Norma.uz

От представительства к постоянному учреждению через должностные инструкции

 

В нашем представительстве иностранной компании, занимающейся производством канцелярских принадлежностей, большой штат сотрудников. Трудовые договоры, заключаемые с ними, как правило, друг от друга ничем не отличаются, за исключением той их части, где указывается наименование должности (специальности), на которую принимается сотрудник. Для ознакомления работников с их трудовыми функциями в представительстве разрабатываются должностные инструкции. Предусмотрены ли специальные требования к их содержанию для представительств иностранных коммерческих организаций?

 

Менеджер по кадровым вопросам.

 

 

– Специальных требований к должностным инструкциям представительств в действующем законодательстве не предусмотрено. Вместе с тем исходя из смысла абзаца первого пункта 7 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (утверждено Постановлением КМ от 23.10.2000 г. N 410), согласно которому представительство не вправе осуществлять коммерческую деятельность, при составлении должностных инструкций в целях избежания рисков признания деятельности представительства деятельностью в качестве постоянного учреждения нерезидента необходимо учесть ряд рекомендаций.

Исходя из нашего опыта проводимых аудиторских проверок деятельности представительств несоответствующее определение должностных обязанностей может являться основанием для контролирующих органов в признании деятельности представительств коммерческой.

Так, например, большая часть представительств принимает за основу типовые должностные инструкции, которые разработаны и утверждены в головном офисе. В таких инструкциях, так как компания, аккредитовавшая представительство, является коммерческой структурой, употребляются формулировки с использованием таких словосочетаний: «развитие бизнеса» (так как «бизнес» на практике зачастую отождествляется с коммерческой деятельностью), «индивидуальные продажи», «реализация бюджета по ассортименту», «управляющий по продажам», «увеличение объема продаж», «отчет о продажах» и иные формулировки с использованием терминов, присущих коммерческой деятельности. Даже если ваше представительство фактически не осуществляет коммерческой деятельности, наделение ваших сотрудников подобными должностными обязанностями в официально оформленной инструкции и, более того, закрепление обязательности исполнения положений данной инструкции, установленные трудовым договором с сотрудником, повышают вероятность признания осуществления коммерческой деятельности представительством. В этом случае как минимум может быть признано образование постоянного учреждения компании нерезидента, а при наихудшем раскладе – прекращена аккредитация представительства.

Другим достаточно ярким и часто встречающимся моментом является штатное расписание представительства, в котором могут быть утверждены должности, назначение которых явно указывает на коммерческий характер. Так, например, довольно опасно утверждать в представительстве должности товароведа, логистика (снабженца), продавца-консультанта, менеджера по продажам и даже менеджера по работе с клиентами (ведь, согласитесь, какие клиенты могут быть у некоммерческого представительства?).

Ну и в целом функциональные обязанности таких работников по смыслу не должны вызывать сомнения у должностных лиц налоговых органов относительно некоммерческого характера деятельности самого представительства. В этой связи в обязанности работников представительства не следует включать, к примеру, для водителя  – деятельность по доставке продукции (товара) до места нахождения контрагента иностранной компании; для финансового менеджера – деятельность по разработке бизнес-плана, а для сотрудников, занимающихся вопросами предоставления продуктов и услуг компании нерезидента, – повышение объема продаж.

Таким образом, во избежание рисков и возможных претензий конт­ролирующих органов, применяя инструкции, разработанные головным офисом компании, следует их пересматривать и адаптировать непосредственно для деятельности представительства. При рассмотрении вопросов штата и должностей также следует применять наименования и цели деятельности сотрудников, сопряженные с некоммерческой деятельностью представительств.

 

Гузаль ИСЛАМОВА,

председатель правления
аудиторской организации
 ООО «
BAKER TILLY Tashkent».

 

Об основных ошибках и рисках, связанных с деятельностью представительств, а также анализ возможностей их избежания вы сможете узнать на семинарах, проводимых совместно компаниями «Norma» и «BAKER TILLY Tashkent» 2 и 9 октября 2013 года. Подробности на сайте norma.uz в разделе «Семинары».

Прочитано: 4188 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2013-10-18 09:28:02, Гость_адвокат Павел Сильнов:
Действительно, очень полезные советы даны экспертом. В дополнение можно подчеркнуть, что при составлении штатного расписания представительства наименования должностей должны соответствовать Классификатору основных должностей служащих и профессий рабочих, утвержденному  постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2010 года №181.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика