Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 48 / 8 декабря – День Конституции Республики Узбекистан

Пятилетка динамичного развития

 

Семнадцатая статья Конституции Республики Узбекистан декларирует, что наша страна является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права. Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.

Эта, казалось бы, чисто политическая статья при переводе ее в экономическую плоскость подтверждается многочисленными примерами повсе­дневного взаимодействия отечественного и иностранного бизнеса. Одним из ярких подтверждений эффективности такого содружества служит аэропорт «Навои», выросший из захудалого пункта приема «аннушек» в международный интермодальный логистический центр, способный принимать самые большие в мире воздушные суда.

 

Аэропорт в Навои открылся в 1962 году. Воздушные ворота города, который только в 1983 году получил статус областного центра, особыми изысками и сервисом потребителей не радовали. Да и у самих пассажиров запросы были непритязательны и минимальны. В лучшем случае людей беспокоила летность погоды. Ежедневно аэропорт принимал четыре рейса – Ташкент–Навои и обратно. В середине 80-х гавань обзавелась новым аэровокзалом.

Но география полетов по-прежнему ограничивалась воздушным мостом со столицей. На местных авиалиниях использовались самолеты ЯК-40 и АН-24, способные взять на борт не более 30–40 пассажиров. Поэтому Навоийский аэропорт долгие годы числился в «планово-убыточных». Но главная причина экономической несостоятельности заключалась, пожалуй, в том, что все аэропорты мира зарабатывают главным образом на предоставлении аэродромных услуг авиакомпаниям. В нашем же случае у аэропорта и принимаемых, и обслуживаемых им самолетов – один собственник.

В нулевые долгожданные перемены пришли и в Навоийский аэропорт. В 2004-м началась масштабная реконструкция его хозяйства. Через три года это была совершенно иная воздушная гавань. Она обзавелась новой взлетно-посадочной 4-километровой полосой, способной принимать все типы воздушных судов – даже самый большой в мире аэробус А-380. У аэропорта появился современный комплекс управления воздушным движением, отвечающий требованиям Международной организации гражданской авиации (ИKAO). Обновился и аэровокзал, где расположены зал обслуживания пассажиров и комната матери и ребенка, буфет, медицинский пункт. В шаговой доступности построена гостиница. Аэропорт получил статус международного.

Но все это оказалось прелюдией к неординарному и в некотором роде сенсационному соглашению. Ведь прежде наш опыт и практика контактов с иностранными инвесторами ограничивались организацией и управлением совместных предприятий. Теперь же актив стратегического значения решили передать в единоличное управление южнокорейской авиакомпании «Korean Air», которая внесла самый существенный вклад в модернизацию. Вместе с зарубежным партнером на базе аэропорта задумали построить новый грузовой терминал и открыть интермодальный центр логистики, оборудованием которого занялась еще одна корейская компания, имеющая опыт в подобном деле.

Так Навоийский аэропорт приобретал еще один статус – международного интермодального логистического центра. Доводка проекта заняла пару лет. Теперь грузовой терминал способен обрабатывать 300 тонн грузов в сутки. Он оснащен шестью рабочими станциями для погрузочно-разгрузочных работ, весами на 20 и 5 тонн, холодильной, морозильной и подогревательной камерами. Есть зоны хранения опасных грузов, скоропортящихся продуктов и животных. В административном корпусе размещены все необходимые службы – таможня, санитарный контроль, работают декларанты, агенты по грузовым перевозкам. Сам центр стал узлом трансконтинентальных транспортно-экспедиционных маршрутов, соединяющих Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой, Ближним Востоком. Аэропорт «Навои» расположен в сердце Центральной Азии. Полеты отсюда до основных логистических центров Европы и Азии занимают не более 6 часов.

В настоящий момент трансконтинентальная часть глобальной сети авиа­перевозок через аэропорт «Навои» представлена двенадцатью рейсами «Korean Air» в неделю на Боинге-747 и одиннадцатью рейсами НАК «Узбекистон хаво йуллари» на А-300. Два узбекских аэробуса из различных регионов Восточной и Юго-Восточной Азии доставляют грузы в Навои. Здесь их перегружают на корейский боинг и отправляют в Европу.

Кроме того, что аэропорт в Навои географически выгодно расположен на перекрестке устойчивых авиаперевозок между Европой и Азией, вблизи пролегают международные автомобильные и железнодорожные транспортные коридоры. Региональный перевалочный узел объединяет три вида транспортных услуг, что очень выгодно для смешанных перевозок. Перед грузовым перроном аэропорта обустроены удобные подъездные пути и стоянки для большегрузных автомобилей. Это позволяет сократить работы по промежуточной доставке грузов. Ежемесячно отсюда в сторону Казахстана отправляется один-два грузовых вагона. Из аэропорта «Навои» автотранспортом доставляются поступающие из Южной Кореи комплектующие для СП «Узбекистан-GM».

Прошло пять лет с принятия решения о передаче отечественного актива в управление иностранной компании. Что же мы имеем? Производственные показатели свидетельствуют о динамичном развитии аэропорта «Навои» и наличии немалого потенциала для дальнейшего качественного роста. Воздушная гавань способна обслуживать 400 пассажиров в час, или 800 тысяч человек в год. За пять лет пассажиропоток увеличился почти вдвое. Возможно, он был бы более весомый, но пока полеты по регулярным международным авиарейсам из Навои позволяют отправиться лишь в Москву и Санкт-Петербург.

Гораздо интенсивнее развивается направление грузоперевозок. За неполный первый год работы центра логистики навоийцы перевалили весьма скромные 26 тонн. В прошлом году потребители получили уже 60 тысяч тонн. И это не предел, так как производственные мощности центра рассчитаны на обработку 100 тысяч тонн.

Что получили стороны? Корейские партнеры – управление международным логистическим хабом на оживленном направлении авиаперевозок, связывающем Азию с Европой и Ближним Востоком. Тут следует иметь в виду, что «Korean Air» входит в альянс «Sky Team», объединяющий 11 авиакомпаний, включая таких известных авиаперевозчиков, как «KLM», «Air France», «Delta». На долю альянса приходится 35% мирового рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок.

Разумеется, нас больше волнуют «дивиденды», вырученные Узбекистаном. И надо заметить, что сотрудничество с корейским авиаперевозчиком пошло республике только на пользу. Фактически из небытия возродился аэропорт в Навои, расширилась география полетов национального авиаперевозчика, он получил возможность осваивать новый вид бизнеса – грузоперевозки. Возросли возможности и привлекательность республики как страны-транзитера, находящейся на пересечениях Великого шелкового пути, а товарообмен между Евросоюзом и странами Юго-Востока – один из самых интенсивных в мире. То же самое можно сказать и о Навоийской области. В этом ведущем индустриальном крае республики с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой появился первый в стране оффшор – свободная индустриально-экономическая зона «Навои».

Но есть и еще один «нематериальный актив» от сотрудничества с иностранными партнерами, который, как правило, остается вне поля зрения. Речь идет о том, что узбекистанцы, работающие в компании, где всем заправляют иностранные специалисты, познают много нового, что повышает эффективность труда и уровень их профессиональной подготовки. Аэропорт в Навои – как раз такое место. В коллективе, где работают около ста человек, всего два иностранца-корейца: руководитель предприятия и его заместитель по производственным вопросам. Остальные – навоийцы. Средний возраст работников – 24–25 лет. У всех за плечами средне-специальное или высшее образование. Все прошли подготовку в учебно-тренировочном центре НАК «Узбекистон хаво йуллари», многие побывали на стажировке в Корее. 90% производственных процессов в центре логистики механизировано. «Никто ни у кого над душой не стоит, во главу угла положена трудовая дисциплина, и каждый работник досконально знает, что он должен делать», – пояснил начальник отдела перевозок Хасан Мавлянов.

Конечно, любой аэропорт – объект повышенной опасности, и его функционирование зависит от отрегулированной до автоматизма работы всех служб. Но есть еще и коммерческая составляющая, требующая максимального соблюдения всех формальностей. Перевозка грузов и пассажиров – удовольствие не из дешевых. Например, в Навоийском центре логистики услуга по хранению тонны груза стоит $128 за сутки, его обработка – €34,5 за тонну. Потребитель, зная, что платит за скорость и выигрыш во времени, предъявляет жесткие требования к авиаперевозчикам. И у тех чуть ли не самым страшным грехом считаются задержки с вылетом самолета по вине персонала. Поэтому в Навоийском аэропорту весь груз всегда готов к отправке за 15 минут до прилета очередного лайнера. Каждый работник, участвующий в погрузке, знает, какой груз на какой позиции крепится, чтобы обеспечить баланс и безопасность полетов. Из таких «мелочей» четкого соблюдения функциональных обязанностей складываются слаженная работа всего коллектива и чувство ответственности каждого сотрудника.

 

Амир МАХМУДОВ,

наш соб. корр.

г.Навои.

Прочитано: 2271 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика