Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 20 / Наши проекты

Три месяца в стране Бухгалтерия

 

или КАК ИЗ ЖУРНАЛИСТА ДЕЛАЛИ НАЧИНАЮЩЕГО БУХГАЛТЕРА

 

 

Когда мне предложили отучиться по системе дистанционного обучения (далее – СДО) на курсе «Основы бухгалтерского учета», организованном Центром профессионального развития «NORMA», я подумала, а почему бы и нет. Работаю в экономическом издании, с азами бухучета ознакомилась, готовя материалы на финансовые темы, да и сертификат от «NORMы» дорогого стоит.

 

 

НЕЛЕГКИЙ СТАРТ...

Специалисты Центра определили меня в группу СДО-7. Через сутки на электронный ящик пришло уведомление о зачислении в бухшколу. Меня известили, что через 2 дня пройдет вводная лекция, которую необходимо посетить. Для тех, кто не смог посетить ее, продублировали вводную лекцию «Основы работы в системе дистанционного обучения». А тем, кто пришел, преподаватель курса Игорь Аипкин рассказал об особенностях обучения, о порядке прохождения учебы, какие нас ждут экзамены, поделился другой полезной информацией.

Курс состоит из двух модулей: «Введение в бухгалтерский учет» и «Бухгалтер-практик». Он ориентирован на владеющих элементарной компьютерной грамотностью. Удобнее всего делать расчеты в Excel, но не возбраняется и подсчет по старинке с помощью калькулятора и листа бумаги. Дистанционный курс содержит определенное количество тем, доступа к которым изначально нет. Чтобы пройти следующую, необходимо выполнить тестовые задания в конце предыдущей и набрать определенное количество баллов. В противном случае следующая тема не будет доступна. Впрочем, количество попыток не ограничено. Завершая ввод­ную лекцию, преподаватель «напугал» тем, что все не так-то просто и иные практикующие бухгалтеры сдают тесты не с первого раза.

Залогинившись в системе в тот же вечер, решила, что «ничего особенного». Не с первого раза, но тестовые задания, завершающие первую и вторую темы, этого впечатления не изменили.

Первый модуль «Введение в бухгалтерский учет» содержит 15 тем, на их изучение давался целый месяц. Поначалу мне показалось, что это много. Но с 4 раздела при сдаче тестов пришлось перечитывать лекции, чтобы набрать свои проходные 90 баллов. Вообще, при обучении в СДО многое надо было читать повторно, одно тянулось за другим и то и дело надо было возвращаться к недавно забытому. Благо, лекции написаны человеческим языком. Так что мне было понятно, о чем идет речь. После первого модуля можно грамотно вести семейный и личный бюджет, подводить финансовые итоги месяца.

Уже к 7 теме требовалось составить баланс. Теоретическую подготовку мы прошли при изучении предыдущих 6 тем. Тем не менее на практике пришлось повозиться. Составление баланса – основа курса, он в качестве задачи представлен на каждом из экзаменов. А потому свести дебет с кредитом – вопрос принципиальный. При подготовке можно задать преподавателю вопросы. Прямого ответа он, может, и не даст, а вот на путь истинный наставит. На форуме, организованном в рамках курса, обсуждать задания тестов нельзя. Но спросить, как считается тот или иной показатель, не возбраняется. Комментирует вопросы на форуме не только преподаватель, но и сами учащиеся. Поэтому, прежде чем писать о своей проблеме, есть смысл туда заглянуть: может, кто-то столкнулся с аналогичным вопросом и ответ уже есть. Мне помогли разобраться с формированием себестоимости товаров и их учетом.

Через 15 дней обучения проводится первое очное тестирование, которое определяет, кто продолжает учебу, а кому следует вернуться в начало курса. Львиная доля баллов на экзамене дается за решение задачи. На первом этапе надо было составить баланс. Чтобы определить индивидуальный уровень подготовки и дать возможность потренироваться в решении задачи, проводится консультация с преподавателем по Skype, на которой задача пошагово рассматривается, все желающие могут задать вопросы по пройденным темам.

На промежуточном очном экзамене надо набрать минимум 75 баллов. Не сумевшие составить баланс дальше не пройдут. Выдержавшие испытание продолжают обучение по другим разделам и готовятся к итоговому тестированию, которое пройдет через 2 недели. Набравшим более 50, но менее 75 баллов дается возможность пересдать в другой день. В число вторых попала и я.

Две недели после экзамена пролетели незаметно. Темы стали куда сложнее. А потому приходилось постоянно обращаться к теоретическим материалам. Расчетов тоже стало больше. Ведь к концу обучения в задании значился отчет о финансовых результатах. Прошедшая по Skype консультация существенно облегчила сдачу экзамена. Он дался мне тяжелее, пришлось воспользоваться правом пересдачи при недостаточном количестве набранных баллов.

Первый модуль дал мне представление о принципах бухучета, не заучивая их, а понимая. Это немаловажно. На других курсах прежде всего объясняется движение средств со счета на счет, проводки по которым надо просто зазубривать. Первый модуль дистанционного обучения проводок почти не содержит, но сознательно подводит к их пониманию. Это и отличает его от традиционных форм учебы.

 

... И ИНТЕРЕСНЫЙ ФИНИШ

Второй модуль дистанционного курса – более традиционный: с проводками, оформлением первичных документов. Впрочем, он и называется «Бухгалтер-практик». Его вела Ольга Шабанова. Модуль составлен на основании законодательства Узбекистана, утвержденного Плана счетов. Принцип обучения на нем аналогичен «Введению в бухучет». В нем 30 разделов, открываются они после успешного тестирования по предыдущей теме. Также работает форум. При необходимости можно написать преподавателю или проконсультироваться с ним в режиме реального времени в чате. Кроме того, всем дают диск с программным продуктом «NORMA» –  Законодательство Республики Узбеки­стан» с необходимой нормативно-правовой базой. Можно установить и тренажер 1UZ.

На изучение курса дается 1,5 месяца. На прохождение первых 15 разделов отводится всего 2 недели. А потому начинать учиться нужно сразу, не откладывая в долгий ящик. Первая часть тестов сравнительно легкая: здесь многое разъясняется на понятиях и правилах, освоенных во «Введении…». Постепенно вводятся проводки, начинается изучение счетов, движение средств «самолетиками».

Несмотря на то что на первом и втором модулях говорят об одном, они значительно отличаются. Если в первой части все было на уровне начинающего пользователя, вторая требует или опыта, или большей усидчивости. Нас уверяют, что счета запоминать не надо. Но так как все время приходится в них заглядывать, то в какой-то момент начинаешь понимать, что их номера оседают в памяти. Особенно ее тренирует повторная сдача тестовых заданий.

Разговаривая со своими сокурсниками, я выяснила, что первый модуль проще для не знакомых с бухгалтерией. Практикующий бухгалтер мне объяснил: – На практике все иначе. «Введение в бухучет» дает понимание основных понятий. Чтобы успешно сдать первый модуль, необходимо абстрагироваться от своего опыта и начать мыслить как далекий от бухучета человек. Во втором модуле все оформляется проводками, как на практике. А потому она проще для имеющего опыт в этой сфере.

Мне проще далась первая часть, я довольно легко уловила принципы ведения бухучета. Вторая прошла сложнее. Явно не хватало автоматического знания проводок и счетов. А потому их пришлось все-таки заучивать, чтобы разобраться, какие из них пассивные и увеличиваются по кредиту, а какие активные – по дебету. Увы, бухгалтерия не терпит неточностей. Чтобы мы могли увидеть все документы и понять, что такое бухучет предприятия, был специально разработан компьютерный тренажер 1UZ. Мы вели на нем бухгалтерию виртуального хозсубъекта, работали с его документами, рассчитывали доходы и расходы, составляли оборотно-сальдовую ведомость. Не зря говорят, что лучший учитель – практика. Тренажер фиксирует ошибки при выполнении операций, «подсвечивая» их.

На форуме курса преподаватель давала задания, позволяющие практиковаться в проводках, начислении амортизации и других операциях бухучета. На консультациях в чате рассматривались вопросы, возникающие при работе с тренажером и прохождении основных тем. Курс был достаточно сложным, а потому были проведены две очные консультации.

В общем-то мне полтора месяца на обучение не хватило. Некоторые темы осваивать пришлось галопом по европам, а если учесть, что днем необходимо выполнять свою работу, то нередко за тестами приходилось сидеть далеко за полночь. Разговорившись с сокурсниками, выяснила, что я такая не одна. Но и предложения продлить срок обучения не поддерживаю: есть риск, что курс станет менее эффективным, ведь многие предпочитают делать все в последний момент.

 

…Получив сертификат бухгалтера и кучу презентов от «NORMы», я претендовать на должность главбуха, конечно, не буду. Но вот офис-менеджером со знанием бухгалтерии или помощником бухгалтера, думаю, потяну. Нас не учили, как вести учет на производстве, которое входит в Программу локализации, не объясняли, как осуществлять налоговое планирование. Но после завершения курса я могу рассчитать зарплату сотрудника, пособие по нетрудоспособности с учетом стажа, высчитать подоходный налог, страховые взносы и ЕСП, определить сумму процентов для выплат по кредиту, составить платежное поручение и отгрузить товар поставщику, определить себестоимость продукции и начислить амортизацию основного средства, а также провести его переоценку с учетом коэффициентов. Это не полный список, но перечисленного достаточно для того, чтобы ориентироваться в бухучете.

Испытание бухучетом проходила

Ольга КИРЬЯКОВА,

наш корр. 

 

Прочитано: 2591 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика