Продолжая тему законодательного регулирования краткосрочных проверок*, в сегодняшней публикации рассмотрим порядок оформления результатов краткосрочной налоговой проверки.
|
Результатом любой из них является акт краткосрочной проверки (далее – акт). Он оформляется независимо от того, обнаружены при проверке нарушения законодательства или нет.
На практике проверяющие сами пишут акт на чистой бумаге или заполняют соответствующий пронумерованный бланк. Статья 101 Налогового кодекса (далее – НК) требует наличия в нем следующей информации:
1) место проведения проверки, дата составления акта (например, 10 октября 2013 года, офис ООО «А», г.Ташкент, ул.Риязий, 43);
2) основание для проведения проверки (решение специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов и изданный на его основании приказ органа ГНС);
3) вид проверки и период ее проведения (внеплановая краткосрочная);
4) фамилия, имя, отчество должностных лиц налогового органа, проводивших проверку;
5) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (при проверке субъекта индивидуального предпринимательства);
6) полное название юридического лица согласно его учредительным документам, фамилии, имена, отчества его должностных лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета;
7) местонахождение (почтовый адрес), банковские реквизиты налогоплательщика, его идентификационный номер;
8) данные о предыдущей проверке (краткие сведения о проведенной у налогоплательщика предыдущей налоговой проверке и мерах, принятых по ее результатам);
9) проверяемый период и общие сведения о документах, представленных налогоплательщиком для проверки (при краткосрочных проверках указываются только сведения о документах);
10) подробное описание обнаруженного налогового правонарушения (при его наличии) со ссылкой на нарушенную норму налогового законодательства;
11) выводы и заключения по результатам проверки (указывается о наличии или отсутствии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений; в случае неустановления таковых это также должно быть указано в акте).
Перечень этих требований к содержанию акта является исчерпывающим. Они достаточно полно отражают ход проверки и ее результаты. Однако на практике проверяющие далеко не всегда отражают в своих актах все требуемые условия. Хотя, согласно части седьмой статьи 104 НК, несоблюдение должностными лицами налоговых органов положений главы 15 НК может явиться основанием для отмены их решения вышестоящим органом или для признания судом его недействительным. На практике при оформлении результатов краткосрочной налоговой проверки наиболее часто встречаются следующие отклонения от требований законодательства:
в акте указывается не полное, а сокращенное наименование налогоплательщика или оно указывается с ошибками, не в соответствии с учредительными документами;
вместо почтового адреса указывается место нахождения производственных помещений (торговых точек, оказания услуг (работ) налогоплательщика, где и проводится краткосрочная налоговая проверка;
не указываются сведения о предыдущей налоговой проверке;
отсутствуют сведения о документах, представленных налогоплательщиком для проверки;
описывается налоговое правонарушение без ссылок на соответствующую норму налогового законодательства;
не указываются выводы и заключения по результатам проверки.
При наличии таковых налогоплательщику следует письменно отметить в самом акте эти ошибки и(или) недостатки, расписываясь в его получении, и письменно изложить обоснования своих возражений по акту.
Согласно статье 101 НК акт налоговой проверки составляется не менее чем в 3 экземплярах. Все они подписываются должностными лицами налогового органа, проводящими проверку. Один экземпляр акта вручается налогоплательщику. Тот обязан расписаться в получении акта налоговой проверки на всех его экземплярах и указать дату получения.
Однако на практике нередко акт составляют в 1 экземпляре, а налогоплательщику вручают только его копию. В подобных случаях налогоплательщику следует письменно закрепить получение именно копии акта, когда он расписывается на других его экземплярах. Данный факт может пригодиться ему в дальнейшем для обжалования акта в вышестоящем органе и(или) в суде.
|
Согласно части шестой статьи 101 НК при уклонении налогоплательщика от получения акта налоговой проверки должностное лицо налогового органа вносит об этом соответствующую запись в акт. В таком случае 1 экземпляр акта отправляется налогоплательщику по почте заказным письмом. С этого момента налоговая проверка считается завершенной.
По нашему мнению, это условие о завершении краткосрочной налоговой проверки противоречит смыслу статьи 89 НК, согласно которой срок проведения краткосрочной проверки не должен превышать 1 рабочего дня и его продление не допускается. А так как подобные проверки проводятся на предприятиях до конца рабочего дня (минимум до 18.00), у проверяющих отсутствует возможность отправить налогоплательщику акт по почте, если тот отказался его получать, так как почтовые отделения работают до 17.00. Соответственно, контролирующий орган может отправить его налогоплательщику только на следующий день. Но, таким образом, получается, что краткосрочная налоговая проверка завершается только на второй рабочий день в нарушение статьи 89 НК.
Таким образом, представляется целесообразным внести в Налоговый кодекс изменения, в соответствии с которыми в случае отказа налогоплательщика получить 1 экземпляр акта, момент завершения налоговой проверки обусловливается не отправлением акта по почте, а внесением в него соответствующей записи об отказе от получения.
|
Согласно части девятой статьи 101 НК материалы налоговой проверки не позднее следующего рабочего дня со дня завершения налоговой проверки должны быть согласно порядку, установленному ГНК, зарегистрированы в налоговом органе по месту госрегистрации налогоплательщика.
Однако на практике встречаются случаи, когда материалы проверки передаются и регистрируются в налоговом органе не по месту госрегистрации налогоплательщика. Подобные факты наблюдаются при проведении краткосрочной проверки в находящихся в других районах торговых точках (местах оказания услуг (работ) налогоплательщика. Расскажем об одном подобном примере из судебной практики.
В торговой точке ООО, расположенной в Яккасарайском районе Ташкента, краткосрочную налоговую проверку проводили должностные лица налогового управления столицы. По ее результатам был составлен акт и для регистрации вместе с другими материалами направлен в ГНИ Яккасарайского района. Но, согласно учредительным документам, ООО было зарегистрировано инспекцией при хокимияте Мирабадского района и его почтовым адресом является Мирабадский район. Материалы проверки рассмотрела ГНИ Яккасарайского района и приняла решение о предотвращении установленных при этом правонарушений. Не согласившись с ним, ООО обратилось в хозяйственный суд Ташкента с просьбой вынести частное определение в отношении должностных лиц налогового органа. По итогам рассмотрения суд удовлетворил исковые требования ООО и вынес частное определение в адрес ГНИ Яккасарайского района о предотвращении нарушений, выявленных в ходе судебного разбирательства, допущенных должностными лицами при оформлении результатов налоговой проверки, и рассмотрении вопроса о привлечении их к ответственности.
На чем же основан этот вывод суда?
Согласно части девятой статьи 101 НК материалы налоговой проверки не позднее следующего рабочего дня со дня ее завершения должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту госрегистрации налогоплательщика. В соответствии с внутренним документом, регламентирующим порядок учета и регистрации материалов налоговой проверки, а также материалов по налоговым правонарушениям, эти материалы, составленные в ходе проверки производственных помещений, торговых точек и места оказания услуг (работ) налогоплательщика, расположенных в других районах (городах), также регистрируются в органе госналоговой службы по месту госрегистрации налогоплательщика.
В данном случае налоговый орган своими действиями нарушил установленный порядок регистрации результатов налоговой проверки.
А так как ее материалы были зарегистрированы, рассмотрены и решение по ним вынесено не уполномоченным на то налоговым органом, то суд при рассмотрении иска о признании решения ГНИ Яккасарайского района недействительным был вправе признать ГНИ Яккасарайского района ненадлежащим ответчиком и привлечь в качестве ответчика ГНИ Мирабадского района (статья 38 Хозяйственного процессуального кодекса). Однако следует помнить, что производство замены ненадлежащей стороны – это право суда, но не его обязанность.
Алишер УБАЙДУЛЛАЕВ,
юрисконсульт ООО
«VICTORY YURCONSALT».
*См. предыдущие публикации «Не относитесь к краткосрочным свысока» («НТВ» N 42 (1002) от 22.10.2013 г.), «Качая права, выполняйте обязанности» («НТВ» N 44 (1004) от 5.11.2013 г.), «Проверка на закате солнца» («НТВ» N 47 (1007) от 26.11.2013 г.).