 Ежегодный рейтинг деятельности аудиторских организаций – значимое и ожидаемое в профессиональной среде событие. Прежде всего он показывает, что изменилось за год, как работают аудиторские компании, какие из них прогрессируют, а какие испытывают спад. Ведь, согласно Положению по проведению рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан (утверждено Палатой аудиторов и Национальной ассоциацией бухгалтеров и аудиторов от 18.04.2008 г. NN 23 и 99 а), в рейтинге обязаны участвовать все работающие в республике аудиторские организации.
Ежегодный рейтинг деятельности аудиторских организаций – значимое и ожидаемое в профессиональной среде событие. Прежде всего он показывает, что изменилось за год, как работают аудиторские компании, какие из них прогрессируют, а какие испытывают спад. Ведь, согласно Положению по проведению рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан (утверждено Палатой аудиторов и Национальной ассоциацией бухгалтеров и аудиторов от 18.04.2008 г. NN 23 и 99 а), в рейтинге обязаны участвовать все работающие в республике аудиторские организации.
Много раз обсуждались вопросы о влиянии рейтинга на ранжирование аудиторских организаций, предлагалось усовершенствовать старые и добавить новые показатели. Ежегодно предоставляемые для проведения рейтинга показатели пересматривались, и каждый раз давалось множество как положительных, так и отрицательных оценок такого пересмотра. Однако многие отметили, что последний рейтинг аудиторских организаций, проведенный по итогам 2013 года, наиболее точен. А потому в этом году деятельность аудиторских организаций анализировалась по тем же показателям. Для ее оценки применялась совокупность факторов: финансовые показатели деятельности (35%), деловая активность (30%), корпоративный потенциал (35%).
Факторы и показатели рейтинга деятельности
аудиторских организаций по итогам 2014 года
| N 
 | Факторы и показатели рейтинга 2014 года | Удельный вес в оценке 
 | |
| факторов 
 | показателей 
 | ||
| 1 
 | Фактор «Финансовые показатели» 
 | ||
| 1.1 
 | Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за 2013 год 
 | 35% 
 | 45,0 
 | 
| 1.2 
 | Динамика роста выручки от аудиторских услуг по сравнению с предыдущим годом (2013–2012 годы) / 2012 год, в %) 
 | 12,0 
 | |
| 1.3 
 | Динамика собственного капитала аудиторской организации 
 | 10,0 
 | |
| 1.4 
 | Чистая прибыль 
 | 18,0 
 | |
| 1.5 
 | Рентабельность уставного капитала 
 | 15,0 
 | |
| 
 | Итого 
 | 
 | 100,0 
 | 
| 2 
 | Фактор «Деловая активность» 
 | ||
| 2.1 
 | Срок деятельности на рынке аудита – количество лет 
 | 30% 
 | 25,0 
 | 
| 2.2 
 | Вхождение в международную сеть аудиторских организаций (указать наименование и адрес веб-сайта сети) 
 | 20,0 
 | |
| 2.3 
 | Членство в профессиональном общественном объединении аудиторов (копия членского билета) 
 | 15,0 
 | |
| 2.4 
 | Прохождение внешнего контроля качества в течение 2011–2013 годов (оформленного профессиональной организацией) 
 | 22,0 
 | |
| 2.5 
 | Наличие банковского сертификата на организацию 
 | 3,0 
 | |
| 2.6 
 | Наличие и поддержание корпоративного веб-сайта 
 | 15,0 
 | |
| 
 | Итого 
 | 
 | 100,0 
 | 
| 3 
 | Корпоративный потенциал 
 | ||
| 3.1 
 | Численность штатного персонала на конец текущего года 
 | 35% 
 | 14,0 
 | 
| 3.2 
 | Численность штатных сертифицированных аудиторов на конец отчетного года (в полной ставке) 
 | 26,0 
 | |
| 3.3 
 | Наличие штатного сертифицированного персонала, итого: в том числе имеющего (ред. 2014 г.): | 34,0 
 | |
| 3.3.1 
 | сертификаты СIPA, АССА и СРА (2014) 
 | 36 
 | |
| 3.3.2 
 | сертификаты ДипИФР 
 | 18 
 | |
| 3.3.3 
 | сертификаты налогового консультанта 
 | 20 
 | |
| 3.3.4 
 | сертификаты САР 
 | 20 
 | |
| 3.3.5 
 | сертификаты специалиста рынка ценных бумаг 
 | 6 
 | |
| 3.4 
 | Участие в конкурсе «Лучший аудитор года», итого: в том числе: | 14,0 
 | |
| 3.4.1 
 | 1 место 
 | 40 
 | |
| 3.4.2 
 | 2 место 
 | 30 
 | |
| 3.4.3 
 | 3 место 
 | 16 
 | |
| 3.4.4 
 | участие во 2 туре 
 | 9 
 | |
| 3.4.5 
 | прохождение 1 тура 
 | 5 
 | |
| 3.5 
 | Прохождение аттестации руководителем организации в течение 3 лет 
 | 12,0 
 | |
| 
 | Итого 
 | 
 | 100,0 
 | 
| 
 | Всего 
 | 100,0% 
 | 
 | 
В прошлом году по поводу данного рейтинга были высказаны не только положительные оценки, но и критические замечания. Так, аудиторские организации ратовали за введение таких качественных показателей, как наличие или отсутствие претензий клиентов, исходя из которых предлагается отнимать или прибавлять баллы. Также предлагалось объединить группы 1М и 1, не изменяя группы 2 и 3. А вот плюсовать баллы за участие аудиторов в конкурсе необязательно, достаточно повышенной оценки за призовые места, предлагают критики.
Однако организаторы рейтинга показателей считают, что его стабильность дает возможность сопоставлять результаты деятельности аудиторских организаций и оценивать их прогресс в отчетном периоде. Это, безусловно, является одним из положительных факторов внедрения рейтинговой оценки в стране. Результаты рейтинга по итогам 2014 года планируется объявить на конференции, которая состоится 30 апреля.
Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова, наш корр.

