Торговля не разорила еще ни один народ.
Бенджамин Франклин.
Анализ законодательства, регламентирующего торговлю (см. «Торговля оптом и в розницу. Проблемы идентификации и налогообложения», «НТВ» N 16 (1080) от 21.04.2015 г.), привел к выводу о том, что реализация рыночных реформ практически стирает грань между предприятиями оптовой и розничной торговли: первые торгуют в розницу, вторые могут реализовывать по безналичному расчету неограниченное количество продукции. Но от структуры товарооборота зависит их налогообложение. Статья в прошлом номере «НТВ» вызвала интерес читателей и посетителей сайта norma.uz.
Сегодня мы продолжаем тему идентификации и налогообложения торговли. Рассмотрим сходство и различия ведения розничной торговли юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с Законом «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»1 индивидуальным предпринимательством является осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без образования юридического лица. В народе ее, как правило, называют коротко – ИТД. Воспользуемся этой аббревиатурой и мы.
ИТД – ТАМ, ИТД – ЗДЕСЬ
ИТД осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно без права найма работников. Из этого правила есть исключения – осуществляющие ремесленническую деятельность вправе привлекать для изготовления товаров (работ, услуг) не более 5 учеников с выплатой им соответствующего вознаграждения. Здесь, правда, возникают вопросы: «Почему не более 5 учеников?», «Как определить, является ли работник учеником или он уже мастер?».
Как видим, главным отличием ИТД от торгового предприятия является численность – не более 1 работника. Но здесь тоже возникает вопрос: «А если частное торговое предприятие (юридическое лицо) создано одним человеком и он работает один, то чем оно тогда отличается от ИТД?».
Впрочем, это не столь важно. Гораздо актуальнее вопрос о возможностях индивидуального предпринимателя торговать без помощников.
В соответствии с Положением о порядке осуществления оптовой и торговой деятельности (утверждено Постановлением КМ от 26.11.2002 г. N 407) индивидуальщик может реализовывать через свою торговую точку импортированные им самим товары. Он завозит одни товары из-за рубежа, покупает у юридических лиц другие, оформляет все покупки, ведет учет и сам же реализует эти товары в своем магазине. Закономерно возникает сомнение: «Не слишком ли большая нагрузка на предпринимателя и может ли он все это делать одновременно и один?». По нашему мнению, осуществлять торговую деятельность в одиночку, мягко говоря, проблематично, а фактически – физически невозможно. И потому не секрет, что наши ИТДшники привлекают работников в скрытой форме, которые, когда предприниматель едет за товаром за границу, в его торговой точке занимаются реализацией.
БОЛЬШАЯ (?) РАЗНИЦА
Теперь рассмотрим особенности учета и налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются розничной торговлей. И те, и другие:
√ могут вести ее только через стационарные торговые точки;
√ обязаны примененять контрольно-кассовые машины и расчетные терминалы по приему платежей с использованием банковских пластиковых карточек;
√ предприятия торговли должны учитывать доходы и расходы в соответствии с действующим законодательством. Согласно Налоговому кодексу индивидуальный предприниматель обязан вести учет доходов и осуществленных товарных операций в регистрах учета – Книге учета доходов и товарных операций индивидуального предпринимателя и Книге товарных чеков. Эти регистры должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью соответствующего налогового органа и храниться у него в течение 5 лет с момента внесения последней записи;
√ отчеты о деятельности индивидуального предпринимателя представляются в налоговый орган по месту налогового учета по завозимым товарам ежемесячно, по остальным – ежеквартально. Предприятия торговли представляют их ежеквартально;
√ предприниматели уплачивают фиксированный налог ежемесячно в зависимости от места расположения и вида реализуемого товара (см. таблицу N 1).
Таблица N 1. Ставки фиксированного налога
для индивидуальных предпринимателей,
занимающихся торговой деятельностью
(приложение N 12 к Постановлению Президента
от 4.12.2014 г. N ПП-2270)
Вид деятельности
|
Месячная ставка (кратно МРЗП) |
||
г.Ташкент
|
г.Нукус и города областного подчинения |
прочие населенные пункты |
|
Розничная торговля:
|
|
|
|
продовольственными товарами
|
9,0
|
6,0
|
3,0
|
сельскохозяйственной продукцией на дехканских рынках
|
5,0
|
4,0
|
2,0
|
непродовольственными товарами
|
10,0
|
6,5
|
3,0
|
газетами, журналами и книжной
|
5,0
|
3,0
|
0,5
|
продовольственными и непродовольственными товарами (смешанная торговля в стационарных точках)
|
10,0
|
6,5
|
3,0
|
Предприятия уплачивают ЕНП ежеквартально. Но они не могут платить его меньше минимального уровня, рассчитываемого на основе фиксированного налога индивидуальных предпринимателей. То есть индивидуальный предприниматель должен ежемесячно самостоятельно сдать отчет и уплатить налог. А предприятие торговли, на котором работают как минимум несколько работников (в том числе бухгалтер), все это делает в более щадящем режиме – ежеквартально.
КАК ТЯЖЕЛА «ШАПКА РОЗНИЧНИКА»?
Насколько налоговое бремя зависит от формата розницы?
В соответствии с действующим законодательством розничной торговлей могут заниматься фирменные магазины предприятий оптовой торговли, магазины предприятий розничной торговли и магазин индивидуального предпринимателя (см. таблицу N 2). Рассмотрим случай, когда все эти магазины продают непродовольственные товары (например, одежду), находятся в одном городе по соседству, имеют одинаковую площадь торгового зала (30 кв.м) и одинаковый объект обложения (товарооборот).
• Фирменный магазин оптовой торговли с 1 января 2015 года уплачивает ЕНП по ставке 5%, но не ниже установленного минимума. Если у него в обороте преобладает оптовая торговля, то минимальный налог рассчитывается исходя из 3-кратного размера земельного налога. Если в обороте преобладает розница – исходя из ставок фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей. В нашем примере преобладает розничная торговля.
• Магазин предприятия розничной торговли уплачивает ЕНП по ставке от 1 до 4% в зависимости от местоположения магазина, но не ниже минимального уровня, определяемого исходя из ставок фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей.
• Индивидуальный предприниматель уплачивает фиксированный налог.
Таблица N 2. Сравнительные данные
по розничной торговле различных магазинов
|
|
Фирменный розничный магазин предприятия оптовой торговли
|
Магазин предприятия розничной торговли
|
Магазин ИТД
|
1
|
Вид торговли
|
непродовольственные товары
|
непродовольственные товары
|
непродовольственные товары
|
2
|
Расположение
|
в одном районе по соседству
|
в одном районе по соседству
|
в одном районе по соседству
|
3
|
Размер торгового зала
|
30 кв.м
|
30 кв.м
|
30 кв.м
|
4
|
Количество продавцов
|
1
|
1
|
1
|
5
|
Уплачиваемый налог
|
ЕНП
|
ЕНП
|
фиксированный налог
|
5.1.
|
Объект налогообложения
|
товарооборот
|
товарооборот
|
товарооборот
|
5.2.
|
Размер ставки
|
5%
|
от 1 до 4%
|
фиксированный налог
|
5.3.
|
Минимальный размер уплачиваемого налога
|
если в обороте преобладает оптовая торговля – 3-кратный размер земельного налога; если в обороте преобладает розничная торговля – фиксированный налог
|
фиксированный налог
|
*
|
5.4.
|
Сроки представления расчета
|
ежеквартально
|
ежеквартально
|
ежеквартально и ежемесячно в зависимости от того, завезен товар или нет
|
5.5.
|
Сроки уплаты налога
|
ежеквартально
|
ежеквартально
|
ежемесячно
|
5.6.
|
Наличие авансовых платежей
|
5%
|
отсутствуют
|
отсутствуют
|
Как видим, при одинаковых условиях розничной продажи одних и тех же товаров хозсубъекты имеют различные условия налогообложения. При этом при небольших оборотах (вариант 1) объем налогового изъятия относительно одинаковый (см. таблицу N 3).
При увеличении товарооборота (вариант 2) увеличивается уровень налогообложения у юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю, особенно у фирменных магазинов предприятий оптовой торговли. При этом индивидуальные предприниматели оказываются в более конкурентных условиях – независимо от роста товарооборота они платят фиксированную сумму налога. С 1 января 2015 года условия налогообложения для них стали еще более выгодными – ставки фиксированного налога определяются исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года (118 400 сумов), и не пересматриваются в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.
Условный пример
Таблица N 3. Расчет единого налогового платежа в осуществляемой в городе областного подчинения розничной торговле*
Субъект предпринима-тельства
|
Торговая площадь
|
Розничный товарооборот
|
Ставка ЕНП в % или фиксированного налога (сум.)
|
Начисленная сумма ЕНП или фиксированного налога
|
Минимальный ЕНП (тыс. сум.)
|
Фактически или фиксированный налог
|
вариант 1 (товарооборот невысокий)
|
||||||
Фирменный магазин предприятия оптовой торговли
|
30
|
15 000
|
5%
|
750
|
769,6
|
769,6
|
Магазин предприятия розничной торговли
|
30
|
15 000
|
3%
|
450
|
769,6
|
769,6
|
Магазин индивидуального предпринимателя
|
30
|
15 000
|
6,5 х 769 600 |
769,6
|
|
769,6
|
вариант 2 (товарооборот высокий)
|
||||||
Фирменный магазин предприятия оптовой торговли
|
30
|
40 000
|
5%
|
2 000
|
769,6
|
2 000
|
Магазин предприятия розничной торговли
|
30
|
40 000
|
3%
|
1 200
|
769,6
|
1 200
|
Магазин индивидуального предпринимателя
|
30
|
40 000
|
6,5 х 118 400 = 769 600 |
769,6
|
|
769,6
|
*В нашем примере расчет произведен по итогам осуществляемой в городе областного подчинения продажи непродовольственных товаров в марте.
Попытки унифицировать разные, порой не совсем справедливые условия налогообложения, преодолеть сложности расчетов уже делались. Положение о порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход микрофирмами и малыми предприятиями в сфере розничной торговли2 предусматривало расчет суммы единого налога на вмененный доход, исходя из используемой торговым предприятием площади, базовой ставки и корректирующих коэффициентов в зависимости от места расположения предприятия и видов реализуемых товаров.
Аналогичные подходы – исходя из размера площади – действуют во многих постсоветских странах. Например, в России единый налог на вмененный доход платят магазины розничной торговли с площадью торгового зала до 150 кв.м.
У нас размер площади магазина на налогообложении никак не сказывается. Этот показатель упоминается только в Постановлении Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению розничной торговли алкогольной продукцией» (от 16.03.2007 г. N ПП-605). Оно предусматривает, что розничная торговля алкогольной продукцией может осуществляться только со стационарной торговой точки с площадью торгового зала не менее 25 кв.м – в городах, не менее 15 кв.м – в сельской местности.
ВЫВОДЫ
Анализ законодательства и практики позволяет сделать выводы:
индивидуальный предприниматель практически не может заниматься торговой деятельностью без помощников, он вынужден привлекать наемных работников, нарушая этим действующее законодательство;
бизнес-процессы в розничной торговле не зависят от того, кто ею занимается – юридическое или физическое лицо;
различные условия налогообложения юридических и физических лиц неоправданны, они создают определенные сложности и проблемы как плательщикам, так и государству.
Совершенствованию налогообложения торговой деятельности будет способствовать снятие нормативного разделения оптовой и розничной торговли, введение единой ставки ЕНП и единого его минимального размера для всех субъектов торговой деятельности, о чем мы уже говорили в «НТВ» N 16. Одновременно целесообразным представляется:
√ рассмотреть вопрос о разрешении индивидуальным предпринимателям, занимающимся розничной торговлей, нанимать работников;
√ ввести единую ставку ЕНП для предприятий и физических лиц, осуществляющих торговлю, – оптовых, оптово-розничных, розничных. Она может составлять 3% от товарооборота (для исключения потерь бюджета необходимо провести расчеты ее размера), с отменой всех льгот по ставкам;
√ установить единый минимальный размер ЕНП для всех предприятий и физических лиц, осуществляющих торговлю. Исходя из опыта других стран оптимальным может быть фиксированный налог с учетом размера используемой площади, базовой ставки и корректирующих коэффициентов в зависимости от места расположения предприятия и видов реализуемых товаров.
Что может дать унификация регулирования всех правовых форм торговли?
Во-первых, исчезнут искусственные барьеры в торговле – основном двигателе рыночной экономики.
Во-вторых, единая система налогообложения для всех субъектов торговли снизит до минимума административные издержки при начислении и уплате налога, обеспечит прозрачность налогообложения и, соответственно, повысит доходность бюджета.
В-третьих, применение минимального фиксированного размера, исходя из площади торгового объекта и соответствующих коэффициентов, обеспечит справедливость системы налогообложения.
Феруз ХАЙРУЛЛАЕВ,
экономический обозреватель.
1От 25.05.2000 г. N 69-II, в редакции Закона от 2.05.2012 г. N ЗРУ-328.
2Утверждено Постановлением КМ от 12.07.2002 г. N 249, отмененным в 2003 году.
индивидуальный предприниматель практически не может заниматься торговой деятельностью без помощников, он вынужден привлекать наемных работников, нарушая этим действующее законодательство»
Почему нет, имеет право привлекать. Только наемный работник также обязан иметь разрешительное свидетельство (патент).
«бизнес-процессы в розничной торговле не зависят от того, кто ею занимается – юридическое или физическое лицо;
различные условия налогообложения юридических и физических лиц неоправданны, они создают определенные сложности и проблемы, как плательщикам, так и государству.»
Почему очень даже зависят, Вы же делаете выводы о кол-ве работников в розничной торговле юридического лица и физического лица. Наличие имущества, товарооборот. В связи с этим у физического лица должно быть более «льготное» налогообложение и ведения учета товаров и выручки.
Инд. предприниматели с определенным бизнес-планом имеют право заключать договора простого товарищества и заниматься совместной деятельностью.
По другим предложениям см. комментарий («Торговля оптом и в розницу. Проблемы идентификации и налогообложения», «НТВ» N 16 (1080) от 21.04.2015 г)