Сложившаяся мировая практика всех развитых стран показывает, что управление государственной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики (ее госсектора). Для оптимального и успешного управления госсобственностью как внутри страны, так и за ее пределами, правового регулирования отношений, складывающихся в этой области, необходимо иметь закон прямого действия.
О законопроекте «Об управлении государственным имуществом»* рассказывают члены Законодательной палаты Олий Мажлиса Собир ЖАББАРОВ и Полянте СВЕШНИКОВ.
– Правительством Узбекистана регулярно принимаются программы приватизации государственной собственности, направленные на сокращение госсектора в экономике. Но существует ряд серьезных проблем в области управления госимуществом, требующих принятия кардинальных мер для их решения посредством совершенствования нормативной базы и обеспечения ее неукоснительного соблюдения.
В настоящее время в национальном законодательстве отношения, связанные с госимуществом, регулируются Конституцией, Гражданским, Земельным, Налоговым, Жилищным кодексами и некоторыми законами. Так, в Гражданском кодексе приводятся определения видов имущества, а также предусмотрены условия приобретения и прекращения прав на него. А в Земельном, Налоговом, Жилищном кодексах регулируются соответственно имущественные отношения, связанные с землей, налоговыми обязательствами собственников имущества, вопросы права собственности, владения и пользования жилищным фондом. Законами «О собственности в Республике Узбекистан», «О государственной власти на местах», «Об аренде» частично определяются особенности владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, а также регулируются вопросы, связанные с защитой прав собственников имущества и его владельцев. Но в целом они все же не охватывают все аспекты регулирования отношений в данной сфере.
Именно поэтому требуется закон прямого действия – правовые основы, основные цели, задачи и принципы управления, состав и виды, учет и управление госимуществом и восстановление прав и интересов государства как собственника имущества.
Считаем нужным подчеркнуть, что сейчас недостаточно четко урегулированы правовые вопросы необходимости сохранения того или иного объекта в госсобственности, вопросы управления госимуществом, переданным в оперативное управление госпредприятиям, учреждениям, органам госуправления, а также в пользование хозяйствующим субъектам. В довершение ко всему отсутствуют однозначные стандарты к механизму управления имуществом Республики Узбекистан, находящимся за рубежом, правам государства в хозяйственных обществах, органах хозяйственного управления, отсутствуют правовая классификация и учет госимущества.
В нашем законодательстве определено, что субъектом госсобственности является народ Узбекистана, а реализацию права собственности от его имени осуществляют Парламент и Президент страны, а также уполномоченные ими государственные органы. В то же время в отношении ряда госорганов в законах и положениях, регулирующих их деятельность, соответствующие задачи и функции по управлению и использованию госимущества не обозначены, так же как и отсутствуют сформулированные на уровне единого законодательного акта основные цели, задачи, критерии, приоритеты и принципы его управления.
Нормативно-правовое регулирование данных пробелов и устранение имеющихся коллизий в обсуждаемом законопроекте позволит выстроить целостную систему управления госимуществом с момента приобретения государством имущественных прав до момента их прекращения, а также управления различными объектами госсобственности, оптимизации ее состава и структуры в целом ряде отраслей. Кроме этого, будет предусмотрено разграничение компетенции госорганов, осуществляющих управление госимуществом, и повышение их ответственности за это. Немаловажным видится и то, что будут установлены правовые основы корпоративного управления госпакетами акций (долями), четкого взаимодействия субъектов госсобственности и их ответственности за обеспечение эффективной работы по обеспечению его сохранности и эффективного использования.
Надо отметить весьма существенный с точки зрения правотворчества момент, что принятие настоящего законопроекта не потребует материальных затрат и не предусматривает сокращения государственных доходов или увеличения государственных расходов, а также изменения по статьям Государственного бюджета страны. Он будет означать дальнейшую либерализацию в сфере экономики и станет логичным продолжением проводимых государством преобразований.
Беседовал
Маъруф УСМАНОВ.
*Размещен на сайте norma.uz.