Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 11 / Таможня

Таможня в режиме on-line–2

 

Окончание. Начало в «НТВ» N 10 (1074) от 10.03.2015 г.

 

С этого года в таможенном декларировании произошли существенные изменения. Оказались ли они действенным подспорьем для пользователей таможенных услуг?

В прошлом номере «НТВ» мы познакомились с недостатками заполнения электронной копии грузовой таможенной декларации (ГТД) в режиме «ИМ74» (таможенный склад).

Сегодня я хочу поделиться нюансами проверки порталом ЭД электронной копии ГТД в режиме «ИМ40», а также впечатлениями о функциональных особенностях пользования персональным кабинетом участника ВЭД.

 

 

НЕСВОБОДНОСТЬ РЕЖИМА СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ 

 

Может быть, то, о чем мы говорили на прошлой неделе, – «особенности» режима «Таможенный склад»? Тогда посмотрим, как портал проверяет электронную копию ГТД в режиме «ИМ40» (выпуск для свободного обращения)1. Казалось бы, в этом самом востребованном таможенном режиме никаких проблем быть не должно. Но, увы... Опять вводящие в ступор предупреждения. Вот только некоторые из них.

1. В графе С не указан тип контракта (под порядковым номером 2). Хочу отметить, что это в прежней редакции под данным номером указывались символ, номер и дата постановки на учет (регистрации) в таможенных органах Узбекистана импортных контрактов. После внесенного постановлением ГТК (зарегистрировано МЮ 30.12.2012 г. N 834-23) изменения под ним указывается дата ввоза товаров в Узбекистан. Она определяется по дате штампа, проставляемого на товаросопроводительных документах на приграничном таможенном посту – пункте пересечения границы, или по дате оформления Книжки контроля доставки груза либо Книжки МДП на приграничном таможенном посту.

2. В графе 20 не указан код формы расчетов. Об этом я уже писала в комментарии по оформлению элект­ронной копии ГТД, заполненной в режиме «ИМ74». Увы, мне так и не удалось понять, какой именно код формы расчетов хочет видеть электронная система в графе «Условия поставки»2.

3. В графе 44 сообщается, что для типа до­кумента УзСТ (Узстандарта) необходимо наличие электронной версии. Имеется в виду, что требуется прилагать сканированный документ. Уже описанная мной ошибка, когда система считает, что нет отсканированного файла для какого-либо документа, хотя он уже прикреплен.

4. В графе 8 якобы отсутствует «Дополнительная информация получателя/импортера». Графа «Получатель/импортер» была заполнена мной полностью. Одним разработчикам известно, какая «дополнительная информация» нужна системе. Может быть, о семейном положении импортера?

5. В этой же графе указано, что источник информации (0), цена (0.0), валюта ( – ), ед. измерения ( – ). Хотя они и заполнены в соответствии с декларацией таможенной стоимости (ДТС). Получается, что данные сведения не отражены. Электронная система не видит заполненную ДТС! И это при том, что декларация открывается и успешно отображается в этой же системе.

6. Опять же в графе 8 сообщается, что указанный код Общегосударственного классификатора предприятий и организаций (ОКПО) 25274365 не найден в справочнике ОКПО. Поясняю, это код ОКПО получателя/импортера. Такая ошибка выходит абсолютно во всех электронных ГТД без исключения. Напрашивается вывод, что либо не существует никакой базы справочника ОКПО в этой системе, либо сама система просто не способна сопоставлять данные из него с данными ГТД.

7. В графе 28 Расчетный счет (2020 8000 2003 9241 4001) и Валютный счет ( ) обязательно должны быть заполнены. Эта ошибка кочует из режима в режим. Поясняю, в графе указываются финансовые и банковские сведения лица, уплачивающего таможенные платежи. Расчетный счет, как видите, уже заполнен. А вот номер валютного счета и МФО банка в строке 5 графы указываются при уплате таможенных платежей в СКВ.

Итак, электронная система считает, что при заполнении ГТД в режиме импорта специалист по таможенному оформлению совершил 7 ошибок. Но это никак не препятствует в целом нормальной работе портала ЭД. Он работает, и даже временами быстро. Однако порой внезапно может стать недоступным. Ни сервер для Ташкента, ни сервер для областей не открываются, и пользователь видит сообщение, что у него неполадки с сетью либо серверы недоступны.

Наверное, в эти моменты разработчики занимаются усовершенствованием своего детища. Но время для этих работ выбирается самое неподходящее! Как правило, совпадающее с пиком оформлений.

Или это какая-то регулировка потока? Если «нет», то почему же нет обещанных резервных серверов, которые смогли бы обеспечить бесперебойную работу системы, когда она недоступна на основных? Эти вопросы возникали и в самом начале «эпохи электронного декларирования» и, к сожалению, остаются актуальными по сей день. Порой складывается впечатление, что проблематичность портала волнует только специалистов по таможенному оформлению.

 

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ!
Или ВЕБ-СТРАНИЦА НЕДОСТУПНА

 

Отличная задумка! Впрочем, она тоже омрачена весьма посредственной реализацией. Попробую конструктивно и по порядку. Чтобы попасть в персональный кабинет, участник ВЭД должен обзавестись ключом, полученным в ГНИ, или же iKey (формат электронного ключа) от ГТК. Так как налоговая отчетность уже давно принимается в электронной форме, то ЭЦП есть у всех юридических лиц. Копируем папку с ним и сертификатом в корень диска или же вставляем в USB-порт флеш-накопитель, их содержащий. В адресной строке браузера вводим http://195.158.19.226:8080/pcved/logon/logon.jsp. Открывается главная страница, с которой должен осуществляться вход непосредственно в кабинет. Выбираем свой тип ключа и нажимаем на «Вход». Тут же нас приветствует всплывающее сообщение «Undefined». Те, кто немного сведущи в JavaScrip, понимают, что это. Для остальных поясняю: «undefined (неопределенное значение) – элементарное значение типа undefined, используемое, когда переменной или свойства объекта не существует или ему еще не было присвоено значение».

Что же это? Может, ошибка в самой странице? Смотрим дальше и видим новость:

«К сведению пользователей интер­активных услуг системы «Персональный кабинет участника ВЭД».

В настоящее время ведутся работы по обеспечению доступа пользователей в систему. Просьба заходить по адресу uslugi.customs.uz:8080/pcved/logon/logon.jsp».

Понятно, значит, ведутся технические работы, и всплывающую ошибку можно простить. Ой, но дата новос­ти – 16.10.2014 г. Долго работают техники портала, видимо, сложное это дело.

Переходим по вышеуказанному адресу, но и тут нас ждет та же самая ошибка. В чем же дело?

Оказывается, нам нужно скачать другой браузер! Ссылка на него услужливо предоставлена и находится чуть ниже окошка входа в систему. «GNK browser v1.2» – так называется то, что нам нужно. Размер файла составляет 99 мегабайт. Сдающим электронную налоговую отчетность можно его не скачивать – эта портативная сборка на базе Chromiuma со встроенными скриптами и java используется для услуг ГНК. Открываем скачанный браузер, вводим новый адрес персонального кабинета, игнорируем сообщение «Необходимо настроить браузер», которое, к слову, может поверг­нуть в шок несведущего пользователя. И кабинет участника открывается. Здорово! Какие же услуги тут может получить участник ВЭД?

1. Логический контроль ГТД. Файл загружать тот же, как и на портал ЭД. Проверка та же самая, что и на портале.

2. Определение времени и мес­та таможенного досмотра. Если есть загруженные в электронную систему ГТД, можно просмотреть их статус. Фильтр такой же, как на портале ЭД.

3. Контроль соблюдения сроков приема элект­ронной ГТД. То же самое, что и пунктом выше, – можно посмотреть на свои ГТД.

4. Контроль соблюдения сроков регистрации в таможенных органах. И снова то же самое, что и в предыдущих пунктах.

5. Оформление акта приема-передачи товаров с таможенного склада. При переходе выводит пользователя на сообщение… «Веб-страница недоступна».

6. Формирование выгрузки (получение файла в формате Excel) о наличии и движении товаров на таможенном складе. Та же самая история, что и в предыдущем пункте.

7. Оформление акта сверки таможенных платежей. Один из самых важных пунктов! Именно сюда таможенные органы направляют участников ВЭД, когда те просят уточнить сумму их депозита на счете для таможенных платежей. Однако снова: «Веб-страница недоступна».

8. Актуальные товары по ИДН (идентификационному номеру внешнеторгового конт­ракта (договора). Тут участник ВЭД может посмотреть заявки на принятие контрактов/спецификаций/дополнительных соглашений, обработанных ГТК за указанный период времени. При вводе ИДН интересующего контракта выйдет таблица с «кликабельным» номером заявки, при нажатии на который скачивается пустой Excel-файл!

9. Услуга по АИС АВТО. Теоретически здесь участник ВЭД может узнать, в какое время машина с его грузом пересекла таможенную границу республики и какая была выписана карточка конт­роля доставки грузов (ККДГ) по этому поводу. Практически – не работает!

10. Услуга по АИС ЖД. Я уже говорила, что периодически ККДГ не распечатывается вместе с документами. Чтобы узнать ее номер, приходится обращаться к инспекторам, имеющим доступ к электронной системе по железнодорожным перевозкам. Половина обращений заканчивается отказом и ссылкой на то, что импортер может посмотреть всю интересующую его информацию… в своем персональном кабинете.

Такой вот не очень веселый «обход» персонального кабинета участника ВЭД. Да, система запущена, открывается, но почему-то не поддерживается и не развивается. Как следствие, участникам ВЭД и(или) специалистам по таможенному оформлению требуется постоянно контактировать с сотрудниками таможенной службы. А ведь одной из целей внедрения электронного декларирования было сведение к минимуму контактов должностных лиц таможенных органов с частными лицами. То есть исключить так называемый человеческий фактор.

 

P.S. Пожалуй, стоит отметить, что, какой бы ни была работа электронной системы, ее наличие – неоспоримый плюс. Чтобы полностью оценить, насколько проще сейчас оформлять ГТД, достаточно вспомнить недавнее прошлое: мат­ричные принтеры, на которых распечатывались ГТД на самокопирующихся бланках (если товаров от 30 до 99 позиций, то только распечатка занимала около полутора часов); ручная проверка таких ГТД ответственными за оформление инспекторами занимала тоже не менее часа. Кроме прочего, надо было постоянно контактировать с таможенниками (согласитесь, им сложно было проверять ГТД, когда кто-то стоит у тебя «над душой», а порой еще и разговаривает).

Введение электронного декларирования позволит каждому участнику этой цепи экономить самое ценное, что у всех нас есть, – время. Ну а его шероховатости… У вас все всегда и сразу получается отлично?

 

Анфиса КОВГАНЮК,

специалист по таможенному оформлению.

 

От редакции. Одна из задач внедрения электронного декларирования – сделать таможенное оформление непродолжительным и максимально удобным для законопослушных участников ВЭД. ГТК планомерно и последовательно работает над его совершенствованием. Зная открытость ведомства и его заинтересованность в предметном и конструктивном взаимодействии с представителями бизнеса и околотаможенной инфраструктуры по самому широкому спектру вопросов, мы уверены, что поднятые А.Ковганюк проблемы не останутся без внимания и поспособствуют усовершенствованию портала ЭД.

 

 


1Раздел 6 «Правила заполнения грузовой таможенной декларации при помещении товаров под режим выпуска для свободного обращения (импорт)» Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (утверждена ГТК, зарегистрирована МЮ 3.11.1999 г. N 834, далее – Инструкция N 834).

2Графа 20 заполняется, если декларируемые товары перемещаются через таможенную границу Узбекистана в соответствии с возмездным договором. В первом подразделе графы указывается цифровой код условия поставки в соответствии с Классификатором условий поставки (приложение 4 к Инструкции 834). Во втором подразделе графы – буквенное наименование условий поставки товара по контракту в соответствии с тем же Классификатором с указанием географического пункта.

Прочитано: 7235 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика