В связи с вступлением в силу Постановления Президента «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров» от 29.01.2013 г. N ПП-1913 просим дать разъяснение по его пункту 5.
Также хотелось бы знать, должна ли быть отражена на маркировке импортированных потребительских товаров, относящихся к кодам ТН ВЭД 04, 1202, 1501 10–1517, 19, 20, 21, 22, 2501 00 91, 3401, нижеуказанная информация, проставленная предприятиями-изготовителями:
гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя) отдельных видов товаров;
правила и условия эффективного и безопасного использования отдельных видов товаров;
срок службы (годности) и сведения о необходимых действиях потребителя по истечении этого срока, а также возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
адреса изготовителя (исполнителя, продавца) и уполномоченных им предприятий на принятие претензий от потребителей, а также выполняющих ремонт и техническое обслуживание;
способы и правила хранения, безопасности утилизации.
Просим подробно описать необходимую информацию отдельно по каждой группе товаров.
Ш.Сахибов,
директор ЧП.
– Пунктом 5 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров» (от 29.01.2013 г. N ПП-1913, далее – Постановление
N ПП-1913) Государственному таможенному комитету поручено усилить таможенный контроль за перемещением через таможенную границу потребительских товаров, обеспечив тщательный досмотр грузов, перевозимых автомобильным и железнодорожным транспортом, и пресечение незаконного ввоза на территорию республики товаров и контрафактной продукции.
Также ГТК должен предупредить руководителей таможенных постов, что в случае выявления фактов незаконного ввоза на территорию республики товаров к ним будут применены строгие меры ответственности в соответствии с законодательством.
Полагаем, что абзац первый пункта 5 нет надобности разъяснять. Что касается абзаца второго, должны сообщить, что, согласно статье 130 Таможенного кодекса, граждане и должностные лица, нарушившие таможенное законодательство, несут административную, а при наличии в их деяниях признаков преступлений – уголовную ответственность.
Так, статьей 22721 Кодекса об административной ответственности (КоАО) за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Узбекистан помимо таможенного контроля, то есть вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков преступления предусмотрен штраф для граждан от 5 до 10 минимальных размеров заработной платы с конфискацией товаров и транспортных средств, а для должностных лиц – от 7 до 15 МРЗП.
Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан, то есть использование тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или придание одним товарам вида других, при отсутствии признаков преступления влечет наложение штрафа на граждан от 5 до 10 МРЗП с конфискацией товаров, а на должностных лиц – от 7 до 15 МРЗП.
Перемещение товаров через таможенную границу Республики Узбекистан с обманным использованием документов или средств идентификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 22722 и частью первой статьи 22725 КоАО, при отсутствии признаков преступления влечет наложение штрафа на граждан от 5 до 10 МРЗП с конфискацией товаров, а на должностных лиц – от 7 до 15 МРЗП.
При этом, согласно статье 182 «Нарушение таможенного законодательства» Уголовного кодекса, перемещение товаров или иных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием, совершенное в крупном размере, после применения административного взыскания за такое же действие наказывается штрафом до 300 МРЗП или исправительными работами до 2 лет либо лишением свободы до 5 лет.
Нарушение таможенного законодательства, совершенное:
а) в особо крупном размере;
б) путем прорыва, то есть открытого, несанкционированного таможенной службой перемещения товаров или иных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан;
в) организованной группой или в ее интересах;
г) с использованием служебного положения,
наказывается штрафом от 300 до 600 минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до 3 лет либо лишением свободы от 5 до 8 лет.
Во исполнение Постановления N ПП-1913 Кабинет Министров принял Постановление «О дополнительных мерах по совершенствованию ввоза потребительских товаров в Республику Узбекистан» (от 13.05.2013 г. N 127, далее – Постановление N 127). Им утвержден Перечень отдельных видов импортируемых потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию на государственном языке, проставляемому предприятиями-изготовителями. Согласно названному Перечню обязательной маркировке на государственном языке подлежат 44 вида ввозимых в нашу страну потребительских товаров. В их числе и указанные в вашем письме товары, коды ТН ВЭД которых включают группы 04, 1202, 1501 10–1517, 19, 20, 21, 22, 2501 00 91, 3401.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 127 маркирование, проставляемое на потребительскую тару, должно содержать следующую информацию о маркируемом товаре:
перечень основных потребительских, в том числе специфических, свойств;
дату изготовления отдельных видов товаров;
гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя) отдельных видов товаров;
правила и условия эффективного и безопасного использования отдельных видов товаров;
срок службы (годности) и сведения о необходимых действиях потребителя по истечении этого срока, а также возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
адреса изготовителя (исполнителя, продавца) и уполномоченных им предприятий на принятие претензий от потребителя, а также выполняющих ремонт и техническое обслуживание;
способы и правила хранения, безопасности утилизации.
Информация на маркировке (этикетке, бирке, лейбле) товара и сопроводительной эксплуатационной документации для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа (паспорта, формуляра, руководства по применению и др.), прилагаемого непосредственно к конкретному товару. Маркировка товара, полученного из генетически модифицированных продуктов, должна содержать соответствующие сведения об этом. При этом обязательная маркировка касается только тех товаров, которые имеют потребительскую упаковку (тару), являющуюся их частью, в которой они поступают в розничную торговлю, и входящую в их стоимость.
Исключение составляют товары, не предназначенные для реализации, то есть завезенные юридическими и физическими лицами для собственных нужд, международными организациями, дипломатическими и консульскими представительствами зарубежных государств – для служебного пользования, а также выставочные образцы.
До 1 января 2014 года допускается продажа без маркировки на государственном языке потребительских товаров, которые до 1 июля 2013 года поступили в торговую сеть или временно хранились на складах, а затем уже были выпущены в свободное обращение. Это исключение также касается товаров, промаркированных на территории Узбекистана до 1 июля 2013 года по старым правилам (маркировка наносилась в виде наклейки).
Несоблюдение вышеперечисленных требований будет классифицироваться как нарушение правил торговли, и в этом случае будут применяться меры ответственности.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.