Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 21 / Актуально!

Товары сертифицированы, услуги лицензированы

 

Антимонопольный комитет рассматривает возможность отмены этих ссылок в рекламе товаров и услуг.

  

Законодательством установлено требование сопровождать рекламные сообщения обязательными ссылками: «Товар сертифицирован», «Услуга лицензирована». Это предусмотрено Положением о размещении рекламы* (далее – Положение), если продукция и услуги подлежат обязательным сертификации и лицензированию. Но многие распространители и производители рекламы считают, что ссылки эти формальны, большой пользы не приносят, занимают лишь рекламную площадь и время в радио- и телеэфире. Рекламщики ставят целесообразность таких сообщений под сомнение: «Есть ведомства, ответственные за то, чтобы товары, включенные в перечень обязательно сертифицированной продукции, проходили ее, а производители лицензируемых услуг – получали лицензию. Вот им и карты в руки. Пусть следят за тем, чтобы никто не уклонялся от этой обязанности».

Кроме того, субъекты рек­ламного рынка считают, что контроль за рекламой подобных товаров и услуг проходит уже в процессе ее производства и распространения. Зачем нужны ссылки? Законом «О рекламе» (от 25.12.1998 г. N 723-I, далее – Закон) установлено, что продукция должна рекламироваться только при наличии сертификата соответствия, выданного Агентством «Узстандарт» или аккредитованными органами по сертификации. А подлежащая лицензированию деятельность – только при наличии лицензии, выданной уполномоченным органом. Реклама без сертификата или лицензии не допускается. Это требование не применяется, если субъект рекламы не входит в перечень обязательно сертифицируемых товаров и лицензируемых видов деятельности (пункт 5 Положения). Это значит, что рекламодатель должен представить сертификат или лицензию производителю, тот в свою очередь – распространителю. Иначе у рекламы нет шансов появиться на свет. А потому насколько целесообразно снабжать рекламу ссылкой на наличие того или другого документа?

Органом, контролирующим соблюдение требований законодательства о рекламе, у нас является Госкомитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее – Комитет). Он анализирует СМИ на предмет соблюдения ими установленных норм, в том числе – на наличие обязательных ссылок.

Рекламщики часто задают вопрос, не дублирует ли Комитет деятельность других ведомств? Ведь обязательную сертификацию продукции контролирует Агентство «Узстандарт», а получение лицензий для различных видов деятельности – соответствующие министерства и ведомства.

Пункт 7 Положения регламентирует, какой должна быть ссылка на наличие сертификата и лицензии. В текстовом формате она должна располагаться горизонтально, иметь четкую гамму по сравнению с фоном, занимать не менее 1% площади. В звуковом формате сообщение должно звучать не менее 3 секунд в начале или конце рекламы.

Если в текстовой рекламе потребитель еще может прочесть ссылку, а в звуковой – услышать ее, то в ТВ-рекламе она, как правило, нечитаема, приводится мелким шрифтом, где-то в углу. Потребитель при всем своем желании не может ее прочесть, считают рекламщики.

Практика контроля рекламы в СМИ на предмет сопровождения ее ссылками свидетельствует о том, что нарушений здесь хватало. В ряде печатных изданий реклама товаров и услуг, подлежащих обязательным сертификации или лицензированию, снабжалась… звездочками. Одна означала, что товар сертифицирован, две – услуга лицензирована. На радиоканалах о сертифицированности товаров и лицензированности услуг сообщалось в конце рекламного блока, что также является нарушением установленных требований. Ими пренебрегали и веб-порталы с доменом UZ. Законодательство требует в рекламе однородной продукции одного производителя сопровождать ссылками каждый вид товаров и услуг. Это утяжеляет текст, эфир, восприятие и вряд ли нужно потребителям, к которым апеллирует реклама.

Необходимость ссылок порождала ряд вопросов. Например, в рекламе стандартного оборудования они понятны. А как быть с нестандартным оборудованием, индивидуальным заказом? Некоторые выходили из положения, ссылаясь на сертификацию отдельных частей оборудования. Другие просто не принимали такую рекламу. Или реклама новой продукции, которую только намерены завезти либо произвести, но рынок к ней надо подготовить. Если она входила в перечень, производители указывали, что реклама подлежит сертификации, тем самым указывая недостоверную информацию.

Рекламщики часто сетуют, что в других странах не требуют подобных ссылок. И ошибаются.

В соответствии с российским законодательством рек­лама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна быть снабжена пометкой «Товар подлежит обязательной сертификации». А в рекламе лицензируемых услуг – обязательно надо указать номер лицензии и выдавший ее орган. В Казахстане законодательство также требует указывать в рекламе сведения о сертификации товаров и лицензировании деятельности и другую обязательную информацию.

– Учитывая сложившуюся ситуацию, а также предложения субъектов рекламного рынка, мы рассматриваем возможность отмены ссылок «Товар сертифицирован», «Услуга лицензирована», – говорит Дильшод АЗИМОВ, заместитель начальника управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Комитета. – Необходимость в них была продиктована защитой потребителей от некачественных товаров и услуг. Это повышало их доверие к рекламе, являлось своеобразным барьером на пути некачественной продукции. Анализ рекламного рынка свидетельствовал о том, что большая часть СМИ долгое время размещала рекламу без таких ссылок. Другая часть ставила такие ссылки без разбора на все товары и услуги. А ведь часть из них подлежит обязательным сертификации или лицензированию, а часть – нет, и потребителей нельзя вводить в заблуждение. Они должны иметь достоверную информацию на этот счет в рекламном сообщении, что в определенной степени влияет на их выбор.

На определенном этапе это сыграло положительную роль. Производители и распространители рекламы стали требовать представления копий сертификатов и лицензий, нести ответственность за их наличие перед потребителями, на которых рассчитана реклама. Последние изучения СМИ показали, что большинство рекламщиков соблюдают эти требования.

Сегодня ситуация на рынке изменилась, и мы можем уйти от требований сопровождать рекламу ссылками. Другое дело, что, принимая рекламу таких товаров и услуг, распространитель должен иметь подтверждения об их сертификации или лицензировании. При отсутствии таковых он не вправе их рекламировать. Ответственность за это можно возложить на распространителей и производителей рекламы. А насколько такие ссылки нужны потребителю, пусть решает рекламодатель. Поэтому сейчас мы рассматриваем вопрос об отмене сопровождения рекламы ссылками «Товар сертифицирован», «Услуга лицензирована».

Ирина ГРЕБЕНЮК,

наш спец. корр. 

 


 

*Утверждено постановлением Госкомконкуренции, зарегистрированным МЮ 6.04.2001 г. N 1024.

Прочитано: 4644 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2014-05-26 09:27:20, Гость_Ахмад:
Ну и правильно! Давно надо было отменить

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика