Международная финансовая корпорация (IFC) проводит консультативную программу по внедрению стандартов агробизнеса в 12 странах Европы и Центральной Азии: Армении, Азербайджане, Балканах, Беларуси, Грузии, Казахстане, Республике Кыргызстан, Молдове, России, Таджикистане, Украине и Узбекистане. В Республике Узбекистан программа начала свою деятельность в апреле 2014 года. Чем будет заниматься программа в Узбекистане, и какие преимущества это принесет узбекскому бизнесу – нашим читателям рассказала руководитель программы IFC в Узбекистане Ольга Щербина.
– Ежегодно 16 октября отмечается Всемирный день продовольствия. Это повод задуматься над тем, что сделано и что еще предстоит сделать для решения глобальной проблемы – избавления человечества от голода и недоедания. Содействует ли программа IFC решению проблемы сокращения голода в мире?
– Проблема продовольственной безопасности является очень актуальной. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, сегодня более 840 млн человек в мире страдают от голода и недоедания. А учитывая ежегодный прирост населения планеты и прогноз увеличения населения до 9,5 млрд человек в 2075 году, проблема искоренения голода станет еще более острой. При этом почти треть произведенных продуктов питания просто идет в отходы.. Бороться с этим явлением можно только «всем миром», когда каждый – от фермера до потребителя – понимает свою роль и ответственность в этом процессе. Продовольственные отходы возникают на всех этапах продовольственной цепочки – на фермерских хозяйствах, в процессе переработки, хранения, транспортировки и в торговле. Программа IFC активно работает с предприятиями пищевой промышленности и фермерами по внедрению стандартов агробизнеса, которые позволяют значительно сократить пищевые отходы, тем самым содействуя производству большего количества безопасной и качественной пищи.
– О внедрении каких стандартов агробизнеса идет речь?
– Прежде всего, о системе менеджмента безопасности пищевой продукции НАССР. Систему НАССР придумали в США еще в 60-х годах 20-го века, когда начались первые полеты людей в космос. У космонавта нет возможности обратиться к врачу или взять больничный, пока он в космосе, поэтому пища космонавтов должна быть идеально безопасной.
Корпорация «Пилсбери», которая разрабатывала продукты для космонавтов на орбите, совместно с НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США) пришла к выводу, что нужно контролировать весь процесс производства, чтобы исключить возможность появления любой угрозы пищевой безопасности на каком-либо этапе.
Эту систему менеджмента безопасности пищевых продуктов, основанную на предотвращении потенциальных угроз в течение всего производственного процесса, назвали системой HACCP, что расшифровывается как «анализ опасностей и критических контрольных точек» (от англ. НАССР – Hazard Analysis and Critical Control Points).
Система НАССР, основываясь на системном подходе и гарантируя непрерывность обеспечения безопасности пищевых продуктов по всей пищевой цепочке, доказала свою эффективность и спустя несколько десятилетий получила широкое распространение во многих странах мира.
– Являются ли принципы HACCP обязательными в странах Европейского и Таможенного союзов?
– Сейчас соблюдение принципов НАССР является обязательным в странах Европейского Союза (Регламент 178/2002/EC от 28 января 2002 г. устанавливает общие принципы и требования законодательства по продуктам питания). А с 1 июля 2014 года все производители (изготовители) пищевой продукции трех стран – членов Таможенного союза также обязаны внедрить процедуры НАССР (Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Согласно данному регламенту все производители обязаны разработать, внедрить и поддерживать системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, основанные на принципах HACCP. Это требование касается и узбекских предприятий. Если они экспортируют продукты питания не только в Европу, но и в Россию и Казахстан, – они должны внедрить и поддерживать данные системы.
– Чем НАССР отличается от других систем безопасности пищевых продуктов?
– В традиционных системах безопасности пищевой продукции основной контроль приходится на конечный продукт. То есть когда он уже изготовлен, идет выборочная проверка готового продукта.
В системе НАССР процесс производства продукции проверяется непрерывно. Это позволяет предотвратить возможность изготовления небезопасного продукта на самых ранних стадиях. Кроме того, НАССР концентрируется на так называемых критических контрольных точках – тех процессах или условиях производства, которые требуют особого внимания для обеспечения безопасности пищевых продуктов.
К примеру, при производстве молока одной из критических точек является пастеризация. Предприятия с особой тщательностью следят за температурой и длительностью этого процесса, чтобы исключить вероятность выпуска небезопасной продукции. Таким образом, система НАССР – это профилактический, предупреждающий подход.
В прошлом месяце в Дании 12 человек умерли в результате отравления сосисками, произведенными из мяса, зараженного опасной бактерией – листерией. Нашумевший диоксиновый кризис в Германии еще раз убедительно показал, насколько важно контролировать каждый шаг, каждое звено, чтобы обеспечить производство безопасной продукции.
В системе НАССР учитывается принцип прослеживаемости сырья и готовой продукции, так называемый «шаг вперед – шаг назад». Он предполагает, что предприятие должно покупать сырье только у надежных поставщиков, ведь сделать из некачественного сырья качественный продукт очень сложно. Точно так же нужно четко отслеживать, кому поставляется продукт, чтобы знать, у кого его можно отозвать в случае угрозы безопасности потребителей.
– Какие затраты несет предприятие, внедряя систему НАССР?
– Все очень индивидуально. Стоимость системы НАССР зависит от конкретной отрасли, от состояния самого предприятия, здания, используемого оборудования, технологических процессов, от того, какие стандарты безопасности пищевой продукции используются на предприятии. Если все это находится в хорошем состоянии, то внедрение системы НАССР обойдется гораздо дешевле.
Кроме того, есть еще затраты, которые предприятие будет нести постоянно для ее поддержания и эффективного функционирования. Например, постоянное обучение сотрудников, ведение документации и т. д. Человеческий фактор нередко является самым слабым звеном, без совершенствования навыков и знаний сотрудников даже самое современное оборудование не способно обеспечить безопасность пищевой продукции.
– Как быстро окупятся инвестиции, вложенные в систему НАССР?
– По данным европейских экспертов, инвестиции в разработку и внедрение системы НАССР, как правило, возвращаются в течение 2–3 лет, даже в случае проведения значительных работ по модернизации предприятия.
Например, украинское предприятие «Глобино» работало с IFC над повышением безопасности своей продукции около 2 лет и кардинально изменило подходы к защите своих потребителей. Обновление системы пищевой безопасности обошлось компании в 140 тыс. долл. США. Эти инвестиции окупились в течение месяца! Только за год продажи возросли на 10%, а это около 4 млн долл. На треть выросла производительность труда, было открыто 8 тысяч новых торговых точек.
У грузинской компании «Аквагер», производящей бутилированную воду, благодаря усовершенствованию системы, продажи выросли на 40%, сократился брак, и компания вышла на новые рынки, включая Россию, Китай, ОАЭ, Украину, Молдову.
Другая компания в Грузии – кондитерская «Джорджиан Бэйкерс» сегодня продает свою продукцию через торговые сети по всей стране, планируя в ближайшее время экспортировать ее в соседние страны. Следующий после внедрения системы год был очень успешным для компании: ее продажи выросли более чем на 50% (или более 600 тыс. долл. США).
– Если система НАССР приносит столько преимуществ, почему же многие предприятия все же не торопятся ее внедрять? Какие факторы сдерживают активность предприятий в этой области?
– К факторам, сдерживающим активность предприятий в их намерении разрабатывать и внедрять систему НАССР, относятся и недостаток информации, и нечеткое законодательство в сфере пищевой безопасности, и ограниченные возможности финансирования этой инициативы.
Некоторые предприятия, не располагая нужной информацией о финансовых и практических преимуществах, которые получает предприятие через пару лет после внедрения системы НАССР, считают ее просто данью моде и, естественно, не спешат вкладывать средства в ее разработку.
Среди распространенных мифов о системе НАССР часто называют, например, ее огромную стоимость, сложность в разработке, непригодность для узбекской действительности. Другие предприятия ошибочно полагают, что система НАССР нужна только экспортерам или должна быть обязательно сертифицирована.
Одной из задач нашей программы является повышение осведомленности предприятий о преимуществах систем пищевой безопасности на основе принципов НАССР и особенностях их разработки и внедрения.
– Что является стимулом для предприятий к внедрению НАССР?
– В Европейском Союзе сами потребители побуждают предприятия к внедрению НАССР и других систем, которые гарантируют выпуск безопасной пищевой продукции.
В других странах сильным импульсом являются крупные торговые сети. Они проводят тщательный аудит предприятий, и только после аудита разрешают предприятию быть своим поставщиком.
Еще одной из причин, стимулирующих предприятия внедрять систему НАССР, может быть обострение конкурентной борьбы на внутреннем рынке из-за нагрянувшего финансового кризиса, который заставил предприятия искать способы повышения конкурентоспособности.
– Что на Ваш взгляд, может дать внедрение системы НАССР узбекским предприятиям?
– Узбекистан имеет большой потенциал в сфере агробизнеса, и этот потенциал постоянно увеличивается. Возьмем выращивание овощей и фруктов. Узбекистан выращивает их в разы больше, чем требует внутренний рынок. Что же делать с остальными? Продавать свежими или перерабатывать? Продавать в стране или экспортировать?
Поэтому для предприятий Узбекистана очень важно проанализировать и понять, внедрение каких систем менеджмента пищевой безопасности поможет им выйти на международные рынки. Это может быть, например, Global GAP для свежих овощей и фруктов или система HACCP ISO 22000, FSSC 22000 – в случае их переработки.
Кроме того, наличие таких систем у фермера или на предприятии повышает уровень доверия зарубежных партнеров, свидетельствует о высокой ответственности предприятия перед потребителями и инвесторами.
– А что предлагает программа IFC предприятиям?
– Наша программа осуществляется в партнерстве с Министерством финансов Австрии и ставит целью повышение конкурентоспособности предприятий пищевой отрасли путем совершенствования мер обеспечения безопасности сырья и пищевой продукции. Программа началась в 2013 году, она рассчитана на 3 года.
IFC предлагает своим клиентам комплекс услуг по улучшению систем пищевой безопасности: от аудита предприятия и обучения персонала до внедрения системы и сопровождения сертификации по международным стандартам (FSSC 22000, IFS, BRC, Global GAP и др.).
Клиент также может заказать проведение однодневной технической диагностики с предоставлением отчета, который будет содержать итоги аудита и стратегические рекомендации по улучшению системы менеджмента пищевой безопасности.
Программа предлагает разнообразные тренинги с участием лучших местных и международных консультантов. Материалы тренингов разработаны таким образом, чтобы специалисты предприятий, прошедшие тренинг, в дальнейшем смогли обучать других работников предприятия,
На сегодняшний день программа добилась потрясающих результатов – у более 80 пищевых предприятий – клиентов нашей программы, которые усовершенствовали свои системы пищевой безопасности, продажи выросли на 323 млн долл. США . Более того, эти предприятия привлекли около 160 млн долларов инвестиций.
– Чем консалтинг IFC отличается от консалтинга компаний, предлагающих свои услуги в Узбекистане?
– Мы выбираем консультантов, обладающих международным опытом внедрения систем менеджмента пищевой безопасности, лучших специалистов в данной области. Наши консультанты внедряли системы менеджмента безопасности пищевых продуктов на десятках предприятий, и наши клиенты успешно проходили сертификацию. В то же время мы привлекаем и местных консультантов, помогаем им набраться опыта.
Я хочу подчеркнуть, что мы не конкурируем с консультантами, работающими на местном рынке. Более того, мы хотим увеличить их количество и углубить их опыт. Для этого мы проводим обучающие семинары. Первый двухдневный семинар для консультантов прошел в Ташкенте 3–4 апреля 2014 года.
– Консультанты IFC могут внедрить систему и получить сертификат для предприятия?
– Работая с нами, компании могут быть уверены, что получат своевременную и качественную помощь. Однако консультанты не внедряют систему. Необходимым условием является инициатива и усилия сотрудников, и вовлеченность руководства предприятия. Внедрение системы начинается с принятия решения на уровне руководства предприятия, создания рабочей группы, которая проводит анализ производственного процесса и критических точек данного производства. Эксперты могут подсказать, где компании нужно внести изменения, как это сделать правильнее и быстрее, но лучше самой компании всех тонкостей производства не знает никто.
– В каких отраслях Вы планируете сотрудничество?
– Мне представляется наиболее важным работать с предприятиями в тех отраслях, которые наиболее актуальны для Узбекистана – это выращивание и переработка фруктов и овощей, производство соков и напитков. Однако у нас есть большой опыт работы и в других сферах, например, в отраслях с высоким риском – мясной, молочной, рыбной.
– Что бы вы посоветовали узбекским предприятиям, которые задумываются сейчас о внедрении системы менеджмента безопасности пищевых продуктов?
– Я бы советовала внедрять и как можно раньше. Если вы находитесь на этапе строительства и закупки оборудования – начинайте внедрение сейчас, потому что это самый эффективный и малозатратный способ. Если ваше предприятие уже работает на рынке – начинайте внедрение, потому что это позволит вам остаться на плаву, даже в случае кризиса. Если вы в поисках инвестиций – внедряйте систему менеджмента безопасности пищевых продуктов и это повысит вашу привлекательность в глазах инвестора. Хотите экспортировать – внедренная и функционирующая система менеджмента пищевых продуктов – это ваш входной билет на новые рынки.
Публикация подготовлена в рамках деятельности Консультативной программы IFC
по внедрению стандартов агробизнеса в Европе и Центральной Азии.