БУХГАЛТЕРСКАЯ ТРИЛОГИЯ.
ЧАСТЬ II: КВАЛИФИКАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА
ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
На большинстве крупных предприятий Узбекистана экономическое и финансовое управление возглавляет заместитель руководителя по экономическим (финансовым) вопросам или финансовый директор, есть бухгалтерия, руководимая главным бухгалтером, плановый (планово-экономический) отдел и отдел капитального строительства (капитальных вложений). Бухгалтерия может состоять из нескольких подразделений (отделы расчета зарплаты, материального учета и так далее). Такая структура досталась в наследство от советской практики организации внутреннего контроля и планирования, предусматривающей обязательное разделение функций учета и планирования.
Начальники плановых отделов и сегодня не зависимы от главных бухгалтеров. Более того, если документооборот бухгалтерий разных предприятий более-менее единообразен, то в плановой документации наблюдается вариативность, как и в функциональных обязанностях этих отделов. По-иному обстоят дела в странах, имеющих более длительный опыт развития рыночных отношений. Там текущее планирование деятельности предприятия тесно увязано с контролем над выполнением сметных показателей. Бухгалтерия организует как финансовый учет, который должен вестись в соответствии с требованиями, установленными для внешней отчетности, так и управленческий учет, частью которого является составление бюджетов (смет). Глубину и объем их документации предприятие определяет самостоятельно исходя из потребностей исполнительного менеджмента и наблюдательного совета в информации для принятия решений.
Однако есть и необходимый минимум, который должен быть на каждом предприятии. Это обобщенная финансовая смета, которая состоит из сметного счета прибылей и убытков, расчета движения наличных средств и балансового отчета. По наблюдениям авторов этих строк, сделанных при проведении внешнего аудита, сметный счет прибылей и убытков (проект отчета о финансовых результатах) большинство наших предприятий делать научились, а вот опыт расчета движения наличных денежных средств и балансового (проекта баланса) отчета, к сожалению, имеют очень немногие. Сметный счет прибылей и убытков в большинстве случаев составляется не на основе гибкой сметы.
Между тем грамотное текущее планирование, кроме всего прочего, имеет немаловажное значение для правильного составления налоговых расчетов. Так, в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса налогоплательщики, находящиеся на общеустановленной системе налогообложения, должны ежеквартально представлять справку о сумме текущих платежей по налогу на прибыль юридических лиц. По сути дела, это авансовый расчет. Занижение предполагаемой суммы по сравнению с фактической более чем на 10% может привести к начислению пени. Аналогичный порядок установлен и для налогов на имущество юрлиц и за пользование водными ресурсами, что имеет отношение к планированию капитальных вложений и операционных расходов.
Стоит напомнить, что для ряда крупных предприятий Узбекистана установлены обязательные требования к экономии (снижению затрат) (Постановления КМ от 7.03.2012 г. N 64, от 28.11.2012 г. N 333, от 8.01.2014 г. N 5). Текущее планирование и составление смет, анализ отклонений и представление информации для принятия управленческих решений относятся к управленческому учету. В большинстве стран этим занимаются управленческие бухгалтеры или, как их еще называют, бухгалтеры-аналитики.
В Узбекистане организованы курсы и сдача экзаменов по сертификациям CAP и CIPA, в состав которых входит управленческий учет первого и второго уровней. Его знание является необходимым минимумом для занимающихся текущим планированием, расчетом себестоимости и подготовкой внутренней отчетности.
Следовательно, текущее планирование в современной рыночной экономике – это функция бухгалтерии. В общих чертах организация составления смет и бюджетов и контроль за их выполнением должны быть возложены на специалистов управленческого учета, подготовку которых надо вести на профессиональном уровне.
Хотя, согласно теории и практике, управленческий учет ориентирован на внутренних пользователей, тем не менее правильно составленные отчеты и сметы имеют и внешнее применение. Во-первых, это касается предприятий -монополистов, которые обязаны либо поддерживать определенный уровень цен (его следует защитить в антимонопольном органе), либо не превышать установленного уровня рентабельности. Во-вторых, это относится к большинству производственных предприятий, которые должны правильно классифицировать и распределить затраты между остатками ТМЗ и себестоимостью реализованной продукции. Таким образом, подготовка и сертификация специалистов по управленческому учету и правильная структура подразделений бухгалтерии являются сегодня насущными задачами профессионального сообщества и исполнительного менеджмента хозсубъектов.
Много раз приходилось слышать, что управленческий учет в том виде, в каком его преподают, неприменим в Узбекистане. Но на самом деле он адаптирован и применяется во многих как развитых, так и развивающихся странах мира. Просто следует научиться адаптировать его к конкретным условиям конкретного предприятия или выполнить постановку учета. А этим могут заниматься профессиональные бухгалтерские фирмы или приглашенные специалисты.
УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ
Дебиторская и первоочередная кредиторская задолженность – налоги, целевые обязательные платежи в фонды и зарплата – остаются головной болью для руководителей разного уровня. Внутриведомственная задолженность – результат проблем управления акционерными компаниями, которые имеют большое число дочерних фирм или подразделений. Они связаны в основном с отсутствием консолидации финансовой отчетности и выбором ошибочной политики трансфертного ценообразования. Но это – тема для отдельной статьи.
Кроме этого, рост дебиторской и кредиторской задолженности по большей части связан с ошибками как планирования, так и управления денежным потоком. Большинство предприятий в развитых странах разрабатывают кредитную политику, которая определяет предельные сроки инкассации дебиторской задолженности и размер денежных скидок за ее досрочное погашение. Она также устанавливает правила и принципы предоставления торгового кредита. Ведь, по сути дела, дебиторская задолженность – это показатель реализации в кредит.
Такая политика основывается на временной стоимости денег и балансом между выгодами и затратами. Ее ужесточение приводит к снижению реализации, а ослабление увеличивает риски непогашения задолженности. Ее наличие – нормальная деловая ситуация, риск, всегда присущий рыночной экономике. Вопрос в проценте непогашенных долгов. Управление финансами предприятия включает в себя не только регулирование дебиторской задолженностью, но и денежным потоком, направлениями текущего и долгосрочного инвестирования, спонтанным финансированием, капиталом и так далее. Все это относится к сфере финансового менеджмента, а такие обязанности возлагаются на казначея предприятия под руководством финансового директора.
В Узбекистане существует жесткий контроль правоохранительных органов над дебиторской задолженностью. Однако наказания без повышения квалификации финансового менеджмента не столь эффективны. На наш взгляд, предприятиям можно предоставить большую свободу распоряжаться своей дебиторской задолженностью и разрешать списывать безнадежные долги. Однако в таком случае видится целесообразным обязать их принимать кредитную политику и установить минимальный набор правил по ее составлению.
Параллельно с этим стоит подумать об организации профподготовки финансовых менеджеров. В мировой практике финансовый директор предприятия имеет MBA (Master of Business Administration) либо приходит из среды присяжных бухгалтеров. Финансовый директор открытого акционерного общества обязан проходить профессиональную подготовку и иметь соответствующий сертификат. Управление рисками и ликвидностью – основная задача финансового менеджмента. И чтобы ее решать, нужна основательная профессиональная подготовка.
АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА
Системы управления предприятиями (ERP-systems) пришли на смену стандартному бухгалтерскому софту. ERP-системы создают единую среду для большинства операций и бизнес-процессов организаций независимо от функциональной или территориальной разобщенности ее подразделений. В ней объединены процессы учета, планирования и контроля.
Еще одной особенностью систем управления предприятиями является возможность применять один и тот же программный пакет с разными настройками для разных организаций. Основные их производители объединены под общим акронимом BOPSE (Baan, Oracle, Peoplesoft, SAP, JDEdwards). Эти компании обеспечивают потребности крупного, в том числе транснационального, бизнеса. Рынок ERP-систем для среднего и малого бизнеса в странах бывшего СССР поделен между компаниями 1С и Microsoft. Системы управления предприятием организованы в виде модулей, которые обеспечивают автоматизацию финансового, управленческого (в том числе планирования и управления затратами), кадрового учета, снабжения и логистики, управления проектами и так далее.
В Узбекистане есть IT-компании, которые, являясь официальными дилерами и разработчиками модулей, внедряют эти продукты на предприятия. По нашим наблюдениям, эффективность их работы можно увеличить, привлекая к этом процессу профессиональные бухгалтерские и аудиторские компании.
Постановка задач и аудит информационных систем остаются слабым местом развития рынка систем управления предприятиями и бухгалтерского софта. Внедряемые в Узбекистане бухгалтерские продукты и системы управления предприятием, на наш взгляд, было бы полезно сертифицировать.
Национальный стандарт аудита N 11 «Аудит в условиях компьютерной обработки данных (код)» (утвержден МФ, зарегистрирован МЮ 23.09.1999 г. N 823) определяет правила и процедуры, которые обязана применять каждая аудиторская организация при внешнем аудите компаний с автоматизированным бухгалтерским учетом. Однако аудиторская проверка, как правило, начинается, когда компьютерная система уже внедрена. Лучшим выходом из этой ситуации видится подготовка и внедрение института аудиторов информационных систем. Задача таких специалистов – тестирование софта на стадиях как его внедрения, так и эксплуатации. Они должны включаться в состав служб внутреннего аудита предприятий.
БУХГАЛТЕРСКИЕ ФИРМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ
Аудиторские организации и бухгалтерские фирмы с 1 апреля 2006 года освобождены от уплаты единого налогового платежа и налога на прибыль в части оказания профессиональных услуг. По официальным данным, опубликованным на сайте Минфина mf.uz, объем их выручки в 2010–2013 годах включительно составил:
Год |
Сумма (млрд сумов) |
Сумма высвобожденного ЕНП (млрд сумов*) |
2010 |
27,3 |
1,9 |
2011 |
30,4 |
1,8 |
2012 |
31,9 |
1,9 |
2013 |
35,8 |
2,2 |
Итого за 2010–2013 гг. |
125,4 |
7,8 |
* Все аудиторские организации находятся на упрощенной системе налогообложения.
Если исходить из ставок налога за соответствующие периоды, то объем предоставленных налоговых льгот можно приблизительно оценить в 7,8 млрд сумов. Приблизительность этой оценки вызвана невключением бухгалтерских фирм, у которых нет лицензии на ведение внешнего аудита, но которые оказывают услуги по бухгалтерскому учету (они не подлежат лицензированию), чаще всего на основе аутсорсинга они также пользуются льготой, поскольку она предоставляется и на постановку и ведение бухгалтерского учета.
Указанная льгота по ЕНП и налогу на прибыль формально не носила целевой характер, тем не менее ее основной целью было развитие финансового сектора в Узбекистане. Сэкономленные средства должны были пойти на развитие и повышение квалификации бухгалтерских фирм, улучшение качества их услуг. Сейчас сложно оценить, как и для чего были использованы эти деньги, потому что нужно знать динамику выручки, которую получили учебные центры от аудиторских организаций и бухгалтерских фирм в течение обозначенного периода, и еще ряд показателей. Как вариант, можно определить удельный вес сертифицированных специалистов-аудиторов к общему количеству хозсубъектов республики:
Количество сертифицированных аудиторов на 1 апреля 2014 года |
664 |
Количество хозяйствующих субъектов на 1 января 2014 года |
266 400 |
Оценочное количество профессиональных бухгалтеров* |
267 064 |
Количество сертифицированных специалистов (CIPA, CAP и потенциальных обладателей CAP) на 1 апреля 2014 года |
2 660 (112 CIPA, 2 548 CAP и потенциальных обладателей CAP) |
Удельный вес специалистов, имеющих международные сертификаты |
менее 1% |
*В оценку включалось количество сертифицированных аудиторов и бухгалтеров из расчета наличия одного бухгалтера на один хозяйствующий субъект.
По аудиторским организациям и организациям налоговых консультантов есть относительно развитая нормативная база – установлены минимальные квалификационные требования, порядок выдачи, аннулирования и прекращения действия сертификатов и лицензий, страхование профессиональной деятельности, осуществляется контроль лицензирующими и сертифицирующими органами и другое. А вот деятельность бухгалтерских фирм практически не регламентирована.
Между тем Международная федерация бухгалтеров (IFAC), разрабатывающая международные стандарты аудита и прочие профессиональные регламенты, ввела с 15 декабря 2009 года в действие Международный стандарт контроля качества N 1 (МСКК 1), который определяет структуру и требования к квалификации персонала и менеджмента бухгалтерских фирм. Это не аудиторский стандарт, его действие распространяется именно на оказывающие бухгалтерские услуги организации. Требования и положения этого документа можно принять за основу для определения критериев и требований к бухгалтерской фирме.
Предприятия, передавшие ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, и внешние аудиторы, ежегодно проверяющие финансовую отчетность, должны удостовериться в адекватности внутреннего контроля бухгалтерских фирм.
Международный стандарт аудита (МСА) 402 рекомендует, чтобы сервисные организации, берущие на аутсорсинг ведение бухучета, проходили сервисный аудит и получали отчет первого или второго типа от внешнего аудитора. Процедуры требования к документации и составлению таких отчетов установлены профессиональным стандартом (ISAE) 3402, выпущенным IFAC. Регламентация деятельности и требования к качеству услуг, прохождение ежегодного аудита позволят развить этот рынок, повысят уверенность потенциальных заказчиков в их качестве и минимизируют риски заключения договора с бухгалтерскими фирмами. Ведь рынок, как правило, тяготеет к понятным и прозрачным продуктам.
Видится целесообразной обязанность бухгалтерских фирм иметь в штате сертифицированного налогового консультанта, так как они составляют расчеты налогов в рамках своей деятельности. В соответствии с Законом «О налоговом консультировании» (от 21.09.2006 г. N ЗРУ-55) оказание помощи при составлении налоговой отчетности является услугой по налоговому консультированию и осуществлять ее может только сертифицированный специалист.
Подводя итог, отметим, что развитие бухгалтерских фирм позволит частично компенсировать недостаток квалифицированных бухгалтеров, который наблюдается в условиях реформ бухгалтерского учета и финансового управления, повысит прозрачность финансовой и налоговой отчетности, будет способствовать экономическому развитию страны.
*Продолжение. Начало в «НТВ» N 21 (1033) от 27.05.2014 г.
Игорь ТИЛЕПИН,
Татьяна ШАЛУНОВА,
ОНК ООО «RASTAX GROUP».
Окончание следует.