Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 51 / Новое в законодательстве Узбекистана

Налоговая политика в 2014 году

 

Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса в течение нескольких последних недель рассмотрели и приняли бюджет страны на 2014 год и ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие налоговой системы Узбекистана. Налоговая политика, лежащая в основе этих важнейших документов, в 2014 году направлена на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, стимулирование развития малого и частного бизнеса, повышение доходов граждан и увеличение их покупательной способности, упрощение и совершенствование налогового администрирования.

 

 

ЧТО ЖДЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В 2014 году предусматривается уменьшить базовую ставку налога на прибыль с 9 до 8%. Это снизит налоговую нагрузку на крупные предприятия, создаст им дополнительные источники для укрепления материально-технической базы и стимулирования труда. Снижение базовой ставки позволит сохранить за данной категорией налогоплательщиков более 130 млрд сумов.

Ставку налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры предполагается сохранить на существующем уровне – в размере 8% от чистой прибыли. При этом предусматривается унифицировать расчет налогооблагаемой базы этого налога и налога на прибыль путем исключения из нее субсидий из бюджета, средств, полученных безвозмездно, страхового возмещения, не рассматриваемых в качестве дохода налогоплательщика.

Для предприятий сферы услуг снижение ставки по налогу на прибыль и ЕНП по объему услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, в 2014 году предусматривается в размере 5% (в текущем – 10). Действовавшие в течение ряда лет льготы дали свои результаты – сегодня практически повсеместно услуги, оказываемые населению, оплачиваются пластиковыми картами. Так, за 2012 год в розничной сети и общественном питании на товаро­оборот с применением пластиковых карт приходилось более 50% против 20% в 2008 году.

По ряду налогов и обязательных платежей планируется сохранить действующие ставки – по налогу на добавленную стоимость (20%), ЕСП ( 25%), обязательным отчислениям в государственные целевые фонды и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений.

Предусматривается индексация отдельных ставок акцизного налога (на алкогольные напитки, пиво, спирт, табачные изделия и др.) на 5–25%.

Стимулированию модернизации и технического перевооружения производства крупных предприятий должны способствовать изменения в исчислении налога на имущество. В 2014 году налогооблагаемая база этого налога будет уменьшаться на стоимость оборудования, срок эксплуатации которого не превышает 10 лет. При этом в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджета базовая ставка налога на имущество будет увеличена с 3,5 до 4% и в налогооблагаемую базу будет включаться стоимость объектов жилого фонда, находящихся на балансе предприятий.

Все большую роль в формировании доходной части бюджета в 2014 году будут играть ресурсные налоги. Для этого, во-первых, на 20% предусмотрена индексация действующих ставок земельного налога. Одновременно за счет пересмотра территориального зонирования (установление 5 зон вместо действующих 14) будут унифицированы ставки земельного налога в г.Ташкенте по зонам. Основными критериями территориального зонирования определены:

степень отдаленности зон от центра;

экологическая обстановка (загазованность, роза ветров и т.д.);

уровень развития транспортных коммуникаций;

наличие социальной инфраструктуры (рынки, образовательные и медицинские учреждения, организации культуры и спорта).

Во-вторых, на 20% будут проиндексированы действующие ставки налога за пользование водными ресурсами.

Индексация ставок этих налогов будет способствовать повышению эффективности использования земельных и водных ресурсов.

Что касается единого земельного налога, уплачиваемого сельскохозяйственными товаропроизводителями, действующая ставка (6% к нормативной стоимости сельхозугодий) в 2014 году будет сохранена. Еще одна хорошая новость для них – отмена обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

В принятых документах предусматривается сохранение действующих ставок единого налогового платежа. Это сделано несмотря на то, что налоговая нагрузка (отношение налогов к выручке) у микрофирм и малых предприятий более чем в 2 раза меньше налоговой нагрузки предприятий – плательщиков общеустановленных налогов.

 

НОВОСТИ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В целом налоговая нагрузка на доходы физических лиц в 2014 году будет сохранена. С одной стороны, с 8 до 7,5% будет снижена минимальная ставка шкалы налогообложения доходов физических лиц. С другой стороны, на 0,5 процентных пункта увеличится ставка страховых взносов с граждан – в 2014 году она составит 6,5%, что увеличит доходную базу Пенсионного фонда.

Сейчас для определения минимального налогооблагаемого дохода действуют базовые размеры арендной платы только при сдаче физическими лицами в аренду жилого помещения. В целях расширения налоговой базы эта практика будет распространена и на сдачу гражданами в аренду нежилых помещений. При сдаче в аренду нежилого помещения минимальный размер арендной платы будет установлен в 2 раза выше, чем при сдаче в аренду жилого помещения.

Этой же цели послужит и установление минимальных ставок аренды автотранспортных средств. Они будут установлены на каждую единицу автотранспорта в зависимости от его вида. Так, в расчете на месяц для легковых автомобилей минимальная ставка аренды составит 220,0 тыс. сумов, для прочих транспортных средств (микроавтобусы, автобусы, грузовые автомобили) – 430,0 тыс. сумов.

Ставки налога на землю и имущество физических лиц в 2014 году будут проиндексированы соответственно на 20 и 15%. При этом сохранены повышенные ставки для проживающих в городах в зависимости от площади квартир и домов.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ

В рамках совершенствования налогового администрирования в 2014 предусматриваются :

1. Дальнейшая либерализация ответственности субъектов предпринимательства за некоторые налоговые правонарушения. Сегодня при выявлении сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) предприниматель платит штраф в размере суммы сокрытой (заниженной) выручки. Это, как свидетельствует практика, приводит, с одной стороны, к банкротству предприятий, а с другой – к неуплате начисленного штрафа и образованию непогашаемой недоимки. С 2014 года предлагается снизить сумму штрафа до 20% от сокрытой (заниженной) выручки при начислении на сумму сокрытой (заниженной) выручки налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством. Это будет способствовать предотвращению необоснованного банкротства предприятий после применения штрафов, снижению объемов непогашаемых недоимок .

2. Неприменение мер принудительного взыскания сумм доначисленных налогов по результатам проверки в рамках уголовного дела, если эти средства уплачены правоохранительным органам. В настоящее время средства, поступающие в счет уплаты начисленных штрафных санкций и доначислений по результатам проверок в рамках уголовного дела, поступают на депозитные счета правоохранительных органов. Налоговые органы не владеют информацией о фактической уплате доначисленных сумм и в соответствии с законодательством принимают меры к их изъятию как к суммам, не уплаченным в государственный бюджет. Вследствие этого предприятие дважды уплачивает одни и те же суммы. С 2014 года эта проблема будет устранена – по результатам проверки в рамках уголовного дела на сумму доначисленных налогов, зачисляемых на депозитные счета правоохранительных органов, пени не будут начисляться, а меры принудительного взыскания не будут производиться.

3. Сегодня нормы соглашений об избежании двойного налогообложения применяются только после заверения ГНК заявления нерезидента о применении к нему норм международного договора. Заверенное заявление является основанием для налогового агента для снижения суммы налога на прибыль либо освобождения от уплаты налога. В случае отсутствия заверенного ГНК заявления налоговый агент обязан удержать при выплате дохода налог, несмотря на наличие международного договора.

Для решения этой проблемы юридическим лицам, выплачивающим отдельные виды доходов (дивиденды, проценты, роялти) нерезидентам, с 2014 года будет предоставлено право самостоятельно применять нормы международного договора на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство инопартнера. Это будет способствовать упрощению налогового администрирования и процедуры применения международного договора, что полностью соответствует международной практике.

4. При совершении сделки между иностранными лицами по реализации акций (долей) в уставном капитале юридических лиц Республики Узбекистан, а также недвижимого имущества возникает доход, источником образования которого является Республика Узбекистан. Соответственно, данный доход должен облагаться в Узбекистане независимо от источника. С 2014 года доходы от прироста стоимости, полученные в результате реализации акций (долей) в уставном капитале юридических лиц Республики Узбекистан, а также недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Узбекистан, принадлежащих иностранным юридическим лицам, подлежат налогообложению в Республике Узбекистан.

Равиль САБИРЖАНОВ,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член Комитета по бюджету
и экономическим реформам.

Прочитано: 11774 раз(а)

Комментарии к статье (4)

2013-12-30 16:02:54, Гость_Mi:
Правильно ли я поняла, что  с 2014 г. земельный налог будет рассчитываться исходя из зон по г. Ташкенту? Раньше же для всего Ташкента была единая ставка. И когда можно увидеть эти ставки?
2014-01-03 23:38:45, Гость_Николай:
Уважаемая редакция, Хотелось бы узнать подробно о изменениях в налоговом законодательстве, конкретно о Дивидендах. Есть ли продления льгот  подобных 2009-2014 году? А если нет, какой имненно процент теперь придеться отчислять? Заранее Спасибо!
2014-01-09 14:13:40, Гость_:
Скажите пожалуйста а фиксированный налог для частных предпринимателе будет исчисляться от мин зарплаты как в 2013 году 79500 или с учетом нового мин оклада 96100
2014-01-14 13:37:37, Гость_:
Гость_Николай
Уважаемая редакция, Хотелось бы узнать подробно о изменениях в налоговом законодательстве, конкретно о Дивидендах. Есть ли продления льгот  подобных 2009-2014 году? А если нет, какой имненно процент теперь придеться отчислять? Заранее Спасибо!

Ответ:
Постановлением Президента Республики Узбекистан  от 29.12.2008г. № ПП-1024 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2009год», пункт 5, было установлено освобождение сроком на 5 лет от налогообложения доходов в виде дивидендов:
физических лиц, получаемых от учреждаемых ими микрофирм и малых предприятий;
юридических лиц в части средств, направляемых на капитализацию, инвестиции, расчеты за ранее полученные кредиты.
 
В Положении об освобождении от налогооблажения и доходов в виде дивидендов (зарегистрированном МЮ РУз № 1901 от 10.02.2009г.) указано, что  льгота распространяется на все дивиденды, выплачиваемые после 1 января 2009 года и до 1 января 2014 года, независимо от периода, за который они начислены.
 
Постановлением Президента Республики Узбекистан  от 25.12.2013г. № ПП-2099 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014год» утверждены на 2014 год ставки налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан, в размере 10 процентов.
 
При начислении Вами  дивидендов за 2013год в 2014году льготу применить Вы не можете.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика