Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 33 / Контроль

«Пожарные» штрафы внушают уважение

 

В прошлом номере газеты в публикации «Когда на пороге появляется «пожарник», мы рассказали, как подготовиться к визиту инспектора пожарного надзора. Сегодня попытаемся разобраться, какими могут быть последствия, если на предприятии не соблюдаются требования пожарной безопасности и какие виды ответственности предусмотрены законодательством Республики Узбекистан за подобные нарушения.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ 

 

Прежде всего, результаты проверки следует оформить должным образом. По окончании проверки должностное лицо (лица) органа государственного пожарного надзора (ГПН) составляет акт установленной формы в двух экземплярах. Кроме обязательной информации (дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа ГПН, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю и т.п.), в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проведения контроля результаты, в том числе нарушения, их характер, и лица, допустившие указанные нарушения. Если представитель предприятия, а также лицо, присутствовавшее при проведении проверки, отказываются ознакомиться с актом, этот факт необходимо зафиксировать в нем. Акт подписывает должностное лицо, проводившее контроль.

 

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.

В соответствии со статьей 17 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I) в случае выявления при проверке предприятия нарушений должностные лица органа ГПН в пределах своих законных полномочий обязаны:

выдавать проверяемым хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

принимать предусмотренные законодательством меры реагирования.

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений). Так, например, если в ходе проверки проверяющие выявили мелкие нарушения правил пожарной безопасности, то они могут не привлекать предприятие к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений.  Однако если при повторной внеплановой проверке контролеры обнаружат, что их требования не исполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать.

Должностные лица за нарушения правил пожарной безопасности подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Однако основной и наиболее часто применяемый вид ответственности – это административная ответственность, которая может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности (КоАО).

 


ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ 

 

Статья 211 КоАО предусматривает ответственность за несколько видов нарушений. Так, нарушение правил пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных местах, складских помещениях, а также при проектировании, строительстве и реконструкции соответствующих объектов или нарушение правил использования и содержания противопожарного инвентаря, оборудования, автоматических средств обнаружения и тушения пожаров влечет наложение штрафа от 1 до 3 минимальных размеров заработной платы. То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, чревато для должностных лиц штрафом от 3 до 7 МРЗП.

При совершении вышеуказанных правонарушений, приведших к пожару, должностные лица наказываются штрафом от 7 до 10 минимальных размеров заработной платы.

Таким образом, должностные лица предприятия могут быть привлечены  к административной ответственности в случаях:

отсутствия пожарного инвентаря (огнетушителей, специальных лопат, ведер) или средств обнаружения и тушения пожаров (пожарной сигнализации, водопроводов и т.д.);

неисправности вышеуказанных средств;

отсутствия инструкций по пожарной безопасности;

несоблюдения на предприятии противопожарного режима;

неисполнения предписаний органов ГПН по устранению выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности и непроведения мероприятий по предотвращению пожаров;

неосуществления среди работников инструктажа по пожарной безопасности;

загромождения проходов (коридоров, лестничных площадок, дверных проемов и т.д.) мебелью, оборудованием и другими предметами, чрезмерной загруженности торговых и складских помещений, что чревато невозможностью или затруднением выхода из них людей и их эвакуации;

проведения строительно-монтажных, пусконаладочных и иных работ с нарушением установленных правил и требований пожарной безопасности;

несоблюдения требований правильного размещения пожарного инвентаря и оборудования и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Нарушены могут быть и другие нормы.

Дела об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (статья 249 КоАО).


Также следует учитывать, что согласно статье 36 КоАО ддминистративное взыскание может быть применено не позднее 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

 


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

 

Ответственность за нарушения в сфере пожарной безопасности зависит от их последствий. К примеру,  если в результате допущенных нарушений причинены тяжкие* или средней тяжести телесные повреждения** физическому лицу (лицам), либо наступят смерть человека или иные тяжкие последствия (массовая гибель людей в результате пожара и т.д.), то речь будет идти об уголовной ответственности. Виновные будут наказаны по статье 259 Уголовного кодекса (УК).

В частности, за нарушение правил пожарной безопасности, которое повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное должностное лицо несет ответственность:

минимальную – штраф от 25 до 50 МРЗП;

максимальную – лишение до 5 лет права занимать должность, связанную с обеспечением пожарной безопасности, или исправительные работы до 3 лет, либо лишение свободы до 3 лет (часть первая статьи 259 УК).

Если же нарушения данных правил повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия, то виновник может лишиться свободы на срок до 5 лет с одновременным лишением права занимать определенные должности (часть вторая статьи 259 УК).  

Применить ее вправе суд по уголовным делам. А органы ГПН как органы дознания имеют право при выявлении признаков преступления, предусмотренного данной статьей, возбудить уголовное дело и провести дознание (часть первая статьи 39 и пункт 5 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса).

Но это случаи исключительные, и ответственность наступает, конечно, не за отсутствие того или иного документа, а за реальные действия (или бездействие) – загромождение путей эвакуации, устранение дымоходов и т.п.

 

Максимально снизить риск наложения штрафов органами государственного пожарного надзора помогут своевременные действия по обеспечению пожарной безопасности на предприятии:

грамотная подготовка документации по пожарной безопасности;

соблюдение противопожарного режима;

ежемесячное техническое обслуживание автоматических систем противопожарной защиты;

выявление и устранение существующих нарушений до проведения проверки ГПН.

 

Елена ЕРМОХИНА,

эксперт-юрист.

 

По статистике, в Узбекистане с начала 2013 года более 400 пожаров произошло по незнанию техники безопасности.

 

_______________________________________________________

 

*Тяжкое  телесное повреждение – поврежнение, опасное для жизни в момент причинения или повлекшее за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо полную утрату органом его функций, психическую болезнь или иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности свыше 33%, или прерывание беременности либо неизгладимое обезображение тела (статья 104 УК).

 

**Телесное повреждение средней тяжести – поврежнение, не опасное для жизни в момент причинения и не повлекшее последствий тяжкого телесного повреждения, но вызвавшее длительное расстройство здоровья продолжительностью более 21 дня, но не свыше 4 месяцев, или значительную стойкую утрату общей трудоспособности от 10 до 33% (статья 105 УК).

 

Также см. по теме: 

«Когда на пороге появляется «пожарник»

Прочитано: 7240 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика