Кому как не руководителю и главбуху знать, чем грозит хозсубъекту некачественный аудит. Но далеко не каждый может определить некачественность проверки, ответственность за которую несет аудитор. А главное – как закрепить ответственность аудиторской организации за некачественный аудит?
Сегодня только ленивый руководитель аудиторской организации не жалуется на своих демпингующих коллег, которые снижают цены на услуги аудита. Однако у «виновников» тоже имеются объективные причины проведения такой политики: необходимо платить зарплату аудиторам, тратить деньги на повышение их квалификации, готовить новые кадры, нести другие расходы.
В результате, чтобы выполнить большой объем дешевых заказов на аудит, один аудитор обслуживает сразу несколько клиентов. Для создания видимости работающей «группы» аудиторов, как правило, привлекают недостаточно квалифицированных бухгалтеров, работающих в других хозсубъектах, помощников аудиторов. Бывает, что крупные промышленные предприятия проверяет всего один аудитор, который «успевает» выполнить работу быстро.
Конечно, аудиторские услуги заниженной стоимости заказчикам получать выгодно. Но у таких хочется спросить, согласятся ли они сесть в кресло к ученику парикмахера? Или поручить евроремонт дома неопытному мастеру, пройти курс лечения у интерна? Вы, наверное, обратитесь все-таки к мастеру своего дела, а не к его новоиспеченному помощнику.
Аудиторская проверка сродни работе репетитора со школьником. Результат не сразу виден, но очень ощутим. В одном случае он выразится в поступлении ребенка в вуз, в другом – в отсутствии штрафных санкций к хозсубъекту по итогам координационной проверки. А вот некачественное репетиторство заставит родителей еще год готовить ребенка к поступлению и нести расходы, а недобросовестный аудит хозяйствующего субъекта грозит ему материальными потерями.
Тогда, может быть, лучше поставить перед аудитором четкую задачу, назначить достойную оплату, конкретизировать и закрепить в договоре его ответственность за качество проверки.
«СИМПТОМЫ» НЕКАЧЕСТВЕННОГО АУДИТА
Руководство хозяйствующего субъекта не может проверить внутренние рабочие документы аудитора для оценки качества оказываемой им услуги. Это не так просто. Во-первых, они не унифицированы, и не каждый специалист поймет, что в них написано. А во-вторых, рабочие документы являются собственностью аудиторской организации.
Но качество работы аудитора поможет определить анализ внешних признаков, характеризующих его «прохладное» отношение к своим профессиональным обязанностям: