ответ. В идеале – должен.
Не в идеале, считаем, достаточно, чтобы в аудиторской организации были такие специалисты. Законодательство разрешает ей при необходимости приглашать экспертов. И это, мне кажется, разумный подход. Он позволяет не требовать, чтобы аудитор имел все навыки и подтверждал их документами. Ведь и навыки, и опыт, и сертификаты приобретаются со временем. Чтобы допустили аудитора к самостоятельной проверке, он должен иметь высшее экономическое образование, стаж работы бухгалтером или помощником аудитора.
Я понимаю желание обезопаситься от некачественного аудита наличием ряда документов, кроме диплома и сертификата аудитора. Но мы живем в условиях рыночной экономики, в которых каждый специалист хочет «продать себя подороже» аудиторской организации. Его «стоимость» возрастает от стажа работы в этой области, знания специфики разных отраслей народного хозяйства и наличия подтверждающих это документов (дипломов, сертификатов, удостоверений).
В свою очередь аудиторская организация, стремясь к повышению качества услуг и своего имиджа, старается как можно больше и лучше обучить сотрудников либо пригласить уже сформировавшихся специалистов, о чем и будет указывать на своих сайтах и в коммерческих предложениях. Иначе она не выживет на рынке.
Ведь законодательство не обязывало аудиторские организации входить в международную сеть. Желая повысить свой уровень и конкурентоспособность, они сами стали это делать, чем привлекли дополнительные объемы, увеличили число клиентов, повысили свой статус. Думается, что и аудитор, желающий «повысить себе цену», будет учиться и сертифицироваться. Это прежде всего в его интересах.
♦ Борис ФРОЯНЧЕНКО,
директор ООО «Fineks»:
– Нужны ли дополнительные сертификаты аудиторам? Я считаю, что важны его опыт и умение работать.
Мне близок американский подход, который во главу угла ставит умения специалиста и рекомендации. Иногда мнения коллег и клиентов могут дать больше информации, чем наличие каких-либо сертификатов. Однако сказать, что они не нужны, будет неправильно. Мое мнение – необходимы разрешительные сертификаты, которые позволяют заниматься какой-либо деятельностью. И чем их больше, тем шире сфера деятельности.
Например, у меня нет высшего юридического образования, но я вхожу в список третейских судей при ТПП. Моя практика налогового консультанта и положительные решения по судейским разбирательствам, наверное, явились причинами включения меня в указанный список. Доверием, оказанным мне профессиональными юристами и адвокатами, я горжусь и дорожу.
В целом же я считаю, что сертификат – это одно из доказательств необходимых знаний. И если есть время и возможности, то почему бы его не получить. Но только наличие сертификата не обеспечивает возможности решать сложные практические вопросы клиентов. Аудитор должен иметь, кроме своего профессионального сертификата, те сертификаты, которые позволят ему работать в избранных направлениях. При этом обращаю внимание молодых специалистов, что наличие сертификата создает лишь предпосылки, а для достижения одной из основных целей любого специалиста – быть востребованным – необходимо много и серьезно работать над собой, максимально развивая все, чем тебя наделила природа.
♦ Евгения СОН,
руководитель ООО «Yaran Audit»:
– На мой взгляд, аудитор – это не просто хорошо профессионально подготовленный специалист в области бухгалтерского учета и аудита, но и специалист, имеющий достаточные знания юриспруденции, стратегического планирования, маркетинга. Очень важно наличие у него дополнительных навыков. Ведь часто к аудиторам обращаются не только с заказом на проверку отчетности, но и на анализ финансового состояния предприятия, системы внутреннего контроля, эффективности управленческого учета, бизнес-процессов, для проведения исследований и расчетов по выпуску новой линии продукции, а также для консультативного сопровождения создания, оценки, разделения и закрытия бизнеса.
При оказании таких услуг не обойтись без дополнительных знаний и навыков. А их, как правило, получают на специализированных семинарах, тренингах и мастер-классах и на практике. Если говорить о наличии сертификатов, то здесь не все однозначно. Наиболее популярные в нашей стране САР, CIPA, ACCA, DipIFR основаны на международной сертификации. А значит, их программа способствует развитию специалистов.
Но преподают эти дисциплины чаще всего специалисты, имеющие отличные теоретические знания, но без опыта или с небольшим опытом их практического применения. На мой взгляд, знания, полученные во время учебы, должны быть обязательно подкреплены практикой, голая теория никому не нужна. В этом отношении прекрасным решением было бы введение национальной сертификации, в программу которой входила бы, помимо теории, практическая составляющая. А преподавали бы дисциплины представители успешных бизнес-проектов, грамотные предприниматели.
Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова, наш корр.
*От 9.12.1992 г. N 734-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 78-II.