Главный бухгалтер – второе должностное лицо в компании после руководителя. От того как выстроены их взаимоотношения, во многом зависит успех фирмы. К сожалению, нередко они оставляют желать лучшего. Из-за того что зачастую бухгалтер и директор не понимают друг друга, рождается недоверие, возникают проблемы, которые могут привести к большим убыткам и даже краху компании.
О том, как наладить отношения с директором, наш корреспондент беседует с Еленой АЛИЕВОЙ, бухгалтером с 27-летним стажем, чье второе образование психолога оказалось как нельзя кстати.
– Елена Тимуровна, вы проработали во многих организациях. Какой тактики вы придерживались в отношениях с руководством?
– Отношения между бухгалтером и руководителем похожи на медаль. С одной стороны, я всегда помню, что нахожусь в «одной упряжке» с директором. Я также несу ответственность и имею во многом одни и те же риски. Мы оба имеем одну цель и стремимся к ней, хотя и разными путями. На осознании этого, доверии, командной работе и следует строить свои отношения.
Другая сторона медали состоит в том, что у руководителя свои обязанности и заботы, а у специалиста учета – свои. Первый озабочен, как больше получить прибыли, а бухгалтер стремится правильно сдать отчет и успешно пройти проверку. А разные мотивации диктуют соответствующее мышление. Поэтому очень важно найти золотую середину. Психологи советуют дружить со своим руководством. Конечно, этого нельзя добиться за один день. Нужно постепенно доказывать шефу, что вы профессионал своего дела, на вас можно положиться и вам можно доверять. И тогда отношения выйдут из разряда «работодатель – работник», став партнерскими. Несомненно, при этом не надо забывать о субординации и чувстве меры. И в том, и в другом крайне нежелательно переступать черту.
– А если руководитель, ничего не понимающий в бухгалтерском учете, тем не менее стремится участвовать в вашей деятельности?
– Увы, такое наблюдается нередко, особенно в последнее время. Конечно, многие руководители прекрасно разбираются в бухгалтерском деле, и работать с такими директорами – одно удовольствие. Если же ваш шеф совершенно не знаком с бухгалтерией, то советую прежде всего запастись терпением. Потому что когда вас попросят разъяснить ту или иную ситуацию, то вам, скорее всего, придется забыть о бухгалтерской терминологии. Согласитесь, что понять ее человеку, не закончившему как минимум специальные курсы, очень сложно. В таких случаях лучше заранее подготовить доступные объяснения, возможно, в простой, бытовой форме. И будьте готовы столкнуться с непониманием и необходимостью отвечать на нелепые, с вашей точки зрения, вопросы. Приведу в пример один случай. Директор спросил у бухгалтера, почему он, выплачивая работникам зарплату, должен платить за нее государству подоходный налог. Целый час пришлось объяснять ему, что этот налог вычитается из зарплаты работника, а предприятие, будучи налоговым агентом, просто его рассчитывает, удерживает из дохода физлица и перечисляет в госбюджет.
Согласитесь, далеко не каждый работник может это сделать самостоятельно. Хотя в некоторых странах, например в США, налогоплательщики обязаны сами декларировать свои доходы и платить с них налоги. Казалось бы, нам, бухгалтерам, все ясно. Но, оказывается, простейшее положение может вызвать недоумение. А что уж говорить о чисто профессиональных моментах бухучета… Я хотела бы посоветовать коллегам не ждать, пока вас вызовет директор и попросит представить отчет в более понятной форме. Заранее готовьте руководителя к его подписанию, консультируйте, если надо. Нередко сведения, которые вы даете, могут быть не понятны руководителю. А потому он может обвинить в некомпетентности именно вас. А еще хуже – просто перестанет вам доверять, считая, что вы его обманываете и специально запутываете. Не доводите до такого.
– Какие ошибки чаще всего совершает бухгалтер при установлении взаимоотношений с руководством?
– Я бы выделила несколько. Когда я советую дружить с руководителем, это отнюдь не означает, что нужно срочно заняться подхалимажем. К сожалению, некоторые бухгалтеры думают, что такая форма взаимодействия им поможет. Наверное, бывают руководители, которым нравится лизоблюдство, но большинство директоров не любят таких отношений.
Очень большую ошибку совершает бухгалтер, идя на поводу у руководителя в ущерб профессиональным требованиям. Порой, приходя на новую работу, вы слышите, что «у них другая система учета». То же самое может сказать и новый учредитель или директор. Вас просят подучиться и работать в соответствии с ней. Возникает очень непростая ситуация. Бухгалтер может принять предложенные правила игры, противоречащие законодательству, и таким образом нажить себе проблемы. Либо отказаться от них и уволиться. Но есть и третий вариант, когда бухгалтер конструктивно и объективно, а главное – понятно объясняет, почему он не может работать по навязанным схемам. Есть шанс, что вы выиграете этот бой. Ведь вас изначально нанимали, зная ваш профессионализм и навыки, а не для того, чтобы вы кого-то прикрывали.
– У вас самой возникали проблемы при взаимодействии с руководителем?
– На мой взгляд, наиболее часто проблемы возникают, когда руководитель просит вас за короткий срок исправить ошибки и недочеты, сделанные до вас другим специалистом учета. Много лет назад я устраивалась на работу в компанию, из которой мой предшественник был уволен за халатность. Директор попросил меня привести в порядок все дела в кратчайший срок, на что я самонадеянно согласилась. В результате огромный, а главное – «дырявый» багаж предыдущего коллеги и надвигающийся период отчетности вынудили меня работать по 13 часов в сутки, брать кипы документов на дом. С задачами я с трудом, но справилась, шеф остался мной очень доволен, повысил мне зарплату, предоставил отгул. Но все это не возместило мне полученные хроническую усталость, бессонницу, пропажу аппетита. Со временем все нормализовалось, но даже сейчас я вспоминаю тот период с содроганием. Уважайте себя и свое здоровье!
Несколько раз я сталкивалась с желанием руководителя переложить на меня управленческие задачи. Насколько мне известно, с подобной проблемой очень часто сталкиваются профессиональные бухгалтеры. К сожалению, некоторые бизнесмены думают, что бухгалтерия может не просто учитывать, но и организовывать бизнес-процесс, управлять им. Я бы не советовала на это поводиться.
Еще одна известная проблема вызвана тем, что при приеме на работу вы получаете неполную информацию о текущем состоянии дел. Постепенно все выяснится, и вы поймете, что имеете значительно больший объем работы. А условие об оплате вашего труда уже подписано, и пересмотреть его сложно. Поэтому я рекомендую при приеме на работу обговорить ваши функции и предусмотреть в договоре условие о дополнительной оплате при их увеличении.
Последний момент, о котором я хотела бы упомянуть, связан с нелегальными отношениями. К примеру, если ваш руководитель просит вас как бухгалтера участвовать в сомнительной или явно незаконной операции. Здесь важно вовремя отказаться от подобного участия, даже если это будет вам стоить рабочего места.
Помните, незаконность действий влечет за собой административную и уголовную ответственность.
Во всех подобных случаях стоит проявлять твердость, иногда нужно просто уметь сказать «нет». К сожалению, наш менталитет не всегда позволяет нам отказать, а многие предприниматели этим пользуются.
– Как убедить директора в необходимости подписки на специализированные профессиональные издания, приобретения справочных и правовых баз данных, оплаты участия в семинарах и т.п.?
– Всего этого можно достичь, если следовать тому, о чем я говорила в самом начале. А именно – наладив дружеские отношения с руководством. Но отмечу, что просьба, с которой вы обращаетесь к шефу, должна быть полезна предприятию. К примеру, если вы хотите выписывать газету, содержащую важную для бухгалтерии информацию, то в своих доводах используйте такие преимущества издания, как информативность, актуальность, полезная информация в нужной сфере. Участие в семинарах также можно «оправдать» получением новых знаний, повышением квалификации и другими моментами. В общем, покажите своему руководителю, что для вас, а соответственно и для его компании, это будет полезно. И тогда, скорее всего, вам не откажут.
– Нашу газету читают многие предприниматели. Что бы вы им посоветовали в достижении успешных взаимоотношений с бухгалтерами?
– Возможно, я повторюсь, но все же отмечу, что руководитель и бухгалтер должны играть в одной команде. Ведь ее сила и надежность зависят и от того, насколько развиты между вами не только рабочие, но и личные отношения. Мой совет руководителям – успешно строить вышеописанную команду. В таком тандеме вы, несомненно, сможете принести успех и прибыль вашей компании!
Наталья СПИРИДОНОВА,
наш корр.
С праздником ДОРОГИЕ БУХГАЛТЕРА!