Нынешний отопительный сезон для жителей многоквартирных домов проходит по новым правилам. Тем не менее далеко не многие в курсе, что в Узбекистане начали действовать Правила оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах (приложение N 1 к Постановлению КМ от 15.07.2014 г. N 194, далее – Правила). Это документ, который давно ждали, с которым сегодня связывают надежды на повышение эффективности работы теплоснабжающих организаций, их финансовое оздоровление, повышение качества услуг. По сути – это программа действий для всех субъектов правоотношений в сфере теплоснабжения: поставщиков, исполнителей (ТЧСЖ, обслуживающих организаций), потребителей. Правила подсказывают, как следует действовать этому триумвирату в условиях реформирования жилищно-коммунальной сферы для «потепления» отношений, погоды в доме. Конечно, с принятием нового документа ситуация в теплоснабжении не может измениться в один момент. Это зависит от совместных действий, усилий, ответственности сторон, вовлеченных в систему обеспечения потребителей теплоэнергией.
Пожалуй, для теплоснабжения, более чем для какой-либо другой коммунальной сферы, характерен эффект «домино», когда изменение одного звена в цепочке жизнедеятельности тут же влечет за собой сбой следующих. Потребители не вникают в перипетии проблем отрасли. Больше всего их волнуют тарифы и качество услуг. Но ведь эти проблемы самым прямым образом могут влиять на них и, к сожалению, зачастую со знаком «минус». Например, в доме нет тепла, потому что жители вмешиваются в схему отопительных сетей, нарушают ее, как им вздумается. Безусловно, это ухудшает работу системы, ведет к сверхнормативному потреблению тепловой энергии. Люди прекращают платить за некачественную услугу или ее отсутствие, даже не подозревая, что повлияли на это своими руками. Неплатежи ухудшают работу отрасли, не позволяя ей развивать инфраструктуру, проводить обновление и капитальный ремонт сетей, оборудования, ресурсосберегающие мероприятия. Это также отражается на качестве услуг.
Правила устанавливают четкий механизм, как вырваться из этого замкнутого круга, как интересы потребителей увязать с приоритетами отрасли. И если все стороны будут неукоснительно его соблюдать, только тогда он достигнет результата. О том, что необходимо знать потребителям о своих правах, обязанностях, ответственности, мы расскажем в этом тематическом выпуске. О ключевых новациях нового документа – в беседе с заместителем генерального директора УП ПО «Тошиссиккуввати» Мариной НАРТИКОЕВОЙ.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
– Марина Алихановна, чем была вызвана необходимость разработки новых Правил?
– До принятия нового документа взаимоотношения между поставщиками тепловой энергии и потребителями регулировали Правила предоставления коммунальных услуг населению в Республике Узбекистан (зарегистрированы МЮ 20.02.1999 г. N 648, далее – Правила N 648). Этот универсальный документ относился ко всем видам коммунальных услуг. Но с того момента в этой сфере произошли огромные перемены. Возникла необходимость в новом регламенте с учетом реформирования ЖКХ, позиций и требований рыночной экономики, современных реалий, которые нашли отражение в деятельности коммунальных предприятий, обслуживании жилищного фонда. Каждая сфера коммунальных услуг имеет сегодня ярко выраженную специфику. Поэтому при подготовке Правил пошли от общего к частному, разработав отдельные документы по каждому виду услуг, в том числе и по теплоснабжению.
Новый документ регулирует поставку тепловой энергии в многоквартирные дома и адресован физическим лицам. С чем это связано? Из общего объема подаваемой в сеть тепловой энергии в Ташкенте на долю населения приходится 85%. В республике действуют Правила пользования тепловой энергией (приложение N 2 к Постановлению КМ от 22.08.2009 г. N 245), но они не распространяются на взаимоотношения, связанные с ее поставкой населению для бытового потребления.
В последние годы много нового появилось в сфере управления и обслуживания общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирных домах, к которому относятся также внутридомовые системы теплоснабжения и горячего водоснабжения (ГВС). Их содержанием по договору с ТЧСЖ могут заниматься профессиональные обслуживающие организации, специализированные компании и так далее. Законодательством установлена возможность обслуживания домового хозяйства путем непосредственного управления коллективом собственников без создания юридического лица (ТЧСЖ). Многоквартирный дом представляет сегодня очень широкий срез квартировладельцев. В нем проживают собственники жилых и нежилых помещений, наниматели и наймодатели, арендаторы. Многие являются владельцами не одного, а нескольких жилых помещений. Взаимоотношения с этими категориями собственников тоже требовали урегулирования.
Сфера теплоснабжения тесно связана с энергоносителями, значит, с программами энерго- и ресурсосбережения, что является одним из приоритетов государственной политики в жилищно-коммунальной сфере. Природные ресурсы, используемые при выработке тепловой энергии, невозобновляемы. Их расточительное потребление может привести к тому, что они станут менее доступными и более дорогими. А наибольшее количество потерь происходит в коммунальном секторе, в том числе в сфере теплоснабжения. Поэтому установка приборов учета потребления теплоэнергии – один из ключевых вопросов экономии ресурсов. Прежние Правила N 648 не предусматривали порядка установки, эксплуатации, поверки общедомовых и индивидуальных счетчиков. В них отсутствовали необходимые параметры теплоносителя, методика пересчета оплаты тепловой энергии при отклонении этих параметров от нормы и так далее.
В Ташкенте около 66% потребителей в многоквартирных домах оснащены индивидуальными приборами учета горячей воды. В ближайшем будущем начнется установка общедомовых счетчиков. Но без осуществления правовых, организационных, производственных, технических и экономических мер, которые учтены в новом документе, эта работа невозможна.
Что очень важно, новые Правила подробно регулируют комплекс вопросов, связанных с расчетами за потребление тепловой энергии. Например, порядок ее оплаты в домах, оборудованных приборами учета и при их отсутствии; изменения размера оплаты при поставке ее с перерывами, превышающими установленную продолжительность; установления факта отсутствия поставки или поставки ненадлежащего качества; требования к качеству услуг теплоснабжения.
ТРЕТИЙ – НЕ ЛИШНИЙ
– В документе усилена роль исполнителя услуг в улучшении теплоснабжения многоквартирного дома. С чем это связано?
– В Правилах определены субъекты правоотношений в сфере теплоснабжения исходя из права собственности, балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности. Это поставщик (теплоснабжающая организация); исполнитель (ТЧСЖ, управляющие организации, другие структуры, уполномоченные собственниками жилых помещений выполнять функции по оказанию коммунальных услуг, отвечающие за обслуживание и техническое состояние внутридомового имущества, в том числе систем отопления и горячего водоснабжения) и потребитель (собственник помещения в многоквартирном доме, потребляющий коммунальные услуги). Теплоснабжающая организация несет ответственность за подачу тепловой энергии до входа в дом. Ответственность ТЧСЖ – довести ее до каждой квартиры.
Часто жители жалуются на поставщиков, что в доме нет тепла, но в то же время в многоэтажке протекают трубы, стояки давно требуют замены. Люди пишут письма во все инстанции, а внутридомовая система теплоснабжения напоминает лабиринт, из которого нет выхода, – незаконные врезки, наращенные радиаторы, полы с обогревом. Устанавливают батареи на лоджиях, сливают воду из радиаторов; сносят в квартирах перегородки, отвлекая на себя теплоэнергию больше установленных параметров, и так далее. Короче говоря, ждать нормального отопления здесь не приходится. Причины надо искать в доме и восстанавливать работу системы. Кто должен этим заниматься? Товарищество, на которое собственники возложили обязанность по содержанию общего имущества, в том числе внутридомовых сетей.
Еще один ракурс вопроса. По обращению потребителей в товарищество приходят представители теплоснабжающей организации проверить работу системы отопления. Руководители ТЧСЖ не предоставляют им доступ в подвал: там трубы «текут», переключены на слив в канализацию и так далее. Товарищество может поплатиться за это штрафами. Жители, нарушившие проектное решение квартиры, тоже не пускают их к себе. Поэтому выявить реальное теплопотребление без установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в доме сложно. Но следить за незаконным вмешательством потребителей в работу инженерных коммуникаций – прямая обязанность товарищества. Иначе это становится проблемой всего дома.
Или другой момент. В квартирах слабое отопление из-за того, что поставщик подает в дом теплоэнергию с отклонениями от установленных параметров. Разбираться с этим должны теплоснабжающая организация и товарищество, но никак не жители.
Поэтому давно возникла необходимость усилить роль исполнителя в обслуживании внутридомового имущества, в том числе системы теплоснабжения. Правила определили его права, обязанности, ответственность с учетом прав потребителей. Исполнитель обязан не допускать переоборудования внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, слива и утечки сетевой воды; обеспечивать по заявкам поставщика беспрепятственный доступ его уполномоченных представителей к внутридомовым системам отопления и ГВС; своевременно устранять их повреждения; проводить мероприятия по подготовке домов к отопительному сезону и так далее (пункт 79 Правил).
В документе четко прописано, что исполнитель несет ответственность за качество предоставления услуги теплоснабжения при условии выполнения поставщиком своих договорных обязательств в части соблюдения показателей качества тепловой энергии (пункт 82 Правил). Он отвечает в полном объеме за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также за моральный вред (пункт 83 Правил).
КТО ПОДПИШЕТ ДОГОВОР…
– Документ предусматривает, что от имени потребителя договор теплоснабжения с поставщиком услуг может заключать исполнитель. В чем преимущество такой формы взаимоотношения сторон?
– Необходимость заключения договоров «исполнитель–поставщик» была предусмотрена еще старыми Правилами N 648, разработанными в 1999 году. Однако на тот момент различные организации, занимающиеся эксплуатацией жилищного фонда (жэки, АП, КЭУ, ТСЖ и прочие), не в полной мере справлялись с возложенными на них задачами, в том числе и по обеспечению сбора платежей с населения за коммунальные услуги. В итоге в соответствии с решением хокима Ташкента с 2002 года поставщики начали заключать договоры непосредственно с собственниками помещений многоквартирных домов. Новые Правила ориентированы на сложившиеся договорные отношения, но при этом также предусмотрена возможность заключения договоров с обслуживающими жилищный фонд организациями. Это более удобный и выгодный вариант для потребителей. Ведь большинство из них не владет законодательством, не знает своих прав и обязанностей, не может грамотно составить заявление при возникновении проблем с отоплением, не в курсе, как установить факт отсутствия поставки теплоэнергии или поставки ее ненадлежащего качества и так далее. В результате они вынуждены обивать пороги теплоснабжающих организаций, хотя большей частью проблемы находятся внутри их собственного дома, где ответственность несет исполнитель. Поставщикам при возникновении проблемы в доме тоже удобнее иметь дело с товариществом или обслуживающей организацией. К осознанию необходимости заключения договоров «исполнитель–поставщик» товарищества должны прийти при оснащении многоквартирного жилого фонда общедомовыми приборами учета.
– В договоре «исполнитель–поставщик» потребитель исключен из взаимоотношений с поставщиком. Предположим, в доме проблемы с отоплением из-за того, что теплоэнергия подается с отклонениями от установленных параметров качества. Товарищество не предпринимает никаких мер, а потребитель не имеет возможности обратиться напрямую к поставщику. Как будут регулироваться такие вопросы Правилами?
– Товарищество создается по инициативе собственников жилых помещений. Если его руководители не справляются с возложенными на него задачами, члены ТЧСЖ могут переизбрать правление, нанять управляющую организацию и т.д. Пункт 76 Правил устанавливает, что после подачи в установленном порядке потребителями (исполнителем) заявления об отсутствии теплоснабжения или снижении параметров теплоносителя против договорных поставщик в течение 18 часов обязан обеспечить явку своего представителя для составления соответствующего акта с участием представителей заявителя, а также возместить стоимость недопоставленной по вине поставщика тепловой энергии или учесть при взаиморасчетах стоимость недопоставленной тепловой энергии на будущий период. Объем недопоставленной тепловой энергии определяется поставщиком с участием представителей потребителя и исполнителя и оформляется актом.
СЧЕТЧИКИ ПОЗВОЛЯТ СЭКОНОМИТЬ
– Большое внимание в Правилах уделяется ресурсосбережению, в частности, оснащению многоквартирных домов индивидуальными и общедомовыми приборами учета. Процесс установки поквартирных счетчиков у нас продолжается, а вот общедомовые приборы учета – дело новое. В чем их преимущество, за чей счет они будут приобретаться?
– Огромной проблемой в сфере теплоснабжения является сверхнормативное потребление тепловой энергии. Оно обусловлено причинами как технологического характера, например, перетопами (это когда за окном плюс, в квартире жарко и жители открывают форточки, «отапливая» улицу), так и многочисленными нарушениями, допускаемыми самими потребителями: сливами, утечками, незаконными врезками, неудовлетворительным состоянием внутридомового оборудования и так далее. Поскольку в жилых домах отсутствуют общедомовые приборы учета, сегодня невозможно определить реальный расход тепловой энергии. Ее потребление оплачивается не по фактическим расходам, а по нормативам. За отопление собственники платят исходя из отапливаемой площади, за горячее водоснабжение – по показаниям индивидуального прибора учета, а при его отсутствии – по количеству проживающих в квартире.
Транспортировка тепловой энергии происходит по магистральным и распределительным сетям, являющимся балансовой принадлежностью «Тошиссиккуввати», и по внутридомовым сетям, которые относятся к общедолевой собственности квартировладельцев. Без установки общедомовых приборов учета невозможно наладить учет фактического потребления, определить, какая часть сверхнормативных потерь приходится на зону ответственности объединения, какая – на жилые дома.
В 2007 году в качестве эксперимента в многоквартирных домах столицы были установлены общедомовые приборы учета для проведения мониторинга за фактическим потреблением тепловой энергии населением. Изучение ситуации, которое проводится по сей день, свидетельствует, что реальное потребление у нас значительно превышает нормативное, особенно в зимнее время, когда нарушений и вмешательств в систему теплоснабжения гораздо больше. Поэтому для обеспечения сбережения энергоресурсов крайне важно наладить учет по факту потребления тепловой энергии: установить общедомовые приборы учета, заключить договоры на ее поставку между поставщиком и исполнителем и далее расчеты за нее производить по показаниям счетчиков.
Для потребителей установка общедомовых счетчиков – это и возможность улучшения работы системы теплоснабжения, и сокращение расходов за потребление коммунального продукта. Ведь они не только фиксируют объем поступающей в дом теплоэнергии, но и регистрируют ее качественные параметры. В случае отклонения от них ТЧСЖ (обслуживающая организация, собственники) могут предъявлять поставщику обоснованные требования для перерасчета оплаты. Общедомовые приборы учета тепловой энергии позволят определить, где происходят потери: в домовых сетях или в сетях теплоснабжающей организации, кто за них должен платить. Поэтому существенно могут сократиться платежи населения за теплопотребление. Не сразу, конечно, но после ряда энергосберегающих мероприятий. Сами по себе приборы учета не экономят ресурсы, но они позволяют людям задуматься о необходимости приведения в порядок внутридомовых сетей, чтобы впоследствии меньше платить за коммунальный продукт.
Общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах эксплуатируются и поверяются за счет балансодержателя (поставщика или исполнителя, в зависимости от того, на чьем балансе они находятся) (пункт 37 Правил). Согласно Постановлению Кабинета Министров от 6.11.2013 г. N 3001 (далее – ПКМ N 300) должна быть разработана программа установки на вводах в многоквартирные жилые дома общедомовых приборов учета тепловой энергии с определением конкретных источников финансирования. Пока этот вопрос прорабатывается. В настоящее время Агентство «Узкоммунхизмат» работает над положением об установке и эксплуатации коммерческих приборов учета расхода тепловой энергии.
НОВЫЙ ДОГОВОР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
– Много нового появилось во взаимоотношениях сторон. Будут ли разработаны новые договоры теплоснабжения между ними?
– Сейчас разработана типовая форма нового договора между поставщиком и потребителем, согласованная с Агентством «Узкоммунхизмат», министерствами экономики, финансов, Госкомконкуренции, Министерством юстиции республики. В ближайшее время УП ПО «Тошиссиккуввати» начнет перезаключение договоров по новой форме. Это очень большая и серьезная работа. Поэтому рассчитываем на понимание потребителей, оказание содействия в представлении необходимых сведений и документов для правильного ведения взаиморасчетов за теплоэнергию.
ПОТРЕБИТЕЛЬ, НЕ ЗАБУДЬ ПРЕДСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ!
– Ряд принципиальных моментов появился во взаиморасчетах с потребителями за горячую воду. Что им важно знать об этом?
– В соответствии с пунктом 86 Правил потребитель обязан ежемесячно представлять исполнителю (поставщику) показания индивидуального прибора учета горячей воды, опуская эти данные в металлический ящик, установленный в каждом подъезде многоквартирного дома или помещениях органов самоуправления граждан. Поскольку пока такие ящики не установлены, ежемесячно до 25 числа потребители могут представлять УП ПО «Тошиссиккуввати» показания индивидуальных приборов учета по доступным каналам связи:
√ по электронной почте (e-mail) counter@teploenergo.uz;
√ по телефону горячей линии 200-00-56 с 9.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 14.00, выходные дни – суббота, воскресенье, в остальное время работает автоответчик);
√ в районный отдел управления «Теплосбыт».
В случае непредставления данных о показаниях прибора учета горячей воды за расчетный месяц УП ПО «Тошиссиккуввати» будет производить начисления по среднемесячному расходу горячей воды (на начало и конец периода зафиксированных показаний прибора учета) до момента представления последующих показаний (либо до контрольного снятия показания счетчика представителем «Тошиссиккуввати») (пункт 96 Правил).
При представлении последующих показаний «Тошиссиккуввати» произведет перерасчет количества потребленной горячей воды по фактическим показаниям прибора учета за период от предыдущего показания счетчика. При этом перерасчет будет произведен по тарифу, действующему на расчетный месяц корректируемого периода.
Пункт 58 Правил обязывает поставщика 1 раз в квартал проводить обследование системы отопления и горячего водоснабжения потребителей, сверять со своими данными правильность снятия ими показаний индивидуальных приборов учета и представления сведений о потребленном объеме горячей воды.
В свою очередь потребители обязаны в заранее согласованное время обеспечить беспрепятственный допуск представителя поставщика для снятия контрольных показаний с индивидуальных приборов учета при наличии у него служебного удостоверения (пункты 59, 86 Правил).
Потребителям также важно знать, что при несвоевременной поверке приборов учета горячей воды (для физических лиц – 1 раз в 4 года) поставщик производит начисление по количеству прописанных (проживающих) людей до проведения поверки с момента последнего фиксирования показаний исправного прибора учета (пункты 42, 43 Правил) с применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам.
Для удобства потребителей прорабатывается возможность ввода показаний индивидуальных счетчиков потребления горячей воды через веб-сайты e-kommunal.uz и smst.uz. В стадии реализации работа по разработке корпоративного сайта УП ПО «Тошиссиккуввати» teploenergo.uz c функциями персонального кабинета пользователя тепловой энергии; возможностью получения подробной информации по лицевому счету потребителя, балансу лицевого счета, истории платежей; приема заявок на установку, государственную поверку счетчиков и так далее.
УП ПО «Тошиссиккуввати» реализована возможность индикации информации о взаиморасчетах по лицевому счету потребителя, проведения оплаты тепловой энергии с он-лайн пластиковых карточек стандарта UZcard EMV, Smart Vista через Интернет, мобильный телефон с использованием персонального кабинета на веб-сайте e-kommunal.uz и национальный сервис электронных платежей «SMS-To’lov» (с подробностями использования сервиса «SMS-To’lov» можно ознакомиться на веб-сайте smst.uz).
ТОЧКА ПОСТАВКИ РЕСУРСА
– Правила урегулировали один из ключевых вопросов во взаимоотношениях поставщиков услуг и ТЧСЖ, по которому долгое время существовали разногласия. Это граница раздела балансовой принадлежности тепловой сети и эксплуатационной ответственности, которой, согласно новому документу, является цоколь многоквартирного дома. Какие аргументы послужили в пользу принятия такого решения?
– Разногласия возникали в связи с принятием Положения о границах раздела принадлежности и ответственности за содержание инженерных коммуникаций между товариществами частных собственников жилья и поставщиками коммунальных услуг2 (далее – Положение). Краеугольным в них являлся вопрос балансовой принадлежности тепловых пунктов, ответственность за содержание которых документом возлагалась на теплоснабжающие организации.
Но здесь возникал ряд противоречий. Так, пункт 1 Положения определяет, что установление границ принадлежности и ответственности между поставщиком коммунальных услуг, предоставляющим услуги через присоединенные сети, и ТЧСЖ основано на правах собственности или владения. В то же время пункт 8 Положения предусматривает, что в систему централизованного теплоснабжения включены тепловые сети и тепловые пункты (узлы управления) многоквартирных домов, якобы принадлежащие поставщику тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения.
Но внутридомовые тепловые (элеваторные) узлы проектировались как элемент единой системы отопления и горячего водоснабжения жилого дома. При этом они никогда не принадлежали поставщику. Границей балансовой принадлежности в многоквартирном доме на протяжении всего существования централизованного теплоснабжения являлся цоколь здания. Внутриподвальное оборудование, включая тепловой узел, всегда принадлежало собственникам помещений в многоквартирном доме на праве долевой собственности.
Поскольку Положение является подзаконным актом, необходимо было вопрос границы раздела привести в соответствие с законодательными актами: статьей 211 Гражданского кодекса, статьей 124 Жилищного кодекса, статьей 28 Закона «О товариществах частных собственников жилья» (от 12.04.2016 г. N ЗРУ-32, далее – Закон), имеющими более высокую юридическую силу согласно статье 16 Закона «О нормативно-правовых актах» (от 14.12.2000 г. N 160-II, в редакции Закона от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342).
Названные документы устанавливают, что собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на праве долевой собственности принадлежит общее имущество, включающее в себя в том числе внутридомовые инженерные сети и коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование и устройства, находящиеся за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения. Что относится к иному внутридомовому оборудованию? Это котельные, бойлерные, элеваторные узлы (тепловые пункты), насосное и другое инженерное оборудование. Статья 30 Закона обязала собственников жилых помещений совместно нести общие расходы по содержанию общего имущества. Другими словами, каждая сторона должна осуществлять деятельность и нести ответственность исключительно в пределах права собственности и балансовой принадлежности.
Товарищества приводили возражения, что не могут заниматься обслуживанием тепловых пунктов по той причине, что оно имеет свою специфику, требует специальных знаний. Но, согласно статье 34 Закона, обслуживание и ремонт общего имущества могут осуществляться ТЧСЖ, собственниками помещений или подрядчиками на договорной основе.
ДЕМОНТАЖ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАПРЕЩЕН
– Многих потребителей, желающих из-за отсутствия тепла в квартирах установить индивидуальную систему отопления, волнует вопрос демонтажа отопительных приборов. Подход к этому вопросу остается прежним: Правила запрещают демонтаж. Но жители часто приводят аргументы, с их точки зрения предоставляющие такую возможность. Считают, что ток воды по стояку отопления не нарушается, если вместо радиатора будет установлено прямое соединение между точками ввода и вывода отопления в квартире.
– Правила запрещают производить демонтаж отопительных приборов от внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения (пункты 15, 88 Правил). Ведь даже малейшее вмешательство в ее работу способно привести к тепловому и гидравлическому разрегулированию. Если в доме нет отопления, ТЧСЖ совместно с теплоснабжающей организацией должны выяснить причины и принять меры по их устранению.
Самовольное переустройство и перепланировка помещений не допускаются статьей 24 Жилищного кодекса. Этот порядок регулируют ШНК 1.04.05-063, согласно которым собственнику жилого помещения в многоквартирном доме запрещаются самовольное переустройство или перепланировка принадлежащего ему имущества, вмешательство в работу отопительной системы, связанные с разрушением или нарушением технических характеристик общедомовых инженерных сетей теплоснабжения.
ПОТРЕБИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
• требовать непрерывного предоставления услуги теплоснабжения установленного качества, объема, безопасной для его жизни и здоровья, не причиняющей вреда его имуществу, на основании договора о предоставлении услуги теплоснабжения в многоквартирном доме;
• не производить оплату за услуги теплоснабжения за время перерывов сверх установленной договором теплоснабжения (далее – договор) и пользоваться в соответствии с Правилами и договором полностью или частично освобождением от оплаты за услуги теплоснабжения за период непредоставления данных услуг;
• требовать уплаты неустоек (штрафов, пени), осуществления перерасчета при непредоставлении или предоставлении услуги теплоснабжения ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных законодательством, договором;
• бесплатно получать сведения о состоянии расчетов по оплате за услуги теплоснабжения (лично или через своего представителя), а также справки об отсутствии задолженности по уплате за поставленную тепловую энергию;
• бесплатно получать информацию об объемах и качестве услуги теплоснабжения, условиях ее предоставления, изменении размера оплаты за теплоснабжение и порядке его оплаты;
• получать в течение 18 часов с момента направления заявки акт о непредоставлении или предоставлении услуги теплоснабжения ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки.
Потребитель может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Пункт 85 Правил.
НОВОЕ В ОБЯЗАННОСТЯХ ПОТРЕБИТЕЛЯ:
Новации, появившиеся в обязанностях потребителей, связаны с повышением их ответственности за содержание приборов учета, внутриквартирного и внутридомового оборудования системы теплоснабжения. Так, например, при обнаружении явных неисправностей индивидуальных приборов учета абонент обязан немедленно сообщать об этом исполнителю (ТЧСЖ или обслуживающей организации), при неисправностях внутриквартирного оборудования – принимать меры по их устранению. При авариях внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, других нарушениях – немедленно сообщать исполнителю или поставщику. В заранее оговоренное время потребитель обязан обеспечить допуск представителя поставщика для снятия контрольных показаний с индивидуальных приборов учета. В случае изменения владельца жилого помещения, численности проживающих, площади, перевода жилого помещения в нежилое и наоборот потребитель обязан не позже 10 дней с момента этих изменений проинформировать поставщика (пункт 86 Правил). Потребитель несет ответственность в установленном законодательством порядке за нарушения внутридомовых систем отопления и ГВС, влияющие на качество поставки услуг теплоснабжения и т.д. (пункт 87 Правил).
ПОТРЕБИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• производить слив теплоносителя из системы отопления;
• самовольно присоединяться к внутридомовым тепловым сетям или присоединяться к ним в обход общедомовых и индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые системы теплоснабжения без внесения в установленном порядке соответствующих изменений;
• самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте помещения, а также устанавливать дополнительную регулирующую и запорную аппаратуру;
• отключать системы отопления с демонтажем отопительных приборов отдельных жилых и нежилых помещений многоквартирных домов от внутридомовой системы отопления и ГВС;
• самовольно нарушать пломбы на индивидуальных приборах учета, демонтировать общедомовые и индивидуальные приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение;
• использовать тепловую энергию не по прямому ее назначению (отопление, горячее водоснабжение);
• совершать действия, нарушающие порядок пользования тепловой энергией, установленный договором и Правилами.
Пункт 88 Правил.
Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК.
1«О мерах по финансовому оздоровлению теплоснабжающих и водоснабжающих организаций республики».
2Утверждено приказом гендиректора Агентства «Узкоммунхизмат», зарегистрированным МЮ 27.02.2007 г. N 1659.
3«Положение о порядке осуществления реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах, обеспечивающих безопасность устойчивости зданий» (утверждены приказом Госкомархитектстроя от 23.03.2006 г. N 20).