Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 12 / Актуальная тема

Повышать квалификацию обязан

 

Международная сертификация бухгалтера-практика (CAP) и профессионального бухгалтера (CIPA) – одна из программ обучения, признаваемая во всем мире как качественная, говорящая о профессионализме обладателей сертификатов и уровне их квалификации. Получить сертификат CAP/CIPA непросто. Чтобы стать признанным счетоводом-практиком (CAP) или международно признаваемым профессионалом (CIPA), претендент должен изучить дисциплины, предусмотренные программой, утвержденной Евразийским советом сертифицированных бухгалтеров и ­аудиторов (ЕССБА), успешно сдать экзамен и только пос­ле этого получить сертификат.

 

Чтобы сдать экзамен, кандидат должен:

• быть членом профессиональной организации – члена Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (в Узбекистане таковыми являются Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов (НАБА Уз), Палата аудиторов (ПАУ) и Федерация бухгалтеров (ФБУ);

• знать и применять на практике Кодекс профессиональной этики, рекомендованный Международной федерацией бухгалтеров;

• для получения сертификата CAP иметь стаж работы по специальности не менее года, CIPA – высшее образование и опыт профессиональной работы не менее 3 лет.

Сертификат бессрочный, и специалист может сохранить его до конца жизни как свидетельство успешной сдачи экзамена. Однако он может быть признан недействительным. В каких случаях это может произойти и как вернуть сертификату «действительность», рассказывают Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА (д.э.н., САР), председатель Совета Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов, и Равшан ХАЙДАРОВ, исполнительный директор Палаты аудиторов.

 

Миновар Тулаходжаева:

– В действующем Положении о сертификации CIPA* предусмотрено внесение надписи «Настоящий сертификат действителен при наличии свидетельства о повышении квалификации».

При получении сертификата специалисту выдаются членский билет и свидетельство о повышении квалификации. В нем ежегодно проставляется отметка о том, что он регулярно обучается, посещает семинары, круглые столы, курсы повышения квалификации. Все они должны быть исключительно профессиональными мероприятиями, на которых обсуждаются темы аудита, налогов, права, бухучета. За 3 года у специалиста должно быть «набрано» не менее 120 часов такого участия, то есть в среднем по 40 часов ежегодно.

Свое участие в том или ином мероприятии специалист должен подтвердить доказательствами: именным приглашением, данными о его присутствии на мероприятии, его программой. Лучше всего представить информацию о прохождении курсов повышения квалификации. В НАБА Уз действует Положение, в соответствии с которым владельцы сертификатов САР могут повышать свою квалификацию, посещая курсы второго уровня: «Финансовый учет-2», «Управленческий учет-2», ­«Аудит» или «Финансовый менеджмент». Каждый из них признается как один курс повышения квалификации. Но и другие профессиональные мероприятия принимаются во внимание. Если же в течение 3 лет специалист нигде не бывал, ни в каких мероприятиях не участвовал, то его сертификат может быть признан недействительным, так как он не выполнил одно из главных условий его получения – повышение квалификации и поддержание надлежащего уровня знаний.

Условия продления действия CAP/CIPA-сертификатов следующие: соблюдение обязанностей члена профессиональной организации – члена ЕССБА и постоянное повышение квалификации (120 часов за 3 года). То есть каждые 3 года профессио­нальная организация определяет, выполнено ли владельцем CAP- или CIPA-сертификата требование о 120-часовом повышении квалификации, принятое Общим собранием ЕССБА 11 октября 2007 года.

При невыполнении этих требований:

а) действие сертификата приостанавливается, если приостановлено членство владельца сертификата в профессиональной организации;

б) сертификат аннулируется в случае прекращения членства владельца сертификата в профессиональной организации, которая является членом ЕССБА.

Действие сертификата приостанавливается/аннулируется исполнительной дирекцией ЕССБА по заявлению профессиональной организации.

При переходе владельца сертификата из одной профессиональной организации – члена ЕССБА в другую его действие не будет при­остановлено, но только при условии, что владелец сертификата представит в прежнюю организацию подтверждение о членстве в другой организации.

 

Равшан Хайдаров:

– В настоящее время решение о недействительности сертификатов CAP/CIPA, как правило, применяется к аудиторам – внут­ренним и внешним, в меньшей степени – к налоговым консультантам и рядовым бухгалтерам. Согласно нормативным документам, регламентирующим порядок получения сертификатов внешнего и внутреннего аудитора, обладатель сертификата CAP/CIPA обязан подтвердить его действительность, представив свидетельства учебных цент­ров о прохождении курсов повышения квалификации. А вот при приеме их на работу нередко достаточно предъявить только сертификат – это зависит от осведомленности работодателя о необходимости постоянного повышения квалификации.

 

 

 ?  Порой обладатель сертификата переходит из той профессиональной организации, в которой он получил этот документ, в другую. Как в таком случае сохранить его действительность?

М.Т.: Владелец сертификата «не привязан» к определенной организации. Он имеет право переходить из одной в другую, и среди наших членов такие есть. Главное условие поддержания статуса сертификата – подтверждение квалификации и членство в одной из профессиональных организаций. То есть при наличии повышения квалификации, но отсутствии членства действие сертификата прекращается, и наоборот. Таким образом, не столь важно, в какой организации он его получал, где учился, повышал свой уровень. При переходе мы переносим в свои документы информацию о прохождении им курсов, и за владельцем сохраняется действительность сертификата. Если таких записей нет, то специалист может пройти обучение уже в новой организации. Сделать это он должен в течение года после получения сертификата и далее проходить обучение ежегодно. Если по итогам года отметки о прохождении курсов повышения квалификации не будет, то владелец сертификата получает предупреждение об обязательности прохождения 120-часовых курсов повышения квалификации в течение 3 лет. Если в указанный период это условие не выполняется – сертификат признается недействительным.

Р.Х.: Международные сертификаты выдают республиканские общественные профессиональные объединения аудиторов и бухгалтеров. Их действие прекращается, например, из-за непрохождения курсов повышения квалификации. Собственник сертификата свободен в выборе профорганизации. После получения сертификата ему полагается проходить курсы повышения квалификации в учебном цент­ре. Однако он обязан представить в профессиональную организацию документы, подтверждающие повышение его квалификации.

 

 ?  Может ли быть признан недействительным сертификат специалиста, уехавшего в долгосрочную командировку (на год и более) за пределы Узбекистана? Что нужно сделать его владельцу, чтобы не допустить этого? А если специалист уезжает на ПМЖ?

М.Т.: Если специалист – член нашей организации, то он может обратиться к нам за помощью, и мы порекомендуем ему профессиональные организации – члены ЕССБА, находящиеся в месте его выезда, в которых он может встать на учет. Более того, мы можем направить в зарубежную организацию рекомендательное письмо с информацией о владельце сертификата и о повышении им квалификации. Он может стать ее членом. Если же владелец сертификата уехал для обучения по специальности, мы готовы засчитать это в его «послужной список». Но он должен представить доказательства: именное приглашение и программу курсов. Повторюсь, главное условие – обучение по специальности.

В случае отъезда специалиста на ПМЖ он также должен обратиться к нам, и мы подготовим в профессиональную организацию другой страны рекомендательное письмо, в котором будет указана вся необходимая информация. И, конечно, он должен предъявить оригинал своего свидетельства в новой организации и продолжать повышать квалификацию уже там.

Р.Х.: Обладатели сертификатов обязаны в течение 3 лет повышать квалификацию на 120-часовых специальных курсах, участвуя в других мероприятиях (конференциях, проектах и т.п.), которые признаются профорганизацией. Специалист может «наверстать» упущенное после возвращения из командировки. Если за рубеж он уехал повышать квалификацию в области финансов, управленческого учета и в прочих профессиональных сферах, то при представлении подтверждающего документа в профорганизацию ему эти курсы могут быть зачтены.

При смене постоянного мес­та жительства специалисту следует взять с собой оригиналы свидетельств о повышении квалификации хотя бы за последние 5 лет. Они позволят ему подтвердить действительность своего сертификата новому работодателю.

 

 ?  А недействительный сертификат изымается у специалис­та? По каким причинам?

М.Т.: Выданный в соответствии с правилами сертификат изъять у собственника нельзя. Он может быть признан недействительным, но изымать его, безусловно, никто не имеет права. Другое дело, если сертификат подлежит аннулированию в связи с выдачей его по поддельным документам. Тогда сертификат изымается по решению исполнительной дирекции ЕССБА. И вообще, любое решение о недействительности сертификата принимается исполнительной дирекцией ЕССБА.

Р.Х.: В очень редких случаях, к примеру, когда сертификат поддельный либо при его выдаче допущена ошибка, или он выписан на другого человека. Но на все это должны быть соответствующая правовая основа и доказательства.

 

 ?  Можно ли восстановить действие сертификата? Если «да», то как и через какое время?

