В конце прошлого года исполнилось 5 лет Правилам внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций (утверждены постановлением МФ и Департамента по борьбе с НВП и ЛПД при Генпрокуратуре, зарегистрированным МЮ 3.11.2009 г. N 2035, далее – Правила). Их действие распространяется на аудиторские организации, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета в Узбекистане.
Правила обязывают аудиторов выявлять подозрительные операции при ведении бухучета. Ими определены случаи, подпадающие под разряд подозрительных, и порядок сообщения о фактах нарушений в уполномоченный госорган – Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре (далее – Департамент).
Тем не менее за все время действия Правил аудиторские организации не представили в Департамент ни одной информации о подозрительных операциях. Наша Палата обсуждала эту ситуацию с аудиторами и выявила некоторые причины столь «прохладного» отношения профессионального сообщества к данному нормативному акту.
Дело в том, что аудиторские организации сами не полностью понимают суть Правил, а потому избегают оказывать аутсорсинг профессиональных услуг по ведению бухгалтерского учета. Большинство их предпочитает не работать на этом рынке, не занимаясь регулярной подготовкой ответственного за соблюдение настоящих Правил лица и информированием своих сотрудников о современных технологиях легализации преступных доходов, методах и тенденциях, а также разъяснением всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма (пункт 6-1 Правил).
Кроме того, многие аудиторы в свое время вышли из бухгалтеров, потому что их угнетала однотипность и кропотливость этого труда. И теперь, занимаясь более динамичной деятельностью, они не хотят систематически и постоянно вести учет, готовить одни и те же отчеты.
Но главное – Правила требуют, чтобы аудиторская организация приостановила подозрительные операции, о которых следует сообщать в Департамент. В особых случаях такой «тормоз» устанавливается на 3 рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена. Но как квалифицировать ситуацию «особым случаем» и какую ответственность несет аудиторская организация за ошибочную идентификацию обычной хозяйственной операции клиента в качестве подозрительной, Правила не разъясняют. Предприниматель же не будет ждать 3 дня. Он, скорее всего, просто отстранит эту компанию от дальнейшего ведения бухгалтерского учета за несвоевременное выполнение договорных обязательств.
Правила определяют критерии, по которым операция клиента признается подозрительной. Про них следует сообщать в Департамент в порядке, определяемом Кабинетом Министров. К сожалению, аудиторам этот порядок пока не известен.
Немаловажно и то, что хозяйствующие субъекты – потенциальные заказчики профессиональных услуг предпочитают работать с бухгалтерскими фирмами. Во-первых, их намного больше, чем аудиторских организаций, а потому большая конкуренция диктует низкие цены. Во-вторых, аудитор может сам осуществлять функции бухгалтера, тем самым обходя требования Правил. Ведь они налагают обязательства на аудиторскую организацию, а не на самого аудитора или бухгалтерскую фирму.
Очевидно, что одним из основных условий реализации законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, является обучение в этом плане их сотрудников. Полученные ими знания станут основой для создания эффективной системы внутреннего контроля.
В частности, видится целесообразным разработать методическое и практическое пособие по выполнению требований Правил с разъяснением существенных случаев, приложением типовых рабочих документов и т.п. Эту работу, думается, могут выполнить республиканские профессиональные объединения аудиторов. Палата аудиторов может финансировать разработку проекта документа специалистами или юридическими организациями, провести для ответственных лиц аудиторских организаций практический семинар по изучению Правил. Кроме того, необходимы разъяснительные публикации в СМИ для хозяйствующих субъектов о сути и значении Правил, преимуществах привлечения именно аудиторских организаций к ведению бухгалтерского учета.
Разъяснение и популяризация Правил позволят не просто активизировать их действие, но и сделать бухучет прозрачнее, а работу аудиторов – качественнее. Ведь оперативное реагирование и правильная идентификация «особого случая» необходимы для противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
Равшан ХАЙДАРОВ,
исполнительный директор
Палаты аудиторов Узбекистана.