Материал Собира Сафаева «Демпинг: реальность и как с ним бороться» («Норма» N 24-25 от 17.06.2014 г.) породил активную дискуссию среди коллег-аудиторов. Они делятся своей точкой зрения на эту тему. Редакция приглашает всех заинтересованных продолжить общение на сайте e-gazeta.norma.uz (Газета-online, Архив номеров), где будут опубликованы отклики, полученные на этот материал.
Автор статьи, демонстрируя таблицу совокупной выручки аудиторских услуг в республике с 2007-го по 2013 год, говорит о том, что не видит сильного роста цен, аналогичного тому, что произошел в 2008 году.
Стоит отдать должное тому, что в 2007 году на законодательном уровне произошли кардинальные изменения в сторону повышения требований к аудиторским организациям и профессиональной подготовке действующих аудиторов. Следствием этого явилось то, что все бывшие ревизоры и недостаточно квалифицированные аудиторы не смогли продлить свои сертификаты и на рынке аудиторских услуг остались более квалифицированные специалисты. Также требование к минимальному размеру уставного фонда аудиторских организаций заставило все мелкие аудиторские фирмы, не обладающие достаточной материальной базой, ликвидироваться. Данные кардинальные меры по реформированию сферы дали скачок цен на аудиторские услуги и изменили подход к проведению проверок.
Почему с такой же скоростью не растут цены на аудит в последнее время? На эту ситуацию необходимо посмотреть с точки зрения потребителя. В республике имеются как крупные предприятия с большим оборотным капиталом, так и малый бизнес. В настоящее время большинство предприятий при выборе аудиторской организации руководствуются финансовой составляющей, однако цена не определяет качество. Конечно, еще имеют место заниженные цены, но таких фактов в последнее время становится все меньше. Квалифицированный специалист не выйдет на проверку, где он будет получать заработную плату ниже определенной ставки.
К чему призывает автор статьи? К высоким ценам на аудит. Чтобы в сезон аудиторских проверок накопить прибыль, которая бы кормила аудиторский персонал и приносила хорошие дивиденды и в период, когда нет достаточного объема работ. Ведь именно этот факт, что у аудиторов есть такой период, когда снижается потребность в их услугах, и заставляет многих из них иметь второй вид деятельности (ведение бухгалтерского учета, внутренний аудит). Это проблема руководителя фирмы – он должен обеспечивать объемами своих работников. Акционерные предприятия несут затраты по аудиту не только в связи с оплатой услуг внешнего аудита. Согласно cтатье 108 «Служба внутреннего аудита общества» Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (от 26.04.1996 г. N 223-I) в обществе с балансовой стоимостью активов более 100 000 минимальных размеров заработной платы создается служба внутреннего аудита.
Важное значение имеют и услуги, сопутствующие аудиту, поскольку, как показывает практика, в том числе и в других странах, именно они занимают лидирующее положение в количественном и стоимостном выражении в общем объеме работ и услуг, оказываемых аудиторскими организациями. Данное состояние рынка аудиторских услуг свидетельствует о том, что оказание сопутствующих услуг становится в последние годы преобладающим в деятельности многих фирм тех стран, где это разрешено законодательством (Великобритания), и даже в тех, где аудит не предусматривает их оказания (Франция), фирмы изыскивают возможности ведения деятельности разнообразного характера.
Любые услуги имеют свою себестоимость и определенный процент прибыли. Ни одна аудиторская организация не выполняет их ниже себестоимости, то есть убытков от услуг ни одна аудиторская фирма не планирует. Если руководитель не хочет столкнуться с убытками и в период, когда работы нет или ее мало, он ищет объемы сопутствующих услуг.
Давайте обратимся к терминологии: де́мпинг (от англ. dumping – сброс) – продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных, а иногда даже ниже себестоимости товара или услуги. Возможно, автору статьи не нравится, что наши рыночные цены ниже мировых, и очень хочется их «подтянуть». В его интерпретации – это демпинг, и он не хочет признать, что существующие цены и есть рыночные.
Что касается аудиторов, работающих самостоятельно, то в ряде стран мира такая практика имеется и приносит свои результаты. Независимые аудиторы за рубежом имеют право работать индивидуально, но, как правило, они объединяются в отдельные организации или фирмы, так как это более эффективно. В современной практике примером таких объединений являются широко известные фирмы присяжных бухгалтеров в Великобритании, фирмы дипломированных общественных бухгалтеров в США и др.
Даже если законодательно закрепить требование к минимальному количеству аудиторов на уровне 3, 6, 12 квалифицированных специалистов, улучшится ли качество услуг? Сертифицированных специалистов не уменьшится, не увеличится. Другими они не станут. Специалисты с ликвидированных фирм перейдут в другие, некоторые фирмы объединятся. Но аудит будут осуществлять те же специалисты, только за более высокую цену для предприятия-клиента. Заработную плату они будут получать все ту же, а прибыль будет выше только для учредителей фирм.
Решение проблемы улучшения качества аудиторских услуг кроется не в увеличении числа аудиторов в одной организации. Для того чтобы улучшить качество, необходимо поднять требования к квалификации аудиторов, как это делается в зарубежных странах. Например, в США аудиторы сертифицируются по трем специализациям: присяжные бухгалтер, внутренний аудитор, аудитор информационных систем. И для получения лицензии на ведение практики аудита необходимо сдать достаточно сложный экзамен. Внимание акцентируется на контроле качества независимого аудита, он проводится на нескольких уровнях: государственно-общественном, корпоративном и общественном.
Обязательное продление сертификата аудитора через 5 лет, ежегодное прохождение ими курсов повышения квалификации, проверки со стороны Министерства финансов на предмет соблюдения лицензионных требований, прохождение контроля качества аудиторских проверок – все это действующие рычаги современного рынка аудиторских услуг Узбекистана. Именно через такие механизмы можно улучшать качество аудиторских услуг, а не через создание благоприятных условий для монополизации рынка.
Лилия ИСХАКОВА,
аудитор аудиторской организации
ООО «Trans-Audit-A», CIPA.