Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 33 / Актуально!

Новации бюджетного законодательства

 

12 августа в столичном Бизнес-центре «Пойтахт» прошли презентация и обсуждение Бюджетного кодекса Узбекистана. Над его проектом работала межведомственная рабочая группа из числа специалистов заинтересованных ведомств и независимых экспертов.

 

Основной целью встречи являлись презентация международным партнерским организациям проекта Бюджетного кодекса, обсуждение основных его положений и нововведений в свете соответствия международным нормам и стандартам.

В течение последних 10 лет Правительство республики в тесном сотрудничестве с донорским сообществом проводит реформирование системы управления государственными финансами в целях обеспечения успешной реализации социально-экономической политики страны.

– Бюджетный кодекс должен обеспечить все заинтересованные стороны комплексной и надежной информацией о бюджетной системе и бюджетном процессе, – отметил в своей приветственной речи первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан Бахром Юсупов. – И это важно не только для Правительства, которое занимается разработкой и исполнением Государственного бюджета. Эта информация также важна и для Олий Мажлиса, местных органов власти, бюджетных организаций и всех граждан. Так, регионам Бюджетный кодекс должен обеспечить устойчивый и эффективный механизм перераспределения ресурсов и укрепления их доходного потенциала. Для бюджетных организаций – это конкретные и ясные правила составления и исполнения бюджетов и выполнения поставленных перед ними задач. Для граждан принятие Бюджетного кодекса важно потому, что сегодня почти 60% Государственного бюджета направляется на социальную сферу. Это расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту. Соответственно, если законодательство будет обеспечивать четкие процедуры исполнения и контроля за исполнением Государственного бюджета, можно обеспечить равный доступ к услугам здравоохранения и образования, поддержать уязвимые группы населения и эффективно реализовать другие социальные обязательства государства.

Стоит отметить, что данный документ разработан при содействии Программы развития ООН в тесном сотрудничестве с Министерством финансов, другими заинтересованными ведомствами, а также международными партнерскими организациями, включая Международный валютный фонд (МВФ) и Агентство международного технического развития (АДЕТЕФ) (Франция).

– Трудно переоценить значимость разработки Бюджетного кодекса, который регулирует один из основных инструментов государственной политики – Государственный бюджет, – сказал в своем выступлении Стефан Приснер, Постоянный координатор ООН и Постоянный представитель ПРООН в Узбекистане. – Хотелось бы выделить 3 важных аспекта данного процесса:

первое – это демонстрирует приверженность Правительства Узбекистана проводить реформы в сфере управления госфинансами, включая внедрение новых методов планирования, а также обеспечение прозрачности бюджетного процесса;

второе – Правительство планирует внедрить международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности в госсекторе;

третье – разработанный документ является наглядным примером успешного сотрудничества Правительства Узбекистана с донорским сообществом, включая ПРООН и МВФ.

Необходимо отметить, что Бюджетный кодекс вводит новые принципы построения бюджетной системы, включая принципы результативности, эффективности и прозрачности бюджетного процесса. В целях повышения эффективности планирования и использования бюджетных средств Бюджетным кодексом вводятся элементы программного бюджетирования, как одной из его моделей, ориентированного на результат. Предусмотрено, что министерства/бюджетополучатели при планировании бюджета будут представлять наряду с бюджетной заявкой Стратегический план развития (на 3 года), реестр расходных обязательств и др. Эти нововведения обеспечивают увязку планирования бюджетных расходов с результатами деятельности министерств/бюджетополучателей. Создается основа для внедрения принципов среднесрочного планирования бюджета, что предусмотрено нормой о составлении бюджета на период более одного года.

Важной нормой Бюджетного кодекса является утверждение новой бюджетной классификации, которая разработана на основе международных стандартов и введена в действие с 2012 года. Положения Бюджетного кодекса также дают полномочия Министерству финансов вводить стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе, согласованные с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора.

И наконец следует отметить, что Кодексом предусмотрено требование о публикации отчетов об исполнении Государственного бюджета, государственных целевых и внебюджетных фондов в СМИ и на сайте Минфина после их принятия Олий Мажлисом.

Все перечисленные изменения и нововведения среди прочих были предложены на основе изучения передового международного опыта и направлены на дальнейшее повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса и бюджетной системы в целом.

Обсуждение Бюджетного кодекса позволило узнать мнения международных партнерских организаций о новом документе, а также выработать рекомендации и предложения по его улучшению. Ожидается, что в будущем Бюджетный кодекс упростит работу всех участников бюджетного процесса и в совокупности с действующим Налоговым кодексом позволит сформировать единую унифицированную, соответствующую международным стандартам законодательную базу государственных финансов.

Во встрече приняли участие представители Законодательной Палаты Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Министерства финансов, Министерства юстиции, Министерства экономики, а также руководители и представители ряда международных и донорских организаций, аккредитованных в Узбекистане, включая ­ПРООН, МВФ, Всемирный банк, АБР, Исламский банк развития, Делегацию Европейского Союза, Японское агентство по международному сотрудничеству, ЮСАИД, ГИЦ, Швейцарское бюро по сотрудничеству, АДЕТЕФ (Франция) и ТИКА (Турция).

 

Бюджетный кодекс – это законодательный акт, который определяет основы бюджетной системы страны, ее структуру, принципы, правовые отношения, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Он консолидирует основные законы страны в данной сфере, включая законы «О бюджетной системе» и «О казначейском исполнении Государственного бюджета», систематизирует и согласовывает нормы и положения, предусмотренные различными подзаконными актами, дает четкие понятия и определения, используемые в бюджетном законодательстве, создает основу для внедрения в бюджетный процесс новых методов и инструментов, а также адаптации международных стандартов и норм.

 

По сообщению
www.publicfinance.uz.

 

Прочитано: 2914 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика