1 августа в высших учебных заведениях республики прошли тестовые испытания, по результатам которых часть абитуриентов поменяют свой статус.
К этому дню абитуриенты готовились в течение всего года: выбирали профессию, занимались с репетиторами, решали тесты прошлых лет, посещали подготовительные курсы, думали, в какой именно вуз подать документы, чтобы получить необходимое образование. И вот час «Х» настал…
На территориях столичных вузов полно народу: абитуриенты, их друзья и родители. Если оглянуться вокруг, можно заметить, что кто-то в ожидании экзамена держит в руках тетрадки с записями, пытаясь запомнить как можно больше дат и формулировок, другой абитуриент, абсолютно уверенный в своих силах, весело обсуждает с будущими сокурсниками планы на обучение, кто-то знакомится, а кого-то напутствуют родители. Абитуриенты разные, и не все из них станут студентами, но именно этот день каждый из них будет вспоминать не один раз.
Согласно данным Государственного центра тестирования (ГЦТ) в этом году изъявили желание получить высшее образование в отделениях бакалавриата 473 тысячи абитуриентов.
В соответствии с Постановлением Президента «О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2013/2014 учебном году» (от 11.06.2013 г. N ПП-1982, далее – Постановление Президента N ПП-1982) в новом учебном году университеты и институты Узбекистана откроют двери для 56 607 будущих бакалавров. Соответственно, учиться в вузе сможет только каждый 8-й из подавших документы в приемные комиссии.
Одна из тенденций нынешнего вступительного сезона – популярность региональных вузов. Так, по сообщению ГЦТ, наибольшее число поступающих сдали документы (24,88 тыс. заявлений) в Термезский государственный университет, а Андижанский государственный университет выбрали 19,53 тыс. абитуриентов. В Джизакский государственный педагогический институт подано 18,83 тыс. заявлений. Для сравнения: Национальный университет Узбекистана, расположенный в Ташкенте, принял 13 286 заявлений.
Проведение тестовых испытаний регламентировано Положением о порядке проведения тестовых испытаний приема студентов в бакалавриат высших образовательных учреждений Республики Узбекистан1.
Но есть категории абитуриентов, которые зачисляются в высшие образовательные учреждения без тестирования и дополнительного экзамена. Это выпускники академических лицеев, профессиональных колледжей и общеобразовательных школ – победители международных и республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований2. Однако они могут быть зачислены в вузы на льготной основе при условии строгого соблюдения профильного соответствия между специальностями высшего образовательного учреждения и предметами олимпиад.
Установленное Постановлением Президента N ПП-1982 на предстоящий учебный год общее количество абитуриентов включает обучение в бакалавриате как по государственным грантам (19 120 человек), так и на платно-контрактной основе (37 487 человек).
Для менее удачливых кандидатов в студенты нелишне будет напомнить о возможностях оплаты контракта и льготах, предоставляемых государством обучающимся и их родителям.
Порядок получения банковского кредита на оплату контракта за обучение сроком от 5 до 10 лет в зависимости от условий предоставления кредита установлен Положением о предоставлении образовательных кредитов для обучения на платно-контрактной основе в высших учебных заведениях3.
А в отношении родителей, выплачивающих средства за обучение из заработной платы, действует Положение о порядке применения льготы по налогу на доходы физических лиц в части средств, направляемых на оплату за обучение в высших учебных заведениях Республики Узбекистан4.
Ольга КИРЬЯКОВА, наш корр.
Фото автора.
Мирзаева Садокат, абитуриентка:
– Решила поступать на факультет журналистики Национального университета Узбекистана. Мне нравится эта профессия, в будущем хочу работать диктором на телевидении. Закончила юридический колледж, но поняла, что для меня интереснее журналистика. Учитывая, что факультет творческий, еще до тестовых испытаний в 2 этапа был проведен творческий конкурс. На каждом из этапов мы должны были написать эссе на определенную тему. В первый день нас провели по зданию, и мы описали то, что увидели, услышали и почувствовали. Вторым этапом было написание эссе о журналистике, затем тесты. Конкурс большой – 7 к 1, но я надеюсь, что пройду и стану студенткой.
------------------------------
1Утверждено приказом директора ГЦТ при КМ, зарегистрированным МЮ 8.07.2011 г. N 2242.
2 Положение о порядке поощрения учащихся академических лицеев, профессиональных колледжей и общеобразовательных школ – победителей международных и республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований (приложение N 5 к Постановлению КМ от 13.10.2008 г. N 226).
3Утверждено Постановлением КМ от 26.07.2001 г. N 318.
4Утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 27.05.2010 г. N 2107.