Чаще остальных вспоминают инспекторов пожарного надзора, если речь идет о неналоговых проверках. Так ли страшны в действительности «пожарные» проверки? В нашей статье мы постараемся дать рекомендации, как подготовиться к проверке пожарной безопасности предприятия.
ЧТО ПРОВЕРЯЮТ
Придя с проверкой, пожарные инспекторы вправе проверить:
наличие пожарного инвентаря;
исправность огнетушителей, пожарных водопроводов, сигнализации и другого оборудования, предназначенного для обнаружения и тушения пожаров, правильность расположения указанных средств;
соответствие помещений и сооружений проверяемого объекта действующим нормам и правилам пожарной безопасности, их расположение по отношению друг к другу, пожаростойкость и т.д.;
документацию по пожарной безопасности для предприятия в целом и в отдельности для его цехов, лабораторий и других помещений;
мероприятия по предотвращению пожаров и противопожарный режим на его территории;
наличие на предприятии службы пожарной безопасности и другое.
Перечисленные требования не являются исчерпывающими. Пожарные инспекторы могут проверить и другие, связанные с соблюдением норм и правил пожарной безопасности.
Многие вопросы в сфере пожарной безопасности решаются внутренними документами организации. И их наличие пожарная инспекция контролирует не меньше, чем наличие огнетушителей, пожарных рукавов, кранов, гидрантов и сигнализации.
ПРОВЕРКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Проверка соблюдения требований пожарной безопасности может быть плановой и внеплановой. По плану пожарная инспекция вправе проверять хозсубъекты не чаще 1 раза в год, частные предприятия и субъекты, соблюдающие нормы и правила пожарной безопасности, – не чаще 1 раза в 2 года (статья 10 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» от 24.12.1998 г. N 717-I, далее – Закон).
Периодичность проверок хозсубъектов зависит от того, к какой группе и подгруппе риска относится объект проверки. Проверить могут любое предприятие, учреждение, организацию независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности (пункт 15 Положения о государственном пожарном надзоре в Республике Узбекистан1).
В практике объекты проверки подразделяются на 3 группы риска. Это зависит от:
социально-экономического, стратегического или научно-технического значения;
степени опасности технологического и производственного процессов;
пожарной опасности и возможного возникновения пожара на объектах.
Ежегодные планы-графики проверок, утверждаемые Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, составляются заранее. Поэтому к плановой проверке вполне можно подготовиться, приведя в порядок всю документацию.
А вот внеплановые проверки проводятся без предупреждения и могут проводиться в любое время – в случаях, предусмотренных частью второй статьи 12 Закона, в соответствии с решением РСКДКО с указанием наименования проверяемого объекта, целей, сроков проведения проверки и обосновывающих ее причин, а также приказом органа пожарного надзора, где указываются сроки ее проведения и состав должностных лиц.
«Пожарные» проверки, как правило, проводятся превентивно. Поэтому их результатом становится привлечение не к уголовной, а к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности по статье 211 Кодекса об административной ответственности.
АРЕНДАТОРЫ ТОЖЕ ОТВЕЧАЮТ
Говоря о нарушениях в сфере пожарной безопасности, важно понимать, кто является субъектом ответственности, то есть лицом, которое может быть оштрафовано или подвергнуться иным санкциям.
Не секрет, что значительная часть помещений для ведения бизнеса арендуется. Кто должен отвечать за соблюдение мер пожарной безопасности в таких зданиях? Законодательство дает четкий ответ на этот вопрос. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, если иное прямо не установлено договором аренды (часть третья статьи 12 Закона «О пожарной безопасности» от 30.09.2009 г. N ЗРУ-226).
Обычно в договорах аренды указывается, что арендаторы отвечают за соблюдение пожарной безопасности внутри арендуемых помещений, тогда как забота о пожарной безопасности здания в целом лежит на собственнике. Поэтому, даже если организация арендует помещение, ей нужно выполнять требования пожарной безопасности и оформлять соответствующие документы.
ДОКУМЕНТЫ, НУЖНЫЕ ВСЕМ
Прежде всего – это инструкции: о мерах пожарной безопасности (об установлении противопожарного режима); по обеспечению безопасности быстрой эвакуации людей при пожаре; по обслуживанию установок пожаротушения и пожарной сигнализации, а также приказы работодателя: об установлении противопожарного режима; о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность на отдельных участках (в отделах, секциях, цехах, мастерских, торговых ларьках, палатках, павильонах, буфетах, складах и других помещениях).
На предприятии следует иметь схему эвакуации людей в случае пожара; планы и графики проведения противопожарных тренировок, обучения и проверки знаний персоналом пожарно-технического минимума; документы, составляемые по результатам внутреннего контроля на предприятии (акты (протоколы) испытаний установок пожарной защиты; акты проверки работоспособности пожарных кранов).
Также обязательно наличие журналов учета первичного (вводного), повторного и внепланового противопожарного инструктажа; ведомости принятия зачетов персонала по пожарно-техническому минимуму; журналов результатов осмотра электроустановок, технической документации на противопожарные установки и средства пожаротушения и хозяйственных договоров (аренды – при сдаче в аренду административных и(или) производственных помещений предприятия; подряда – при передаче технологического оборудования ремонтной, монтажной и другой организации).
Данный перечень не является исчерпывающим, так как есть и другие документы по пожарной безопасности, предусмотренные для предприятий в зависимости от вида деятельности и численности персонала. С ними можно ознакомиться в таких нормативно-правовых актах, как Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта Республики Узбекистан2, Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий3 и другие.
Наличие этих документов способно значительно упростить взаимоотношения организации с инспекторами пожарного надзора и снизить риски наложения штрафов, о которых мы расскажем в следующей публикации.
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.
------------------------------------
1Утверждено Постановлением КМ от 17.05.1993 г. N 227.
2Утверждены Агентством автомобильного и речного транспорта и Управлением пожарной охраны МВД, зарегистрированы МЮ 22.01.2000 г. N 878.
3Утверждены постановлением Узгосэнергонадзора и ГУПБ МВД, зарегистрированным МЮ 22.04.2004 г. N 1341.
Также см. по теме: