Недавно в Государственном таможенном комитете состоялась пресс-конференция, посвященная совершенствованию маркирования товаров идентификационными знаками. В ней приняли участие сотрудники ГТК и представители СМИ.
Открывая брифинг, руководитель пресс-службы ГТК Бекзод Бердиев проинформировал, что с 1 января 2012 года в республике действует обязательное маркирование специальными контрольными идентификационными знаками отдельных групп ввозимых товаров до выпуска их в свободное обращение. Этот порядок предусмотрен Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы» (от 10.08.2011 г. N ПП-1595). Для его исполнения Постановлением Кабинета Министров «О реализации мер по совершенствованию ввоза отдельных групп потребительских товаров в Республику Узбекистан» (от 12.12.2011 г. N 324) были утверждены Положение о порядке маркировки ввозимых потребительских товаров специальными контрольными идентификационными знаками (приложение N 1) и Перечень ввозимых потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию специальными контрольными идентификационными знаками (приложение N 2, далее –Перечень).
Подробно об обязательном маркировании специальными контрольными идентификационными знаками отдельных групп ввозимых потребительских товаров до их выпуска в свободное обращение рассказал начальник Центральной таможенной лаборатории (ЦТЛ) ГТК Бахтиер АБДУГАНИЕВ. В их число, в частности, входят: газовые плиты; установки для кондиционирования воздуха; холодильники-морозильники, бытовые компрессионные холодильники; бытовые посудомоечные машины; принтеры, копировальная техника, факсимильная аппаратура; бытовые стиральные машины; электроплиты; пылесосы; DVD-проигрыватели; музыкальные центры, домашние кинотеатры; телевизионная аппаратура.
Внимание журналистов было сакцентировано на том, что контроль за ввозом маркируемых товаров осуществляют сотрудники ГТК, а за их реализацией и хранением – представители ГНК. Предваряя вопросы, Б.Абдуганиев отметил, что названные потребительские товары, ввозимые в республику в качестве выставочных экспонатов, образцов для испытаний, исследований, а также перемещаемые физическими лицами в пределах установленных законодательством норм беспошлинного ввоза и не предназначенные для коммерческих целей, маркированию специальными контрольными идентификационными знаками не подлежат.
Руководитель ЦТЛ обстоятельно осветил процесс нанесения таких знаков территориальными управлениями ГТК. Оно производится на специальных принтерах с термотрансферной печатью. Штриховой код представляет собой комбинацию черно-белых квадратов, в которых содержится соответствующая информация – наименование товара, его количество, наименования ввозящего лица и экспортера, номер ГТД и серийный номер товара, проставляемый заводом-изготовителем. Специальная самоклеящаяся бумага с элементами защиты приобретается у ГПО «Давлат белгиси» при Центробанке РУз.
Товары маркируются идентификационными знаками после ввоза их на таможенную территорию Узбекистана, но до оформления в режим импорта. Участники ВЭД при оформлении таких товаров обязаны представить таможенному посту информацию о серийных номерах на подтвержденном бумажном носителе и в электронном виде с указанием в графе 31 ГТД. Идентификационный знак наносит ответственный сотрудник таможенного поста на сам товар или на не отделимую от него упаковку, в которой он продается в розницу.
При включении в Перечень других потребительских товаров, подлежащих маркированию, их реализация разрешается в течение 180 дней со дня внесения в данный документ.
Затраты, связанные с маркированием, покрываются за счет специального фонда ГТК. Каждый год из него на расходуемые материалы (бумагу, ленту и т.п.) выделяется порядка 100–150 тысяч долл. США. Импортеры не несут дополнительных расходов на эти цели.
В прошлом году с импорта маркируемых потребительских товаров было взыскано таможенных платежей на 72,7 млрд сумов больше, чем в 2013 году.
Сотрудники таможенной службы ответили на все интересующие журналистов вопросы. Завершая пресс-конференцию, обе стороны отметили полезность встреч в подобном формате.
Соб. инф.