М.Т.: Сертификат – бессрочный, поэтому восстановить его действие можно. Правда, при условии, что членство в профессиональной организации не прекращалось. Но для прохождения курсов повышения квалификации потребуется время. Например, в нашей организации пройти 40-часовой курс повышения квалификации можно только 2 раза в год. Один курс позволяет наверстать упущенный год. Чем выше «стаж бездействия» сертификата, тем дольше придется его восстанавливать. Статус ему возвращается только после обучения на всех пропущенных курсах повышения квалификации. Так, чтобы наверстать 3 года «отдыха» (120 часов курсов повышения квалификации), потребуется не менее 1,5 года, чтобы обучиться на 3 курсах.

Р.Х.: Этот механизм пока не отработан. Если обладатель сертификата в течение 3 лет не прошел 120 часов курсов повышения квалификации или не представил документы для зачета, то по истечении этого срока сертификат теряет силу. Все зависит от работодателя. Кому-то достаточно только наличия у бухгалтера сертификата. А вот аудиторам обязательно нужно ежегодно повышать квалификацию. Спустя 3 года сертификат не восстанавливается – его необходимо получать заново в установленном порядке путем сдачи соответствующих экзаменов.

 

И напоследок считаем необходимым отметить, что, согласно статье 14.1 Положения о сертификации CIPA, лицо, сертификат которого аннулирован или его действие приостановлено, не имеет права использовать в своей подписи аббревиатуры CAP или CIPA и рекомендовать себя как лицо, имеющее квалификацию CAP или CIPA или владеющее сертификатом CAP или CIPA.

Получается, что недостаточно просто получить сертификат. Его статус требуется подтверждать и поддерживать, постоянно обучаясь и повышая квалификацию. В профессиональных организациях – членах ЕССБА и в ЕССБА ведется реестр обладателей международных сертификатов, и на их сайтах можно найти информацию о действительности этих документов.

 

Беседу вела  Ольга КИРЬЯКОВА,

наш корр.

 

 


*Утверждено Общим собранием ЕССБА, 2002 г.

Прочитано: 12829 раз(а)

Комментарии к статье (10)

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2015-03-24 22:23:31, Гость_Андрей Байрашев:
Спасибо компании НОРМА за возможность прокомментировать статью.
 
Судя по всему, уже давно назрела необходимость развенчания нескольких устоявшихся мифов, связанных с сертификацией бухгалтеров.
 
Миф №1: "Сертификация СИПА, признаваемая во всем мире".
Программа СИПА НИКОГДА не была "признаваемой во всем мире", а уж тем более сейчас. На пике своей популярности в середине 2000-х годов данная программа была действительно популярна в нескольких странах СНГ (Казахстан, Украина,
Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова), при этом в Российской Федерации и Беларуси программа СИПА была практически неизвестна. В других частях "всего мира" программа СИПА была никому неизвестна и реально не давала никаких преимуществ обладателям сертификатов САР и СИПА (хотя могла бы). А в настоящее время программа СИПА уже почти полностью утратила свое значение в Казахстане, так как с 2008 года там введена национальная сертификация бухгалтеров, которая постепенно вытеснила из Казахстана программу СИПА. С 2013 года программа СИПА и связанный с ней ЕССБА фактически распались на отдельные части, две самые крупные и самостоятельные из которых - это Украина и Кыргызстан. Т.е. некогда единая программа сертификации бухглатеров СИПА на русском языке теперь представляет собой по сути сугубо национальные компоненты, живущие уже несколько лет по своим собственным правилам. На обочине этого процесса размежевания по национальным квартирам остались Узбекистан, Таджикистан и Молдова, которые пока еще не обзавелись своей национальной программой сертификации.
 
Миф №2: "Положение о сертификации СИПА, выпущенное ЕССБА, соответствует законодательству Республики Узбекистан".
Как оказалось, нет. Требование об обязательном членстве в профессиональной организации-члена ЕССБА противоречит Закону РУз "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан". В частности в статья 4 Закона гласит:
"Статья 4. Принципы создания и деятельности общественных объединений
Общественные объединения создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности и гласности.
Все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, другими актами, действуют в рамках Конституции Республики Узбекистан, других законов Республики Узбекистан.
Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод или представления ему преимуществ, в том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных Законом.
На работников аппарата общественных объединений распространяется законодательство о труде, а также законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании трудящихся."
Обратите внимание на 3-й абзац статьи. Другими словами, выдача сертификатов САР и СИПА и их последующая "действительность", в том числе право использовать в своей подписи аббревиатуры CAP или CIPA, не может ставиться в зависимость от членства в каком-либо общественном объединении (профорганизации). Членство в профорганизации может быть только добровольным! Это очень неудобный момент для профорганизаций, но факт остается фактом.
Кстати, следует упомянуть, что к примеру в США сертификат (лицензия) CPA (Certified Public Accountant) вовсе не обязывает своего обладателя быть членом профорганизаций - Американского института CPA (AICPA) или других профорганизаций на уровне штата. Для получения CPA достаточно сдать унифицированные экзамены (четыре), обладать соответствующим практическим опытом, образованием, в том числе по этике (эти требования различаются по штатам). Это право человека, но не обязанность - быть членом профорганизации. Более того, AICPA фактически признает своими голосующими членами даже тех, кто формально ими не является, но соответствует критериям членства.
 
Миф №3: "Повышение квалификации должно контролироваться профорганизациями для сохранения права обладания сертификатом профессионального бухгалтера".
Вовсе необязательно. В тех же США в большинстве штатов для продления лицензии CPA на деятельность публично практикующего бухгалтера (т.е. по нашему, аудитора) требуется в том числе и повышение квалификации, которое контролируют власти штатов. Т.е. обязательное требование о повышении квалификации существует только для аудиторов, и есть даже штаты, где для занятия аудиторской деятельностью и вовсе не требуется наличие лицензии CPA. В других штатах, человек, который не повышает квалификацию может подписываться "CPA Inactive" (неактивный), а в штате Висконсин для CPA вообще не требуется повышение квалификации.
Более того, в соответствии с новым определением профессионального бухгалтера, вводимым Международной федерацией бухгалтеров (IFAC): Профессиональный бухгалтер - это физическое лицо, которое достигает, демонстрирует и поддерживает профессиональную компетентность в бухгалтерском учете и которое обязуется соблюдать кодекс этики" (A professional accountant is an individual who achieves, demonstrates, and maintains professional competence in accountancy and who is bound by a code of ethics). Старое определение было таким: Профессиональный бухгалтер - это физическое лицо, которое является членом профорганизации-члена МФБ (An individual who is a member of an IFAC member body). Разница, как говорится, налицо.
Также следует отметить, что повышение квалификации профессионального бухгалтера - это ответственность самого профессионального бухгалтера, а не профорганизации, что прямо указывается Международными стандартами образования, разрабатываемыми той же МФБ (IFAC). Ответственность профорганизаций - обеспечить помощь в повышении квалификации. Поэтому выглядит весьма сомнительной попытка "привязать" повышение квалификации к обязательности членства в профорганизации, даже с точки зрения международных стандартов, не говоря уже о законодательстве Республики Узбекистан (Закон "Об общественных объединениях").
 
Миф №4: "Существует нормативный документ о повышении квалификации обладателей сертификатов САР и СИПА, выпущенный ЕССБА".
Как оказалось, тоже нет. В ЕССБА было лишь принято решение в конце 2007 года о том, что:
1) срок действия сертификатов составляет 3 года;
2) условиями продления сертификатов является соблюдение обязанностей члена профорганизации и постоянное повышение квалификации (120 часов за 3 года); и
3) в сертификаты вводится надпись "Действителен при наличии свидетельства о повышении квалификации.  
Но никакого специального положения или порядка, где было бы подробно прописано, как обладатель сертификата должен повышать квалификацию, какова программа, сколько конкретно часов должно быть подтверждено каждый год, кто это должен контролировать и кто именно должен выдавать свидетельство о повышении квалификации, и как оно продлевается - в ЕССБА как не было, так и нет.
Кстати, обратите внимание на пункт 1), т.е. получается, что сертификаты с конца 2007 года по сути уже НЕ являются бессрочными, что противоречит пункту 9.1 Положения о сертификации СИПА, выпущенного ЕССБА (где указано, что срок действия сертификата неограничен), а в данное Положение изменения не вносились с 2005 года.
 
Миф №5: "Программа СИПА - это современная и качественная программа сертификации бухгалтеров"
Это было верно где-то до 2007-2008 годов. Сейчас практически все учебные программы предметов существенно устарели, особенно Финансовый учет 1 и Финансовый учет 2. Кроме того, после ликвидации ООО "СИПАЕН Уз" экзамены уже не являются едиными для всех, а именно единство экзаменов и было основным качественным преимуществом программы СИПА, ее универсальностью. Не даром в тех же США экзамены для получения сертификата (лицензии) CPA называются Uniform Certified Public Accountant Examination, т.е. Единый CPA экзамен.
2015-03-25 13:47:02, Гость_Ларсен:
Спасибо за комментарий.Честно говоря, уже устали многие бухгалтера от этой темы сертификации бухгалтеров.Спасибо газете "НТВ и Норма", которые проводят семинары платные и бесплатные для подписчиков.
2015-03-25 18:00:01, Гость_Новичок в этом деле:
Все эти экзамены, оплата туда, оплата сюда немного походит на развод на деньги, притом периодический и обязательный.Складывается мнение, что стоит  пройти курсы для повышения собственного проф.уровня и не стоит сдавать экзамены, чтобы не втягиваться в эту систему.
2015-03-26 11:51:32, Гость_Дэн.:
Все правильно Андрей, в топку всех этих аферистов. Надоели эти вечные поборы  и требования. Давно уже пора принять тот факт что единственный и непоколебимый авторитет у ACCA. В любой стране мира каждый уважающий себя специалист в области финансов имеет степень в ACCA. Соответственно и требования от работодателей в том же ключе.Да и кстати в ACCA никто и ничего у тебя не отнимет и не лишит.В России кстати появились еще одни клоны наших НОУ Дипифр рус, тоже требуют прохождение определенных курсов повышения квалификации и обязательной регистрации на их сайте с обязательными уплатой членскими взносами и платой за просмотры вебинаров.А подтверждение того факта что ты в теме и и повышаешь свою квалификацию служит процедура отправки им доказательств что ты ТИПА где то прослушал курс,,,,,,,,, просто смешно.
2015-03-26 16:23:48, Гость_А.А.Мухамедбаев:
Только недавно (Национальная сертификация: от дискуссии к практике. НТВ №6 2015г), авторы этой темы ратовали о необходимости создания национальной системы сертификации бухгалтеров. В частности, М.Тулаходжаева писала "Но из-за возникновения в последнее время связанных с судебными разбирательствами корпоративных проблем в Евразийском совете сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА), курирующем проведение экзаменов по международной сертификации CAP/CIPA, внедрение национальной сертификации стало настоятельным требованием времени".
В комментариях к той публикации многие, неравнодушные к проблеме специалисты, изъявляли готовность к участию в работе данного проекта.
Но что мы наблюдаем сегодня - демарш?!
Выжимаем то последнее, что сегодня морально устарело, а возможно завтра будет бесполезным.
Вместо того, чтоб сплотить вокруг себя сторонников создания действительно полезной для страны и его подданных системы сертификации, вводим в заблуждение работодателей.
Ведь за чистую, именно они принимают решение - кому доверить ведения учета на своем предприятии.
А.А.Мухамедбаев - директор ННО "Центр изучения проблем бизнеса и инвестиций".
2015-03-26 16:32:08, botir2002:
Эта тема давно обсуждается, и очень много комментариев, почти к каждой статье. НО, со стороны руководителей профорганизаций, которые курируют данную сферу, мы так и не услышали ответов на вопросы. Какая-то глухая стена. И что творится с Законом "О бухгалтерском учете"??? Почему в ЕПИГУ не выставили проект Закона?
2015-03-26 18:23:21, Гость_Лена:
Спасибо, Андрей, что так грамотно развенчали мифы о сертификатах. Меня заставляли проходить каждый год повышение квалификации.  Стоило это не мало, я платила и приходила на так называемые курсы по повышению квалификации. Курсы длились 3 дня и были ни о чем. Приходил просто преподаватель и монотонно читал какой то текст, который мы должны были конспектировать. На вопрос почему мы должны все это писать, когда можно за такие деньги раздать этот материал, мне посоветовали помолчать.Народу было мало, видимо не все велись на этот развод.
2015-03-31 13:31:40, Гость_:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!
2015-04-02 12:16:44, Гость_Давронбек:
Напишите пожалуйста о ДипИФР(Рус)
2015-04-06 18:49:28, Гость_:
По поводу диплома ДипИФР - этот диплом на русском языке сейчас является по сути эталоном специалиста по МСФО в России, Казахстане и на Украине. Для получения диплома нужно сдать один 3-х часовой письменный экзамен (необходимо набрать 50 баллов из 100) и иметь 3 года стажа работы  или аудитором. Экзамены проводятся в начале июня и декабря, в том числе и в Ташкенте. Диплом выдается Ассоциацией присяжных сертифицированных  в Великобритании. Обучение не является обязательным, но самоподготовка далеко не всегда приводит к успеху на экзамене. Экзамен достаточно сложный и требует хорошего владения техникой консолидации финансовой отчетности простой группы компаний (материнская компания + одна дочерняя компания + одна ассоциированная компания или СП), знание основных положений большинства МСФО, умение применять конкретные МСФО в конкретных ситуациях, а также умение излагать письменно аргументировать свои выводы, со ссылками на МСФО.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика