Слово “greenmail” переводится с английского языка как “зеленая почта”. Его появление специалисты объясняют наличием другого термина - “blackmail” (“черная почта”), который нередко англоязычными лицами употребляется в разговорах об уголовно наказуемом вымогательстве. Понятие же гринмейл является антонимичным к указанному и используется в случаях, когда речь идет о вымогательстве, не имеющем признаков преступления (вы удивитесь, но бывает и такое).
Это явление имеет и более прозаичное название - корпоративный шантаж. В один прекрасный день он может поставить под угрозу весь ваш бизнес. В итоге придется с успешным делом либо попрощаться, либо заплатить солидные отступные, и, заметьте, все в рамках закона. Настоящая статья о том, как свести вероятность шантажа до минимума. Однако обо всем по порядку…
КОГО СТОИТ ОПАСАТЬСЯ
Корпоративный шантаж может осуществляться как профессионально занимающейся этим командой специалистов в области консалтинга и права, так и самими акционерами (участниками) общества.
Причем и в первом, и во втором случае действия ваших обидчиков могут быть профинансированы вашими прямыми конкурентами на рынке товаров (работ, услуг), в силу чего корпоративный шантаж может оказаться частью конкурентной борьбы.
Если говорить о первых (так называемых профессионалах), то, безусловно, эти люди “не страдают” робингудством и не имеют никакого отношения к “Бюро добрых услуг”. Они на платной основе оказывают услугу заказчику, заинтересованному во временной дестабилизации деятельности конкретного предприятия. А если в роли заказчика выступает “мелкий” акционер (участник общества), то он преследует цель продать свои акции (доли) по цене, значительно превышающей их(ее) стоимость.
Очевидно, что ни в одной газете вы не найдете в разделе “Услуги” объявлений фирмы с названием, к примеру, ООО “ГРИНМЕЙЛ ПРОФИ” или с перечнем услуг вышеуказанного содержания. Подобного рода фирмы могут регистрироваться под видом, допустим, консалтинговой компании либо осуществлять свою деятельность и вовсе без регистрации.
Что же касается акционеров (участников общества), то угроза шантажа исходит от лиц с небольшим(ой) процентом акций (долей) в уставном фонде общества - миноритариев.
В ЧЕМ СУТЬ ШАНТАЖА
В акционерном обществе (АО) профессиональный гринмейл чаще всего начинается со скупки акций общества. Сделать это зачастую чрезвычайно просто. Приведем пример.
Многие акционерные общества, как правило преобразованные в таковые из государственных предприятий, продали свои акции членам трудовых коллективов. Люди, проработав в таких АО, вышли на пенсию, уволились. А акции на руках остались. Вот только дивиденды по ним за весь период выплачивали раза два-три...
Ситуация, к сожалению, типичная, но для гринмейлера как нельзя кстати: немного подсуетившись, он убедит таких акционеров продать себе акции по очень привлекательной для обеих сторон цене. В итоге и пенсионеры довольны, и гринмейлеры, будьте уверены, наберут необходимый процент от общего числа акций общества.
Ну а дальше новоиспеченный акционер начинает старательно и очень активно пользоваться предоставленными ему (как акционеру) законодательством правами, тем самым саботируя нормальную жизнедеятельность общества. К примеру, 1% обыкновенных (голосующих) акций дает новоиспеченному акционеру право обращаться в суд с иском к члену(ам) наблюдательного совета, единоличному исполнительному органу общества (директору), члену(ам) коллегиального исполнительного органа общества (правлению, дирекции) о возмещении причиненных (по мнению гринмейлера-акционера, конечно) обществу убытков (часть пятая статьи 88 Закона “Об акционерных обществах и защите прав акционеров” от 26.04.1996 г. N 223-I, далее - Закон об АО). При этом истца исход такого обращения в суд вряд ли будет сильно волновать, поэтому и претензии в исковом заявлении могут быть самыми нелепыми. Ведь по задумке гринмейлеров - главное, чтобы заинтересованные лица общества были втянуты в многочисленные судебные разбирательства (проигрыш же в суде чреват для шантажистов исключительно судебными издержками, которые во много раз окупятся при планируемой продаже акций).
Параллельно, объясняя все крайней заинтересованностью в прозрачности и законности деятельности общества, акционер-гринмейлер может увлечься обращениями в различные контролирующие органы, которые невольно могут стать участниками атаки: исходя из смысла статьи 12 Закона “О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов” (от 24.12.1998 г. N 717-I) любые сведения о фактах нарушения законодательства должны быть проверены ими в рамках внеплановых проверок. Так, например, заметит акционер, что на предприятии нет плана эвакуации при пожаре или что эвакуационные выходы заблокированы либо что работники используют неисправные электроприборы, и обратится с официальным заявлением к пожарным, типа: “Придите, посмотрите, допустимо это или нет”. А после пожарного надзора по этой же схеме последует налоговая инспекция…, санитарная служба…, Госкомприроды…, Госкомархитектстрой…, инспекторы по труду и т.д. В общем все зависит от изобретательности и правовой грамотности гринмейлера, с чем, как правило, у них проблем и не бывает.
Ну а если количество приобретенных гринмейлером акций от общего числа акций общества составит как минимум 10%, то создать условия, при которых крупные акционеры будут рады выкупить эти акции по любой цене, профессиональному шантажисту еще проще. Ведь 10% голосующих акций, помимо вышеизложенных возможностей, предоставляют акционеру право:
созывать внеочередное собрание акционеров чуть ли не каждый месяц (часть вторая статьи 72 Закона об АО). Конечно, повлиять на принятие обществом того или иного решения акционер-гринмейлер с количеством имеющихся у него акций вряд ли сможет, поэтому здесь его внимание полностью будет обращено на соблюдение обществом процедурных требований, предъявляемых Законом об АО к порядку, срокам, форме проведения внеочередных собраний акционеров, к формам оповещения акционеров о проведении таких собраний и т.д. Любая деталь может стать новым основанием для обращения в суд;
требовать проверки финансово-хозяйственной деятельности общества за интересующий акционера период (часть четвертая статьи 110 Закона об АО).
Для крупных акционеров общества параллельно происходящие события, описанные выше, создадут большую головную боль*.
Эти же инструменты воздействия на крупных акционеров может применить и любой миноритарий, не имеющий никакого отношения к гринмейлерам-профессионалам, но уставший от ощущения своей ничтожности и бессилия в принятии обществом решений. Минуя этап скупки акций, присутствующий у гринмейлеров-профессионалов, такой акционер приступает к этапу судебных разбирательств, обращений в контролирующие органы, которые, к примеру, могут закончиться для предприятия аннулированием лицензии, и к иным активным действиям (в зависимости от объема принадлежащих ему акций).
Что же касается гринмейлерских атак на ООО, то начинаться они могут с уступки доли (ее части), например, по договору мены, дарения и т.д., передачи ее под залог, перехода доли умершего участника общества по наследству и т.д.
Получив статус участника ООО, гринмейлер-профессионал (равно как и “бывалый” участник общества), имеющий не менее 10% голосов от общего числа голосов участников общества, сможет официально инициировать ежемесячное проведение внеочередных общих собраний участников общества (абзац второй части второй статьи 32 Закона “Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” от 6.12.2001 г. N 310-II, далее - Закон об ООО), бесконечные проверки финансово-хозяйственной деятельности (часть шестая статьи 45 Закона об ООО). Кроме того, 10% от общего числа голосов участников общества предоставляют обладателю доли право требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно затрудняет ее** (часть вторая статьи 8 Закона об ООО).
В целом дальнейший план действий в ООО примерно такой же, как в АО.
КТО В ЗОНЕ РИСКА
Из вышесказанного можно заключить, что успешному корпоративному шантажу могут быть подвергнуты хозяйственные общества, в которых:
1) собственники и менеджмент при ведении бизнеса не всегда руководствуются “духом и буквой закона”. Особенно, когда бизнес-модель строится на зависимости от каких-либо связей или некоего административного ресурса. Поэтому руководители таких компаний, уповая на защиту, легко санкционируют нарушения законодательства;
2) нарушаются интересы меньшинства среди акционеров (участников) общества;
3) экономят на качественном своевременном внешнем аудите и систематическом проведении привлеченными специалистами в области юриспруденции мониторинга на предмет выявления существенных рисков нарушения законодательства в деятельности общества;
4) множество миноритариев;
5) имеется существенная кредиторская задолженность;
6) неграмотно осуществляется управление персоналом. Дело в том, что получить информацию об обществе, его финансовом состоянии, миноритариях***, нарушениях, на которые идет администрация, контрагентах и т.д. гринмейлер-профессионал, планирующий заманить предприятие в ловушку корпоративного шантажа, может у штатных сотрудников общества, которые зачастую не прочь лишний раз “промыть косточки” своему руководству. Если на предприятии проводится грамотная кадровая политика, выбрана правильная кадровая стратегия, корпоративному шантажисту получить интересующую его информацию от сотрудников в необходимом объеме будет не так просто;
7) не разработаны и(или) не находят практической реализации меры внутреннего финансового контроля, что свидетельствует об отсутствии “напрочь” инстинкта самосохранения у представителей всей системы корпоративного управления предприятием.
8) информационная политика не отвечает потребностям участников (акционеров) общества в оперативном получении полной и достоверной информации, начиная со сведений о текущей деятельности общества и заканчивая причинами невыплаты (отсрочки выплаты) дивидендов.
МОЖНО ЛИ ПРИВЛЕЧЬ ШАНТАЖИСТА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Как говорилось выше, зачастую гринмейл не обладает явными признаками уголовно наказуемого вымогательства, поскольку, во-первых, шантажист не предъявляет требований о покупке принадлежащих(ей) ему акций (доли). Скорее, наоборот, подобного рода просьба исходит от крупных акционеров (участников общества), а гринмейлер называет цену, по которой он готов продать свои(ю) акции (долю)****.
Во-вторых, никакого противоправного бездействия и никаких противоправных действий, вынуждающих акционеров (участников общества) приобрести акции (долю) гринмейлера, последний не совершает. Кроме того, налицо возмездная передача имущества: взамен денежным средствам - ценные бумаги или доля в уставном фонде общества (хотя эта возмездность, мягко говоря, несоразмерна).
Поэтому привлечь к уголовной ответственности “правильного” гринмейлера очень сложно. Если же, на ваш взгляд, имеет место неклассический гринмейл, то есть если шантажист уличен, к примеру, в подделке документов (в том числе печатей, подписей) или в завладении акциями (долями) мелких акционеров (участников общества) путем обмана или злоупотребления их доверием, либо в распространении заведомо ложных измышлений, в том числе сопряженных с обвинением лиц, управляющих обществом, в совершении преступления, или в использовании иных криминальных методов воздействия на акционеров (участников) общества, проконсультируйтесь с квалифицированной адвокатской и(или) аудиторской организацией на предмет целесообразности обращения в правоохранительные структуры (в органы Генпрокуратуры или МВД Узбекистана). Их своевременное вмешательство может “свести на нет” деятельность такого “неправильного” гринмейлера. В этом смысле консультации со специалистами адвокатских и(или) аудиторских организаций целесообразны:
во-первых, профессионалы проинформируют вас о рисках, связанных с поступлением заявления в правоохранительные органы, поскольку в рамках доследственной проверки должностные лица указанных органов вправе назначить ревизию самого предприятия (статья 329 Уголовно-процессуального кодекса);
во-вторых, они помогут грамотно составить заявление, последовательно предусмотрев исключительный перечень доказуемых “претензий” к атакующей стороне. Сумбур же в этом деле может ввести в заблуждение должностных лиц правоохранительных органов и повлечь отказ в возбуждении уголовного дела. Либо, что еще хуже, могут возбудить в отношении вас уголовное дело по факту ложного доноса. За это законодательством предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 5 до 8 лет (статья 333 Уголовно-процессуального кодекса, статья 237 Уголовного кодекса).
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ШАНТАЖ
Чтобы минимизировать вероятность корпоративного шантажа, важно усвоить следующее: ПОСТОЯННЫЙ МОНИТОРИНГ РИСКОВ С ПОМОЩЬЮ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ АУДИТОРОВ, А ТАКЖЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ЮРИСТОВ - ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ НЕОБХОДИМАЯ МЕРА ПРЕВЕНТИВНОЙ ЗАЩИТЫ. К сожалению, большинство предпринимателей не уделяют этому должного внимания и обращаются за помощью к специалистам, когда угроза потери бизнеса становится очевидной. Создание “оборонительных рубежей” через использование юридических и финансовых механизмов позволяет максимально эффективно противодействовать захвату и снизить издержки на последующую защиту. Поэтому эта мера должна быть первой в вашем профилактическом арсенале.
В рамках иных важных рекомендаций имеет смысл обратить внимание на следующие аспекты: обижать миноритариев опасно. Исходя из того, что, некогда купив акции, они намеревались получить прибыль в дальнейшем, наиболее нежелательными для таких акционеров являются решения общего собрания о распределении прибыли общества на цели, не связанные с выплатой дивидендов. Поэтому в интересах общества такими решениями не следует злоупотреблять. Если же прибегать к ним время от времени все-таки приходится и обойтись без них никак нельзя, убедите в этом самих миноритариев. Понятно, что их мнение и голоса на общем собрании акционеров общества на исход дела не повлияют (на то они и миноритарии). Мало того, зачастую такие акционеры вообще не посещают собраний, а ограничиваются отслеживанием сроков и размеров выплат дивидендов. Тем не менее, если каждый акционер (будь у него 10 акций или 10% акций общества) будет ощущать себя полноправным членом общества, с которым считаются, к мнению которого прислушиваются, риск подвергнуться корпоративному шантажу существенно снизится. Поэтому УДЕЛЯЙТЕ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ АО, СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ПРОЗРАЧНОСТИ И ЗАКОННОСТИ.
В этих целях имеет смысл создавать корпоративные веб-сайты и проводить комплекс иных мероприятий по удовлетворению информационных потребностей акционеров (участников) общества, в рамках которых миноритарии, наряду с другими акционерами (участниками) общества, получали бы подробные объяснения причин принятия тех или иных решений, информацию о перспективах получения более высоких дивидендов в будущем и т.д. Кстати, в этом вопросе лучше не лукавить: неоправдавшиеся прогнозы сыграют не в вашу пользу.
Как говорилось выше, среди миноритариев нередко встречаются пенсионеры. Этой категории акционеров, как никакой другой, будет приятно в праздничные дни (14 января, 8 марта, 9 мая и т.д.)***** получать от общества небольшие подарки. Такое внимание придаст им ощущение своей значимости в обществе, в силу чего едва ли у акционера возникнет желание за что-то общество “наказать” или продать свои акции на сторону.
Избежать этого, не опасаясь атак гринмейлеров, было бы можно, если бы акции общества были консолидированы в руках исключительно крупных акционеров. Поэтому в случае обратного не забывайте напоминать акционерам-миноритариям о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций (статьи 44 и 45 Закона об АО), тем более что этих действий от вас требует сам Закон.
Если же с миноритариями отношения не сложились с самого начала и продать акции ни более крупным акционерам, ни самому обществу из чувства противоречия такие акционеры не соглашаются: “Пусть лучше дома валяются, чем я продам их этим мошенникам”, - попробуйте привлечь к переговорам для последующего приобретения акций третью сторону - так называемого “белого рыцаря”, не имеющего никакого отношения к обществу, но, несомненно, заинтересованного в происходящем. После совершения необходимой сделки купли-продажи вы сможете их (акции) либо перекупить, либо обзаведетесь новым, более лояльным акционером. Однако при подборе такой стороны необходимо помнить, что ей вы должны доверять больше чем себе******.
Не меньшую опасность для общества с точки зрения его уязвимости перед атаками гринмейлеров представляет и наличие кредиторской задолженности, которая в любой момент может быть выкуплена шантажистами и использована в корыстных целях. Так, например, в рамках устранения менеджмента и собственников от оперативного управления, перекупив 3-месячную кредиторскую задолженность общества в размере не менее 500 МРЗП, гринмейлеры получат возможность инициировать возбуждение дела о банкротстве общества (статьи 4, 5, 6 Закона “О банкротстве” в редакции Закона от 24.04.2003 г. N 474-II и пункт 7 Постановления Пленума ВХС “О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан “О банкротстве” от 27.01.2006 г. N 142).
Перекрыть легальный доступ гринмейлеров к этой лазейке можно. ПРОПИСЫВАЙТЕ В ДОГОВОРАХ СО СВОИМИ КОНТРАГЕНТАМИ (будь то кредитный договор, договор подряда или любой другой, по которому вы принимаете на себя обязательства оплатить какие-либо товары (работы, услуги) УСЛОВИЕ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ВАШ КОНТРАГЕНТ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА УСТУПИТЬ ТРЕБОВАНИЕ ПО ЗАКЛЮЧАЕМОМУ С ВАМИ ДОГОВОРУ ДРУГОМУ ЛИЦУ БЕЗ ВАШЕГО НА ТО ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ (часть вторая статьи 313 и часть первая статьи 319 Гражданского кодекса).
Для предупреждения последствий перехода доли одного из участников ООО в “сомнительные” руки целесообразно заблаговременно ОГРАНИЧИТЬ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА В ПРАВЕ УСТУПИТЬ СВОЮ ДОЛЮ ТРЕТЬЕМУ ЛИЦУ ИЛИ ПЕРЕДАТЬ ЕЕ ПО НАСЛЕДСТВУ БЕЗ СОГЛАСИЯ ИНЫХ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА путем внесения соответствующих изменений и дополнений в устав общества (части восьмая и шестнадцатая статьи 20 Закона об ООО). Максимально осторожно следует подходить и к решению вопроса о предоставлении участнику общества права заложить свою долю (статья 21 Закона об ООО).
Даже предприняв меры предосторожности, в том числе описанные выше, обезопасить фирму на все 100% невозможно: “свои скелеты в шкафу”, вероятно, имеют многие субъекты предпринимательства. Поэтому у шантажистов всегда есть шанс изыскать иные легальные способы осуществления гринмейлерской атаки каждого конкретного предприятия. Однако у менее оригинальных гринмейлеров, использующих наиболее типичные схемы шантажа, охоту вы отобьете точно.
ЕСЛИ АТАКА НАЧАЛАСЬ…
Меры защиты при начавшемся шантаже должны быть индивидуальны, то есть привязаны к конкретной атаке и к конкретным личностям шантажистов. В частности, можно порекомендовать самостоятельно провести дополнительную эмиссию акций, если со стороны гринмейлеров имела место их скупка. Или взять деньги в кредит у третьего лица по договору без права переуступки долга и таким образом освободиться от новоиспеченного кредитора, если был перекуплен ваш долг. Можно подавать встречные иски, пытаясь блокировать деятельность гринмейлеров в обществе. Однако ожидать, что совершенные вами действия будут безапелляционны и вы так легко и просто освободитесь от гринмейлеров, не следует - атакующие тщательно разрабатывают план нападения и для таких случаев могут приберечь свои контрдействия.
Поэтому без оперативной помощи профессионалов бизнес, подвергшийся гринмейлу, очень трудно спасти. Юристы же и аудиторы помогут предприятию выявить слабые места в истории бизнеса, в том числе “прорехи” в учредительной документации, сделках, форме и способах его ведения, в структуре активов и капитала, которыми непременно захотят воспользоваться гринмейлеры. В этом смысле внешние специалисты предпочтительнее внутренних. Иногда внутренние аудиторы, юристы, бухгалтеры, финансовые директора являются вольными или невольными участниками или свидетелями ошибок и нарушений, в силу чего “конфликт интересов” очевиден, а мотив сокрытия истины, как правило, доминирует в таких ситуациях. Основной же причиной, говорящей “не в пользу” внутренних специалистов, является их загруженность текущими делами предприятия и необходимость решать вопросы обеспечения показателей в режиме реального времени. Далеко не все в этой связи захотят заниматься исправлением прошлых ошибок и нарушений, да еще и без вознаграждения.
Поэтому при появлении признаков гринмейлерской атаки советуем без промедления обращаться к опытным специалистам в области аудита и права. В противном случае будет упущено время, которое очень часто становится решающим фактором в период ведения подобного рода “кампаний”.
P.S. Следует учесть, что, несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов при исследовании данного вопроса, публикуемый материал не является профессиональной консультацией. Он выражает мнение лиц, его изучивших, исходя из их понимания изложенной ситуации.
Представленное в данном материале мнение оставляет возможность для дополнительного изучения и последующего обсуждения вопроса. Перед конкретным применением нормативно-правовых актов целесообразно обратиться за профессиональной консультацией, которая позволит учесть индивидуальные особенности отдельных ситуаций c целью оптимального и законного решения проблемы.
Олег ДАМИНОВ,
управляющий партнер,
Екатерина АДЕЕВА,
юрисконсульт аудиторско-консалтинговой группы
компаний “BAKER TILLY UZBEKISTAN”.
----------------------------------------
*) В арсенале гринмейлеров-профессионалов имеются и иные способы шантажа. Так, к примеру, ими по договору уступки права требования могут скупаться долги общества, а в дальнейшем провоцироваться ситуация, при которой общество погасить эти долги за счет собственных средств не сможет. Тогда возникнет очевидная угроза банкротства.
**) Как несложно догадаться, в судебный процесс здесь может быть втянут обладатель наибольшей доли в уставном фонде.
***) Несмотря на то, что формирование реестра акционеров с 26 сентября 2008 года Законом об АО отнесено к исключительной компетенции Центрального депозитария ценных бумаг, работники общества (начальники отделов, их заместители, секретари, бухгалтеры, кассиры и т.д.) зачастую владеют некоторой информацией об акционерах общества, например приходивших в общество за получением дивидендов.
****) В ее размерах законодатель никого не ограничивает.
*****) Хотя можно ограничиться и одним праздником, к примеру каким-нибудь Всемирным днем акционеров (или пенсионеров).
******) Сказанное выше в определенном объеме (с учетом специфики организационно-правовой формы) можно спроецировать и на корпоративные отношения в ООО, складывающиеся между крупными участниками общества, обладающими доминирующим процентом голосов в вопросах управления обществом, и участниками, от которых, как правило, ничего не зависит.