Редко кто при выходе на заслуженный отдых занимается изучением пенсионного законодательства. Конечно, для этого есть специалисты. Но порой даже некоторые правовые знания могут стать той силой, которая изменит ситуацию к лучшему.
Рассмотрим несколько примеров.
СИТУАЦИЯ. Женщина, выходя на льготную пенсию по возрасту (с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет), столкнулась с нежеланием органов Пенсионного фонда включать ей в специальный стаж работы период по уходу за единственным ребенком продолжительностью 3 года. При этом сотрудники ПФ ссылались на пункт 35 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (прил. №1 к ПКМ №252 от 8.09.2011г.), а женщина настаивала на применении пункта 37 этого же Положения. Кто прав?
Комментарий адвоката
Согласно подпункту «ж» пункта 35 Положения в стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) не включается в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту.
При этом абзац 1 пункта 37 Положения предусматривает несколько иное условие: периоды, предусмотренные в подпунктах «д»–«и» пункта 35, засчитываются в стаж работы при наличии не менее 7 лет общего стажа работы, указанного в подпунктах «а»–«г» пункта 35 Положения.
Анализируя обе нормы в совокупности, можно сделать следующий вывод. Поскольку подпункт «ж» пункта 35 Положения подпадает под данное условие, следовательно, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) включается (засчитывается) в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту, при наличии не менее 7 лет общего стажа работы.
Однако часть 5 статьи 234 Трудового кодекса гласит:
«В период отпусков по уходу за ребенком за женщиной сохраняется место работы (должность). Эти отпуска засчитываются в трудовой стаж, но не более трех лет в общей сложности, в том числе и в стаж работы по специальности».
Для удобства данные нормы изложены в сравнительной таблице:
Подпункт «ж» п.35 Положения
|
Абзац 1 п.37 Положения
|
Часть 5 ст.234 Трудового кодекса |
Время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) не включается в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту |
Периоды, предусмотренные в подпунктах «д»–«и» пункта 35 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы при наличии не менее 7 лет общего стажа работы, указанного в подпунктах «а»–«г» пункта 35 настоящего Положения
|
В период отпусков по уходу за ребенком за женщиной сохраняется место работы (должность). Эти отпуска засчитываются в трудовой стаж, но не более 3 лет в общей сложности, в том числе и в стаж работы по специальности
|
Данное противоречие НПА решается путем применения Закона «О нормативно-правовых актах».
Нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу (ч.2 и 3 ст.16 З-на «О нормативно-правовых актах»).
В случае расхождения между ними применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой.
Соотношение НПА по юридической силе регламентируется главой 2 Закона.
Статья 5 предусматривает все виды нормативно-правовых актов, при этом располагает их в строгой иерархии по юридической силе (от высшей к меньшей):
Конституция Республики Узбекистан;
законы Республики Узбекистан;
постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан;
постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;
приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств;
решения органов государственной власти на местах.
Например, Трудовой кодекс является кодифицированным законодательным актом, обладающим высшей юридической силой после Конституции страны.
А Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан – это подзаконный акт.
Следовательно, в силу статьи 16 Закона «О нормативно-правовых актах» для решения возникших противоречий между НПА должен применяться именно Трудовой кодекс как обладающий более высокой юридической силой по сравнению с Положением.
Таким образом, часть 5 статьи 234 ТК обязывает в любом случае засчитывать отпуска по уходу за ребенком в трудовой стаж, в том числе и в стаж работы по специальности, но не более 3 лет в общей сложности.
Думается, в данном случае сотрудники ПФ толкуют нормы не совсем верно. Женщина имеет полное право на включение периода по уходу за ребенком (единственным) длительностью 3 года в специальный трудовой стаж для получения льготной пенсии с уменьшением общеустановленного возраста в соответствии с законодательством.
СИТУАЦИЯ. С декабря 1996 года по октябрь 2014-го я проходил службу на разных должностях в органах внутренних дел. С июля по октябрь 2000 года был привлечен к антитеррористическим действиям. Согласно пункту 39 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и Закону «О борьбе с терроризмом» эти дни подлежат льготному исчислению (1 за 3) при начислении пенсий. Сотрудники ПФ этого не учли. Кто прав?
Комментарий адвоката
Согласно пункту 55 Временного положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан (прил. к ПКМ №16 от 8.01.1993г.) пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава и их семей осуществляется в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Военнослужащим и сотрудникам госорганов, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий 1 день службы засчитывается за 2 дня, а во время участия в проведении антитеррористической операции 1 день – за 3 дня (ст.27 З-на «О борьбе с терроризмом»).
Порядок исчисления льготной выслуги лет определяется законодательством.
То есть в самом Законе прямо указана льгота для исчисления пенсии. На основании этого сотрудники ПФ обязаны ее применить (не дожидаясь внесения изменений в подзаконные акты).
В льготном исчислении засчитываются в стаж служба и работа в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга – в тройном размере (подп.«а» п.39 Положения №252).
Положение не разъясняет (к сожалению), относится ли антитеррористическая операция к боевым действиям, а также не определяет термин «интернациональный долг». Однако Закон имеет юридическую силу выше, чем Положение, следовательно, применяться должна норма Закона. Исчисление же льготы осуществляется аналогично общему порядку, предусмотренному подпунктом «а» пункта 39 Положения*.
Таким образом, льготу следует применять.
Как видно, решение некоторых пенсионных проблем состоит в том, чтобы знать соотношение НПА по юридической силе и применять эти знания для защиты своих прав. Случаи могут быть разные, по содержанию вопроса совсем непохожие, но подход к их решению одинаков – анализируйте статус НПА, сравнивайте юридическую силу, и, возможно, вы сможете избежать судебного спора.
Если же невозможно решить вопрос мирным путем, идите в суд.
Зумрад Ниязметова,
адвокат.
*Аналогия закона используется в юриспруденции в необходимых случаях. Данный термин означает, что при отсутствии прямого регулирования применяются правовые нормы, регулирующие аналогичные отношения.