Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 11 / Дом, в котором мы живем

Установите счетчик «правильно»

 

Возвращаясь к вопросам теплоснабжения в многоквартирных домах, поднятым в тематическом выпуске «Дом, в котором мы живем»  («Норма» N 52 от 30.12.2014 г.), мы продолжаем рассказывать о том, что необходимо знать и неукоснительно соблюдать потребителям в связи  с введением в действие новых Правил1.

 

Энергосбережение остается одним из приоритетов жилищно-коммунальной сферы. Поэтому ключевым моментом в теплоснабжении многоквартирных домов являются установка и эксплуатация общедомовых и индивидуальных приборов учета. Новые Правила оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах четко регламентируют этот порядок для потребителей, поставщиков, исполнителей. Если общедомовые счетчики – дело ближайшей перспективы, то индивидуальные приборы учета горячей воды – реальность. Они стали хорошим стимулом для экономного использования коммунального продукта, что в свою очередь отражается на сокращении оплаты его потребления.

Процесс оснащения жилых многоэтажек поквартирными счетчиками продолжается. А потребители задают вопросы, связанные с их установкой, эксплуатацией, поверкой. Их неурегулированность часто становилась причиной противоречий между сторонами. Например, прежде не было четкого и подробного регламента действий при повреждении приборов учета, срыве пломб, ремонте. Детализации требовал порядок проведения поверки. Проблемы возникали у потребителей из-за неинформированности об истечении межповерочного интервала и необходимости в связи с этим проведения поверки. Для решения этих вопросов важно было определить сроки подачи и рассмотрения заявлений, оповещения потребителей, информирования поставщиков об изменении числа проживающих, владельца жилого помещения и прочих обстоятельств, устранения неисправностей, оказания услуг и так далее, усилив тем самым ответственность сторон на каждом этапе. В новом документе постарались максимально учесть эти моменты с соблюдением баланса интересов поставщиков и потребителей. Предлагаем пошаговую инструкцию по установке индивидуальных счетчиков горячей воды, а также поверочный всеобуч в соответствии с Правилами.

 

 

УСТАНОВКА, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРИБОРА УЧЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ

 

ШАГ 1.

Потребитель принял решение установить счетчик горячей воды. Что необходимо знать и предпринять на этом этапе?

Потребителю следует знать, что приобретение, установка, государственная поверка и эксплуатация (ремонт, замена) приборов учета выполняются поставщиком за счет средств потребителей. При этом поставщик должен установить отдельные тарифы на эти услуги, согласованные с органом ценового регулирования. По желанию потребителя, кроме поставщика, эти услуги могут выполнять другие организации, аккредитованные в органах Агентства «Узстандарт». Поставщик обязан предоставить потребителю информацию о типах индивидуальных счетчиков, допущенных к применению в Республике Узбекистан по перечню, предоставляемому Узстандартом (пункты 49, 50 Правил).

 

ШАГ 2.

Подача заявления, заключение договора об установке прибора учета

Для установки индивидуального счетчика потребитель подает поставщику заявку. После ее поступления поставщик в течение 3 дней заключает с потребителем договор на реализацию и установку прибора учета, в котором предусмотрена 100-процентная предоплата от суммы договора. При этом малообеспеченные семьи, получающие пособия в органах самоуправления граждан, оснащаются приборами учета горячей воды за счет средств поставщика с последующим погашением стоимости прибора учета собственником жилья в течение 12 месяцев на основании договора (пункт 51 Правил).

 

ШАГ 3.

Установка прибора учета

Поставщик или другие организации, аккредитованные в Агентстве «Узстандарт», обязаны установить счетчик горячей воды в течение 30 календарных дней после его оплаты при условии предоставления потребителем доступа к месту установки. При несоблюдении поставщиком сроков установки индивидуального прибора учета потребитель освобождается от уплаты повышающего коэффициента, установленного законодательством (пункт 52 Правил). Напомним, что Постановлением Кабинета Министров от 6.11.2013 г. N 300 абоненты, не установившие в свое время приборы учета горячей воды в своих квартирах, платят за нее с применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам.

Услуги по установке (как и снятию для ремонта, гос­поверки или замены) счетчика должны выполняться в присутствии потребителя или его представителя. При этом составляется двухсторонний акт, в котором указывается номер вновь устанавливаемого счетчика или номер снимаемого с показаниями учета на момент установки и снятия. Составление актов об установке или снятии, а также опломбирование счетчика поставщиком осуществ­ляются бесплатно (пункты 53, 54 Правил).

 

ШАГ 4.

Потребитель обнаружил повреждение счетчика, срыв пломбы

Ответственность за сохранность и целостность индивидуальных приборов учета и пломб на них возлагается на потребителя (пункт 55 Правил). При выявлении повреждения или срыва пломбы абонент обязан немедленно поставить в известность об этом поставщика. Стороны должны составить совместный акт с последующим принятием решения об устранении нарушений в работе счетчика. Если потребитель не предупредил о повреждении прибора учета поставщика в течение суток, расчет за тепловую энергию производится по количеству прописанных (проживающих) людей до проведения поверки. Оплата будет производиться с момента последних показаний, зафиксированных исправным счетчиком (пункты 55, 56, 57 Правил).

 

 

ПОВЕРОЧНЫЙ ВСЕОБУЧ

 

– Что включает в себя поверка индивидуальных приборов учета?

Поверка индивидуальных счетчиков горячей воды охватывает работы по снятию, транспортировке его до места поверки и обратно, установке поверенного прибора учета, а также оплату услуг метрологических служб по поверке (пункт 60 Правил).

 

Как часто потребители должны проводить поверку индивидуальных приборов учета горячей воды?

Межповерочный интервал индивидуальных счетчиков горячей воды у физических лиц составляет 1 раз в 4 года (пункт 42 Правил).

 

Потребитель обнаружил, что истек срок поверки счетчика горячей воды. Каковы его действия?

Он обязан немедленно поставить в известность об этом поставщика. Стороны должны составить акт о проведении плановой поверки (пункт 56 Правил).

 

Должен ли поставщик предварительно информировать потребителя о необходимости проведения поверки?

Поставщик должен заранее направить потребителю уведомление об истечении предельного срока эксплуатации счетчика (не менее чем за 10 календарных дней). Потребитель в 3-дневный срок со дня получения уведомления согласовывает письменно или устно (по телефону) заявку, день и время снятия представителями поставщика прибора учета (пункт 61 Правил).

 

Как быть, если потребитель не получил уведомления?

Если потребитель отсутствовал по уважительной причине (служебная командировка, лечение, отдых), то должен предъявить поставщику подтверждающие документы, на основании которых срок со дня предписания о снятии индивидуального счетчика на поверку продлевается на период его отсутствия (пункт 61 Правил).

 

Что важно знать при снятии (установке) счетчика на поверку?

При снятии счетчика составляется двухсторонний акт, в котором указываются дата снятия, показания счетчика, сроки проведения поверки и установки поверенного индивидуального прибора учета (пункт 61 Правил).

 

Сколько времени должна занимать вся процедура поверки?

Время проведения поверки индивидуального прибора учета поставщиком со дня его снятия и до установки не должно превышать 30 рабочих дней (пункт 62 Правил).

 

Как будут производиться расчеты за потребление горячей воды при проведении поверки?

В период проведения поверки (или ремонта) индивидуальных приборов учета расчет за горячее водоснабжение для потребителей производится в течение 30 календарных дней с момента снятия по среднесуточным показаниям индивидуальных счетчиков за 3 предыдущих месяца (пункт 63 Правил).

 

Как будет проводиться перерасчет при несвоевременной поверке приборов учета горячей воды?

По жилым помещениям начисление при несвоевременной поверке приборов учета горячей воды будет производиться по количеству прописанных (проживающих) людей до проведения поверки с момента последнего фиксирования показаний исправного прибора учета (пункт 43 Правил).

 

 

РАСЧЕТЫ ЗА ТЕПЛОЭНЕРГИЮ:  СЛЕДУЙТЕ ПРАВИЛАМ

 

– Как должны вносить плату за теплоэнергию потребители, проживающие в ведомственном жилищном фонде?

Потребители, проживающие в домах, общежитиях, квартирах ведомственного жилищного фонда, платят за тепловую энергию в эксплуатационный орган этого ведомства по тарифам, установленным для физических лиц (населения). При этом госпредприятия, учреждения, организации, в ведении и на балансе которых находится жилищный фонд, заключают договор и производят оплату поставщику за оказанные услуги теплоснабжения физическим лицам, проживающим в их ведомственном жилфонде, по тарифам для юридических лиц (пункт 92 Правил).

Как производится оплата потребления горячей воды собственником жилого помещения, не имеющим индивидуального прибора учета?

Оплата стоимости горячей воды, поставленной физическим лицам, не имеющим индивидуальных приборов учета ее потребления, осуществляется с применением повышающего коэффициента к установленным тарифам на эти услуги (пункт 93 Правил).

 

Как следует оплачивать горячую воду в квартире, в которой не установлен счетчик горячей воды и нет прописанных граждан?

В этом случае расчеты за услуги горячего водоснабжения осуществляются по нормам потребления с применением повышающего коэффициента к установленным тарифам в расчете: на 1 человека в однокомнатном и двухкомнатном жилом помещении; на 2 человек – в трехкомнатном; на 3 человек – в четырехкомнатном; на 4 человек – в пятикомнатном жилом помещении (пункт 93 Правил).

 

– Почему отопительный сезон у нас продолжается несколько месяцев, а платим за услуги центрального отопления весь год?

– Начисление за услуги центрального отопления, оказываемые физическим лицам, производится по установленным тарифам равномерно – ежемесячно в течение года (пункт 94 Правил). Это сделано для удобства потребителей во избежание резкого роста платежей в зимнее время. Собственники или наниматели жилья, вселившиеся в дома с центральным отоплением после окончания отопительного сезона, обязаны вносить плату за отопление наравне с остальными потребителями по установленному тарифу (пункт 94 Правил).

 

– Я являюсь собственником квартиры, в которой никто не прописан и не проживает. Должен ли я платить за отопление?

– Собственники или наниматели жилья обязаны вносить плату за центральное отопление независимо от проживания и(или) наличия прописки (пункт 94 Правил).

 

Как уплачивать задолженность за услуги теплоснабжения при повышении тарифа на них?

При изменении тарифов на услуги теплоснабжения вне зависимости от даты договор теплоснабжения остается в силе, и потребитель обязан оплачивать полученную услугу по новым тарифам со дня их ввода (пункт 95 Правил).

 

Я заплатил за услугу теплоснабжения авансом за год вперед. Но в этот период повысились тарифы. Надо ли доплачивать за услугу?

Потребитель – физическое лицо освобождается от внесения дополнительных платежей за оплаченные авансом услуги теплоснабжения на период, не превышающий 12 месяцев с даты оплаты в случае увеличения тарифов в это время (пункт 95 Правил).

 

Каков порядок внесения платежей за услуги теп­лоснабжения физическими лицами?

Физические лица должны оплачивать услуги теплоснабжения ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим (пункт 98 Правил).

 

Может ли теплоснабжающая организация применять к потребителям – физическим лицам пеню?

В случае невнесения платежей за услугу теплоснабжения в установленный срок за каждый день просрочки уплачивается пеня, но не более 50% от суммы просроченного платежа: бытовыми потребителями – населением в размере 0,1% (пункт 99 Правил).

 

Может ли поставщик отключить подачу горячей воды потребителю из-за имеющейся у него задолженности?

При неуплате потребителем задолженности за полученные услуги теплоснабжения по истечении 2 недель поставщик письменно уведомляет о задолженности. Он вправе отключить подачу горячей воды через 7 дней после уведомления. Подача воды возобновляется после погашения потребителем задолженности и оплаты дополнительного счета за работы по отключению и включению абонентского ввода согласно утвержденной поставщиком калькуляции (пункт 100 Правил).

 

Потребителю неправильно начислили сумму оплаты потребления теплоэнергии. Какие шаги он должен предпринять?

При неправильном начислении суммы оплаты потребитель должен заявить поставщику претензию в письменной форме не позже 5 дней с момента выявления этого факта. Подача претензии не освобождает его от обязанности оплатить полученную услугу в полном размере и в установленный срок. Претензии рассматриваются поставщиком в течение 10 дней. Если они обоснованны, то излишки сумм засчитываются на счет предстоящих платежей. О результатах рассмотрения претензии потребитель должен быть извещен не позднее 5 дней (пункт 101 Правил).

 

Потребитель самостоятельно заполнял квитанцию по оплате услуг теплоснабжения и допустил ошибку. Как можно ее исправить, если он уже заплатил за услугу?

Ошибки, допущенные потребителем при заполнении им самим платежных документов и оплате услуг теплоснабжения, учитываются поставщиком по мере их выявления. Перерасчет начисления производится при обнаружении ошибки в учете расхода горячей воды по фактическим показаниям, подтвержденным актом обследования прибора учета (пункт 103 Правил).

 

– Что следует учесть в расчетах за пользование тепловой энергией при смене собственника жилого помещения?

При смене собственника помещения предыдущий владелец обязан сообщить об этом поставщику в течение 7 дней до выезда. После его выезда ответственность за сохранность пломб и прибора учета возлагается на нового собственника. Предыдущий квартировладелец обязан полностью погасить задолженность за потребленные услуги теплоснабжения до передачи помещения новому собственнику (пункт 106 Правил).

 

Какие документы потребитель (физическое лицо) должен представить поставщику для заключения договора или получения справки об отсутствии задолженности, представляемой в нотариальную контору?

– Согласно пунктам 6, 107 Правил, чтобы получить справку для нотариальной конторы, потребитель должен представить:

документ, удостоверяющий личность собственника жилого помещения;

документ, подтверждающий право собственности на помещение в многоквартирном доме и дату возникновения данного права;

справку (форма N 17) паспортного подразделения ОВД или выписку из домовой книги;

акт обследования внутриквартирной системы теплоснабжения;

акт обследования и показания прибора учета горячей воды.

 

В течение какого времени новый владелец жилого помещения обязан заключить договор с поставщиком?

Новый собственник жилого помещения должен заключить договор с теплоснабжающей организацией в 7-дневный срок со дня изменения владельца (пункт 108 Правил).

 

Очень часто в квартире, не оборудованной прибором учета потребления горячей воды, прописан 1 человек, а временно проживает большое число квартирантов. Как оплачивать в этом случае горячую воду?

– При проживании временных жителей (нанимателей) оплата производится полностью за количество фактически проживающих. Если квартира не оснащена прибором учета, потребитель обязан письменно информировать поставщика об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении не позднее 5 рабочих дней с момента произошедших изменений. При этом составляется трехсторонний акт между представителями поставщика, органа самоуправления граждан и собственником помещения (пункт 110 Правил).

 

Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.

 


1Приложение N 1 к Постановлению КМ «Об утверждении правил оказания коммунальных услуг» от 15.07.2014 г. N 194. Опубликовано в пакете документов «НТВ» N 39 от 30.09.2014 г.

Прочитано: 6304 раз(а)

Комментарии к статье (3)

2015-03-17 17:16:30, Гость_Ахтам Хикматов, адвокат:
Как правило, споры возникают по поводу того, что потребители своевременно не произвели поверку счетчика. Поэтому еще раз прошу все обратить внимание на то, что согласно п. 61 «Правил оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах» до истечения установленного предельного срока эксплуатации индивидуальных приборов учета Поставщик заранее (не менее, чем за 10 календарных дней) направляет Потребителю уведомление об истечении предельного срока эксплуатации индивидуального прибора учета, оговоренного в договоре в установленном порядке.
2015-03-17 17:42:10, Гость_Хикматов Ахтам, адвокат:
Также споры возникают по поводу того, имеют ли право работники теплоснабжающей организации входить в квартиру для проверки, осмотра и снятия показаний со счетчиков.
На этот вопрос есть ответ в п. 59 «Правил оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах». Согласно нему потребители (по предварительному согласованию в письменной или устной форме) обязаны обеспечить представителям Поставщика, при наличии у последних служебных удостоверений, беспрепятственный доступ к общедомовым или индивидуальным приборам учета, внутридомовым системам отопления и горячего водоснабжения, внутриквартирному оборудованию для их осмотра с обязательным участием представителя управляющей организации.
2015-03-20 11:39:21, Гость_Sh.R.Tashhujaev:
Полностью согласен с комментариями адвоката Хикматова Ахтама!
Согласно Правил  у потребителя масса обязанностей и он под постоянной угрозой санкций со стороны монополиста-поставщика услуг. А для чего у поставщика большой штат контролеров  и  он имеет массу инструментов регулирования тарифов?
Кандидат от НДП Узбекистана предлагает реформировать систему ЖКХ и предоставить  возможность выбора  альтернативных поставщиков услуг.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика