Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 6 / Приоритеты

Налогово-бюджетная политика – важнейший фактор стабильно высоких темпов роста экономики

 

Этой теме был посвящен «круглый стол», организованный Комитетом по вопросам бюджета и экономических реформ Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и редакцией газет «Налоговые и таможенные вести» – «Солик ва божхона хабарлари». В нем приняли участие сенаторы, специалисты Министерства финансов, журналисты.

 

Заседание «круглого стола» открыл А.С.Алтиев, председатель Комитета по вопросам бюджета и экономических реформ верхней палаты парламента страны. Задавая тон другим выступлениям, он акцентировал внимание на роли правильного применения налоговых и бюджетных рычагов в обеспечении высокоустойчивых темпов социально-экономического развития страны.

Участников заседания приветствовал Ф.С.Курбанбаев, главный редактор газеты «Солик ва божхона хабарлари». Он отметил актуальность темы «круглого стола». Освещающие ее журналисты не понаслышке, а на своем опыте знают, насколько велик интерес читателей к вопросам налого­обложения. А в конце и начале каждого года он увеличивается вдвойне и втройне. Оно и понятно – бизнес-сообщество и население страны волнуют перспективы их взаимоотношений с госбюджетом. А потому финансово-экономические еженедельники «Налоговые и таможенные вести» и «Солик ва божхона хабарлари», в этом году отмечающие свое двадцатилетие, главной своей задачей на старте года считают ознакомление и разъяснение налогоплательщикам новых требований налогового законодательства.

Большую помощь журналистам в этой просветительской деятельности оказывают члены обеих палат Олий Мажлиса, специалисты Министерства финансов, ГНК, ГТК и других профильных ведомств. Проведение сегодняшнего «круглого стола» способствует обеспечению гласности и открытости законотворческого и законоисполнительного процесса.

Важную тему налогового и бюджетного стимулирования модернизации и обновления производства, поддержки малого и частного бизнеса поднял в своем выступлении Ш.Ж.Муяссаров, заместитель начальника отдела управления Министерства финансов.

Члены Комитета по вопросам бюджета и экономических реформ Сената Олий Мажлиса К.Я.Эргашев и К.Ш.Туйчиев остановились на роли госбюджетного финансирования социальной сферы и налогового стимулирования развития фермерства и перевода сельского хозяйства на новые рельсы.

Большой интерес у участников заседания вызвала презентация А.Эргашева, сотрудника учебного центра Министерства финансов, посвященная роли и значению новеллы отечественного законодательства – Бюджетного кодекса, который в порядке эксперимента вводится в действие в 2014–2015 годах.

Завершая заседание «круглого стола», главный редактор газеты «Налоговые и таможенные вести» М.М.Перпер поблагодарил его участников за плодотворную работу и выразил надежду на продолжение столь интересного и полезного сотрудничества законодателей, разработчиков законов и журналистов.

 

НАЛОГОВЫЕ РЫЧАГИ РАЗВИТИЯ

 

Абдурашид АЛТИЕВ,

председатель Комитета по вопросам бюджета и экономических реформ Сената Олий Мажлиса:

– Как известно, в конце прошлого года Сенат Олий Мажлиса рассмотрел и одобрил бюджет нашей страны на 2014 год и ряд законов, направленных на совершенствование налогового законодательства Узбекистана.

В их число входят законы «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2014 год»1 и «Об утверждении Бюджетного кодекса Республики Узбекистан»2. Эти и другие законодательные акты, соответствуя приоритетным направлениям социально-экономического развития страны, содействуют обеспечению устойчиво высоких темпов развития экономики страны.

В частности, внесенные в Налоговый кодекс изменения продолжают тенденцию снижения фискальной нагрузки на хозяйствующие субъекты, упрощения налоговой системы, стимулирования развития малого и частного бизнеса, роста доходов граждан и увеличения их покупательной способности. Они предусматривают увеличение доходной части и укрепление местных бюджетов, усиление мер налогового администрирования по пресечению фактов занижения и сокрытия доходов от налогообложения. Все эти приоритеты содержит налоговая политика, лежащая в основе данных законов.

Важнейшей мерой по сокращению налоговой нагрузки является снижение базовой ставки налога на прибыль с 9 до 8%. В результате ее реализации в распоряжении юридических лиц дополнительно останется более 130 миллиардов сумов. Кроме того, минимальная ставка налога на доходы физических лиц уменьшена с 8 до 7,5% с сохранением порядка перечисления средств за счет подоходного налога в размере 1% на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан.

В Докладе главы нашего государства на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год, отмечено, что в истекшем году продолжился взятый курс на обеспечение высоких устойчивых темпов роста, макро­экономической сбалансированности, модернизации и диверсификации экономики.

В реализации определенных Президентом важнейших приоритетных направлений экономической программы на 2014 год важную роль играет разработанная на этот год налогово-бюджетная политика. В своем докладе, связывая систему налоговых льгот с одним из основных принципов рыночной экономики – принципом свободной конкуренции, он подчеркнул: «Глубоко укоренилось ошибочное мнение, что выжить в условиях жесткой конкуренции можно за счет налоговых льгот и протекционистских мер.

При этом абсолютно не задумываемся над тем, что все эти меры в первую очередь наносят ущерб интересам самих предприятий, сокращая их доходы и доходы бюджета. И самое главное – льготы и преференции не могут быть вечными. В условиях открытой экономики такие предприятия не могут конкурировать с иностранными поставщиками не только на внешнем, но и на внутреннем рынке». Поэтому, кроме мер по снижению в 2014 году налоговой нагрузки, продления сроков действия отдельных налоговых льгот, отменены неэффективные налоговые преференции и в целом льготы унифицированы и оптимизированы.

Важным нововведением финансовой системы страны является вступление в силу в 2014 году Бюджетного кодекса. Он систематизирует весь бюджетный процесс – формирование, утверждение, исполнение, обеспечение контроля  – в едином и целостном законодательном акте на единых принципах регулирования как Государственного бюджета, так и внебюджетных целевых фондов, определяет полномочия всех участников бюджетного процесса и механизмы их взаимодействия, а также совершенствует межбюджетные отношения с закреплением источников доходов местных бюджетов.

Установление в Бюджетном кодексе нормы, предусматривающей открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, размещение на официальном сайте информации о ходе исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, свидетельствует о демократичности и либеральности этого документа.

1От 25.12.2013 г. N ЗРУ-359.

2От 26.12.2013 г. N ЗРУ-360. 

 

СТИМУЛИРУЯ РАЗВИТИЕ

 

Шухрат МУЯССАРОВ,

заместитель
начальника отдела Управления налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов:

 

– В начале каждого года предпринимателей, руководителей, бухгалтеров предприятий и организаций, граждан волнует вопрос об изменениях, внесенных в налогообложение. Люди понимают, что для устойчивого и сбалансированного развития экономики необходимо усиление стимулирующей роли налогов, интересуются увеличением или уменьшением налоговой нагрузки. Все эти меры, как правило, устанавливаются актами законодательства, принятыми в конце истекшего и начале наступившего года.

Вот и в этом году Законом «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2014 год»1 и Постановлением Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год»2 были определены основные направления налоговой политики в 2014 году.

Постановлением Президента N ПП-2099 с начала 2014 года ставка налога на прибыль юридических лиц снижена с 9 до 8%, минимальная ставка налога на доходы физических лиц – с 8 до 7,5%. В целях усиления социальной защищенности населения увеличена ставка страховых взносов граждан с 6 до 6,5%. На уровне 2013 года сохранены ставки фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей. Исключением являются торгующие в розницу газетами, журналами и книжной продукцией на селе – для них она снижена с 2 до 0,5 МРЗП. Сохранен порядок, согласно которому в целях налогообложения применяется минимальный размер заработной платы, установленный на начало года, и размеры налоговых ставок не пересматриваются при изменении МРЗП в течение года.

С начала этого года физическим лицам, предоставляющим нежилые помещения и автотранспортные средства в аренду, в целях налогообложения установлены минимальные ставки арендной платы.

Указом Президента от 26.12.2013 г. N УП-4589 в целях поддержки хозяйствующих субъектов и содействия их развитию внесен ряд изменений в некоторые указы главы государства. В частности, продлены налоговые льготы индивидуальным предпринимателям, производящим в домашних условиях изделия художественных промыслов и прикладного искусства, и семейным предприятиям до 1 января 2017 года, хозяйствующим субъектам по освобождению от уплаты единого социального платежа от фонда оплаты труда надомников – до 1 января 2019 года.

Законом N ЗРУ-359 внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс. В частности, часть вторая статьи 48 Налогового кодекса (НК) дополнена нормой, согласно которой обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей считается исполненным при перечислении суммы доначисленных налогов и других обязательных платежей на депозитные счета соответствующих правоохранительных органов. Для подтверждения этого достаточно представить налоговому органу копии платежных документов.

О либерализации налоговой системы свидетельствует и новая редакция статьи 114 НК. Раньше она предусматривала за сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) наложение штрафа, равного сумме сокрытия (занижения). Новая редакция, вступившая в действие с начала года, предусматривает штраф в размере 20% от суммы сокрытой (заниженной) выручки с одновременным начислением налогов и других обязательных платежей на данную сумму.

Дополнениями также предусмотрено, что плательщики единого земельного налога не являются плательщиками обязательных отчислений в государственные целевые фонды. Данное новшество освобождает фермерские хозяйства от уплаты трех обязательных отчислений.

Также хотел бы обратить ваше внимание на дополнение Налогового кодекса новым разделом XVI-1, регламентирующим обязательные отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений. Им установлены нормы, определяющие налогоплательщиков, объекты налогообложения и налогооблагаемую базу, порядок исчисления, представления расчетов и уплаты обязательных отчислений. Ранее эти вопросы регулировали подзаконные акты. 

Приведенные примеры свидетельствуют о стимулирующей роли налогов.

 

1От 25.12.2013 г. N ЗРУ-359.

2От 25.12.2013 г. N ПП-2099. 

 

Социальная сфера – главная забота налогово-бюджетной политики

 

Куракбой ЭРГАШЕВ,

член Комитета по вопросам бюджета
и экономических реформ Сената Олий Мажлиса:

– Стратегическое значение Государственного бюджета нашей страны на 2014 год заключается в его направленности на обеспечение макроэкономической стабильности и высоких темпов роста ВВП страны, формирование диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, повышение благосостояния и уровня жизни населения.

Налоговая политика на 2014 год и Государственный бюджет как главный финансовый документ страны сохраняют тенденции увеличения расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения, увеличение финансирования образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта. Централизованные инвестиции будут направляться на строительство производственных и социальных объектов, в том числе автомобильных дорог, реализацию проектов водоснабжения и других коммуникаций для вновь создаваемых жилых массивов в сельской местности.

В центре внимания руководства страны остаются создание новых рабочих мест, обеспечение занятости и роста доходов населения. В прошлом году благодаря реализации региональных программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения были трудоустроены около 970 тысяч человек, более 60% их – сельчане. За счет развития малых предприятий, микрофирм и индивидуального предпринимательства организовано свыше 480 тысяч рабочих мест, за счет надомного труда – более 210 тысяч. В прошлом году трудоустроены более 500 тысяч выпускников профессиональных колледжей. Свыше 140 миллиардов сумов льготных микрокредитов выделено выпускникам колледжей, решившим заняться собственным бизнесом.

В этом году утвержденная Парламентом страны Программа обеспечения занятости населения предусматривает создание около миллиона рабочих мест. В трудовую сферу вольются около 500 тысяч молодых людей – выпускников профессиональных колледжей, получивших 2–3 специальности и навыки работы и готовых реализовать полученные знания в различных сферах экономики, сфере услуг и в управлении.

Строительство новых комфортабельных домов по типовым проектам, формирование практически новой инфраструктуры на селе являются ключевыми действиями по реформированию социальной сферы, улучшению жизни сельского населения. Начиная с 2009 года по типовым проектам в 159 сельских районах страны создано более 900 новых сельских жилых массивов, возведено свыше 33,5 тысячи индивидуальных жилых домов площадью 4,5 миллиона квадратных метров. Построено 732 километра асфальтированных автомобильных дорог, более тысячи объектов социальной и рыночной инфраструктуры.

В этом году на реконструкцию и капитальный ремонт 380 общеобразовательных школ и более 160 профессиональных колледжей и академических лицеев предусматривается направить свыше 410 миллиардов сумов. Особое внимание будет обращено на оснащение учебно-производственных мастерских колледжей современным высокотехнологичным оборудованием и учебной техникой. Также намечено выделить 173 миллиарда сумов на строительство, реконструкцию и оснащение 34 высших образовательных учреждений, 51 миллиард сумов – на капитальный ремонт 17 вузов страны.

Не остались без внимания и вопросы продолжения реформирования системы здравоохранения и укрепления материально-технической базы медучреждений. На их решение в 2014 году будет выделено более 407 миллиардов сумов – на 30% больше по сравнению с прошлым годом. Кроме того, на оснащение медучреждений предусмотрено привлечь более 28 миллионов долларов льготных кредитов международных финансовых институтов.

В связи с инвестированием больших бюджетных средств в социальную сферу возрастает значение контроля за их рациональным и целевым использованием. Счетная палата и Министерство финансов систематически контролируют и анализируют соблюдение бюджетной дисциплины. Так, в IV квартале 2013 года проведенные проверки выявили ряд финансовых правонарушений по использованию государственных средств.

Важное значение для обеспечения соблюдения бюджетной дисциплины и целевого использования бюджетных средств имеет принятие Бюджетного кодекса1. Этот законодательный документ, определяя полномочия участников бюджетного процесса, порядок привлечения средств государством, устанавливая контроль над исполнением бюджета и ответственность за нарушение бюджетного законодательства, служит достижению целей осуществляемых в нашей стране реформ, в том числе в социальной сфере.

 

1Утвержден Законом от 26.12.2013 г. N ЗРУ-360.

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС:

НОВЫЙ ДОКУМЕНТ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

 

Алижон ЭРГАШЕВ,

сотрудник Учебного центра Министерства финансов:

– Регулирование Государственного бюджета – одного из основных инструментов государственной политики – имеет важное значение в управлении экономикой страны. В связи с этим одним из требований сегодняшнего дня было создание единой и прочной законодательно-правовой базы, регулирующей бюджетные отношения, обеспечивающей эффективную деятельность их участников. Этим преследовалась цель прежде всего внедрения современных методов управления государственными финансами, обеспечения открытости бюджетного процесса и внедрения бюджетного учета и отчетности, соответствующих международным стандартам.

Документом, предусматривающим ее достижение, стал Бюджетный кодекс1. Он регулирует взаимоотношения по формированию, составлению, рассмотрению, принятию, утверждению, привлечению государством средств и контролированию исполнения законодательных актов о бюджете, ведение бюджетного учета и бюджетной отчетности. Кодекс объединил действовавшие ранее в этой сфере законы «О бюджетной системе» и «О казначейском исполнении Государственного бюджета», систематизировав и приведя в соответствие друг с другом нормы и положения различных подзаконных актов. Кодекс также дает четкие понятия и определения, используемые в бюджетном законодательстве, создает основы для внедрения в бюджетный процесс новых методов и инструментов, приведения в соответствие с международными стандартами и нормами.

Бюджетный кодекс стал документом, обеспечивающим всесторонней, достоверной информацией о бюджетной системе и бюджетном процессе всех его участников и пользователей бюджета, которая важна для всех – местных органов власти, бюджетных организаций, граждан. Им введены единые принципы регулирования как Государственного бюджета Узбекистана, так и государственных целевых фондов, внебюджетных фондов бюджетных организаций. Их число дополнено четырьмя принципами: результативность использования средств бюджетов бюджетной системы, единство кассы, ответственность участников бюджетного процесса, открытость. Это обеспечивает, с одной стороны, условия для внедрения направленного на результат бюджета, с другой – соответствие национальной бюджетной системы международным стандартам. Бюджетный кодекс совершенствует и законодательно закрепляет систему межбюджетных отношений, подробно расписывает полномочия всех участников бюджетного процесса. Им упрощен порядок внесения изменений в утвержденные параметры Госбюджета и целевых фондов.

Таким образом, Бюджетный кодекс содержит стабильный и эффективный механизм перераспределения ресурсов на местах, укрепления потенциала доходности, устанавливает четкие и ясные правила составления, утверждения, регистрации и исполнения получателями сметы расходов, обосновывающей получение бюджетных средств.

Реализация норм Бюджетного кодекса обеспечивает применение единых правовых подходов на всех стадиях и уровнях бюджетного процесса и облегчает работу его участников. Таким образом достигается эффективное и целевое использование средств Госбюджета, эффективное и качественное выполнение социальных обязательств государства.

Кодекс устанавливает распорядителю бюджетных средств составлять программу своего развития не менее чем на 3 года (статья 88 БК). Данная норма обеспечивает связь расходов бюджета с результатами деятельности получателей бюджетных средств. Таким образом создается основа для внедрения принципов среднесрочного планирования бюджета.

Целый ряд удобств, преимуществ, благоприятных условий всем участникам бюджетного процесса создает введение Бюджетного кодекса в действие в качестве эксперимента с условием его апробации в течение 2014–2015 годов. Это позволит проводить систематический и всесторонний мониторинг и анализировать практику действия и эффективность норм этого акта. И в необходимых случаях в установленном порядке вносить предложения по совершенствованию его отдельных норм.

 

1Утвержден Законом от 26.12.2013 г. N ЗРУ-360, принятым Законодательной палатой Олий Мажлиса 28 ноября 2013 года и одобренным Сенатом 12 декабря 2013 года. 

 

УКРЕПЛЯЯ ОПОРУ СЕЛА

 

Кудратали ТУЙЧИЕВ,

член Комитета по вопросам бюджета
и экономических реформ Сената Олий Мажлиса:

– Руководитель нашей страны 17 января 2014 года, говоря на заседании Кабинета Министров о масштабных преобразованиях и качественных изменениях в аграрной сфере, отметил, что в достижении высоких результатов на селе ключевую роль сыграло прежде всего утверждение фермерства как основной формы организации сельскохозяйственного производства. Фермерские хозяйства – это та опора, на которой строится село, – сказал глава государства.

Достижению высоких результатов в этой сфере способствовало то, что фермерские хозяйства имеют в пользовании на условиях долгосрочной аренды достаточные для эффективной деятельности площади сельхозугодий, поддерживаются государством материально-технически, им обеспечен доступ к льготным кредитам, предоставлены налоговые льготы.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2014 год»1 еще больше расширил фермерам налоговые преференции. До этого плательщики единого земельного налога (а это в основном фермерские хозяйства), кроме этого платежа, платили обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный и Республиканский дорожный фонды, а также в Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений. С первого января 2014 года плательщики единого земельного налога освобождены от этих обязательных отчислений. Если учесть, что в прошлом году фермерские хозяйства уплачивали от объема реализации продукции (работ, услуг) в Пенсионный фонд 1,6%, Республиканский дорожный фонд – 1,4% и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений – 0,5%, то нетрудно понять, насколько весомы для них налоговые послабления.

Как известно, в условиях ограниченности земельных и водных ресурсов приоритетной задачей является интенсификация сельского хозяйства, внедрение в него современных высокоэффективных агротехнологий и методов водопользования. Для стимулирования решения этой задачи статьей 367 Налогового кодекса на 5 лет от уплаты единого земельного налога освобождаются юридические лица, которые внедряют систему капельного орошения по земельному участку, на котором используется эта прогрессивная система. Данная норма внесена в Налоговый кодекс Законом от 7.10.2013 г. N ЗРУ-355. Ею введена одна из важнейших налоговых льгот, предоставленных в последнее время сельхозпроизводителям. Она свидетельствует о всемерном внимании к дехканину и фермеру, заботе об их интересах.

Можно надеяться, что налоговые льготы, направленные на всестороннюю поддержку фермерских хозяйств, будут являться еще одним сильным стимулом развития сельскохозяйственного производства в нашей стране.

 

1От 25.12.2013 г. N ЗРУ-359.

Прочитано: 5726 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика