Вопрос. Мы заключили договор на поставку товаров с фирмой одной из северных стран. Товар должен был поступить в конце ноября. Мы планировали продать его к Новому году, даже заключили договоры с реализаторами и получили от них предоплату. Но товар поступил 25 декабря. Реализаторы отказались его принимать и требуют вернуть предоплату. На наши обращения инопартнер ответил, что у них был форс-мажор, было очень холодно, занесло дороги и машины не могли выехать. Как нам быть?
Ответ. Сложно решить этот вопрос, не видя вашего контракта. Обычно в контрактах в отношении форс-мажорных обстоятельств должно быть предусмотрено 3 пункта:
1. Обязанность партнера немедленно (или, как пишут иностранные источники, «как можно быстро») известить другую сторону о наступлении форс-мажорных обстоятельств. Это делается для того, чтобы вторая сторона могла предпринять какие-то действия по недопущению убытков, например в вашем случае – расторгнуть договоры с реализаторами.
2. Партнер, для которого наступили форс-мажорные обстоятельства, должен подтвердить это путем представления документа уполномоченного органа. Например, в Узбекистане форс-мажор подтверждается специальным сертификатом, выданным Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли.
3. Партнеры должны начать переговорный процесс с целью определения дальнейших действий. Например, вы могли уже в ноябре отказаться от этих товаров и расторгнуть контракт. И, соответственно, расторгнуть договоры с реализаторами. Сделка бы не состоялась, но и вы не попали бы в трудное положение.
Что касается сложившейся ситуации, то вы можете отказаться от принятия товара или взыскать штрафные санкции за его несвоевременную поставку и возникшие убытки. Конечно, это можно сделать при условии, что вы это все оговорили в контракте.
4.10.2013 г. Программа семинара-тренинга
1. Законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с договорами.
2. Как заключаются договоры, форма договора.
3. Основные требования к содержанию внешнеторговых договоров.
4. Как отразить в договоре такие пункты, как код товара по ТН ВЭД, единицы измерения и другие специфические вопросы.
5. Меры, принимаемые за невыполнение договорных обязательств.
6. Кто несет ответственность за содержание договора.
7. Ответы на вопросы.
Лектор – Холида УСМАНОВА,
консультант по ВЭД и таможенному делу Ассоциации таможенных брокеров,
наш эксперт.
Следите за программой семинаров и тренингов в октябре на сайте norma.uz в разделе «Семинары».
Контактное лицо – Светлана Степанян: тел. (71) 283-23-92, факс: 283-23-42.