Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 25 / Внешнеэкономическая деятельность

Вектор развития задаст международный коммерческий арбитраж

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране отмечается потребность в совершенствовании и либерализации системы управления экономикой. В этом контексте обозначена необходимость принятия закона «О международном коммерческом арбитраже». Актуальные вопросы о правовой регламентации создания и деятельности в республике этого института обсуждались на научно-практическом семинаре, проведенном 17 июня Торгово-промышленной палатой совместно с МВЭСИТ, Минюстом и представительством Программы развития ООН.

В мероприятии участвовали депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, представители Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов, министерств юстиции, экономики, финансов и других заинтересованных ведомств, действующих в республике третейских судов, ученые и специалисты вузов и научно-исследовательских институтов, а также международные эксперты.

 

О работе над законопроектом «О международном коммерческом арбитраже», его концептуальных основах нашему специальному корреспонденту рассказывает руководитель совместного проекта ТПП ­
и Программы развития ООН «Бизнес-Форум Узбекистана (Фаза 2)» Нарзулло ОБЛАМУРОДОВ.

 

 

– Все больше предпринимателей Узбекистана участвуют во внешнеэкономической деятельности и вполне закономерно, что растет число вовлеченных в международные арбитражные разбирательства. Поскольку в нашей стране нет арбитражного суда и соответствующего законодательства, споры рассматриваются в других государствах. Это порождает для отечественных участников ВЭД существенные проблемы, прежде всего связанные с ощутимыми расходами – на проезд до страны назначения и обратно, услуги адвокатов, переводчиков и др. Из-за несоразмерности финансовых затрат многие не могут принять непосредственное участие в разбирательстве и поэтому проигрывают спор.

Кроме того, наличие в стране альтернативных досудебных механизмов урегулирования коммерческих споров влияет на оценку привлекательности рынка иностранными инвесторами. Прозрачность и предсказуемость в правовом регулировании порядка разрешения споров, которые могут возникнуть в процессе реализации долгосрочных и масштабных инвестиционных проектов, повышают рейтинг страны.

Думаю, эти и другие факторы обусловливают актуальность вопроса создания в Узбекистане системы международного коммерческого арбитража и необходимость широкого обсуждения концепции соответствующего законопроекта и организационных аспектов деятельности арбитража.

 

– Нарзулло Наимович, для начала расскажите, пожалуйста, каковы основные тенденции развития национального законодательства в этой области?

 

– Узбекистан является участником Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами1, Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений2.

Знаковым шагом во внедрении альтернативных способов разрешения споров стало принятие в 2006 году Закона Республики Узбекистан «О третейских судах»3. С его введением существенно выросло количество заключаемых хозсубъектами договоров, содержащих третейскую оговорку. В настоящее время в республике действуют порядка 140 третейских судов при Ассоциации третейских судов и 15 – при Торгово-промышленной палате.

Закон «О третейских судах» направлен на урегулирование споров, вытекающих из гражданских правоотношений, в том числе хозяйственных споров, возникающих между субъектами предпринимательства, на основании законодательства Республики Узбекистан. Закон не предусматривает возможности разрешения споров, в которых одной из сторон выступает нерезидент республики – иностранное предприятие или инвестор. Помимо этого, в качестве третейских судей не могут привлекаться юристы-нерезиденты. Таким образом, этот Закон не может удовлетворить потребности субъектов предпринимательства, вовлеченных в международные торгово-экономические или инвестиционные отношения.

Поэтому логическим продолжением является создание в Узбекистане международного арбитража и необходимой нормативно-правовой базы. Разработка проекта закона «О международном коммерческом арбитраже» предусмотрена пунктом 11 Перечня проектов новых законов, подлежащих разработке, а также проектов изменений и дополнений в действующие законы в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики, утвержденного Распоряжением Президента от 14.01.2011 г. N Р-3557. Эта работа осуществляется ТПП совместно с МВЭСИТ и Мин­юстом при содействии Программы развития ООН.

 

– Каковы цели и основные положения законопроекта?

 

– Согласно концепции закон будет регламентировать все этапы арбитражного процесса, начиная от заключения сторонами арбитражного соглашения (арбитражной оговорки) и заканчивая условиями и порядком признания и приведением в исполнение арбитражного решения. Для субъектов предпринимательства республики законопроект имеет большое значение, так как наличие правовой базы для решения международных споров на территории республики позволит им исключить издержки на участие в арбитражных процедурах за рубежом.

На мой взгляд, важным положением проекта закона является вопрос определения компетенции международного арбитражного суда. То есть любой спор, выходящий за рамки его компетенции, будет выпадать из сферы действия норм, регулирующих международный коммерческий арбитраж в Узбекистане. При рассмотрении такого спора должны применяться иные нормативные акты, например законодательство о третейских судах.

По законопроекту в порядке международного арбитража разрешаются споры, возникшие в экономической сфере из договорных или иных гражданско-правовых отношений, в следующих случаях. Во-первых, если коммерческие предприятия сторон арбитражного соглашения в момент его заключения находятся в различных государствах. Во-вторых, когда место арбитража, место исполнения договора или место нахождения предмета спора расположены за пределами государства, в котором стороны имеют свои коммерческие предприятия. И в-третьих, когда стороны прямо договорились о том, что предмет арбитражного соглашения связан более чем с одной страной.

Что касается назначения арбитров, то в законопроекте прямо указывается, что «ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином».

Проектом закона предусматриваются классические определение и форма арбитражного соглашения, то есть простая письменная либо электронная.

 

– Какая, на ваш взгляд, из существующих международных моделей развития торгово-экономической арбитражной системы является наиболее оптимальной?

 

– Проект закона Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже» разработан с учетом мировой практики. Во многом он соответствует нормам Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже4, разработанного и принятого комиссией ООН по праву международной торговли. Этот Закон отражает все основные моменты в развитии современного международного коммерческого арбитража и те принципы и начала, на которых зиждется современный подход к международному арбитражу.

Поэтому нет необходимости изобретать что-то новое и выбирать между какими-то системами, выбор сделан в пользу тех критериев, которые признаны международным сообществом.

 

– Безусловно, международный арбитраж как форма третейского правосудия очень важен для развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между странами. Кроме упомянутых факторов, в чем еще его преимущества?

 

– Действительно, на сегодняшний день эта форма признана наиболее адекватной для разрешения международных коммерческих и инвестиционных споров. При этом актуальность принятия закона также диктуется международными договорами Республики Узбекистан, в частности соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций. В настоящее время заключено более 50 международных соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций, которые предусматривают механизм разрешения инвестиционных споров в международных арбитражных судах.

Решения, вынесенные хозяйственными судами Узбекистана, имеют ограниченное действие за рубежом. Если суд принял решение в пользу иностранной компании, то его исполнение на территории республики осуществляется в соответствии с национальным законодательством и не вызывает затруднений. Если же иностранная компания проигрывает дело, то, как правило, возникает необходимость в принудительном исполнении решения на территории иностранного государства, но из-за отсутствия соответствующих императивных многосторонних международных договоров зачастую оно не реализуется.

Как показывает международная практика, большинство участников внешнеэкономической деятельности избегают подчинения своих договоров государственным судам стран, в которых контракты заключаются или исполняются. Это вызвано рядом обстоятельств, в том числе процедурными правилами государственных судов, а также отсутствием возможности применять к существу договора (и как следствие к спору, возникшему в связи с его исполнением) права иностранных государств.

Поэтому преимуществами международного коммерческого арбитража являются участие независимой от государства третьей стороны, определенной по согласию самих спорящих сторон, что важно, если они резиденты разных стран; возможность обращения в любой согласованный сторонами арбитраж и формирования его состава непосредственно участниками спора; быстрота рассмотрения и окончательность арбитражных решений.

 

– Нарзулло Наимович, благодарим вас за содержательную беседу.

 

– И вам спасибо за внимание к этой теме. В заключение хочу сакцентировать внимание на том, что принятие закона обеспечит более полную защиту интересов государства и отечественных субъектов предпринимательства, а также станет стимулом для привлечения иностранных инвестиций.

К тому же создание в стране международных коммерческих арбитражных судов послужит увеличению специалистов в области международного частного права. Поскольку, как показывает международная практика, арбитры, как правило, назначаются из числа компетентных специалистов в сфере международного публичного и частного права.

 

Интервью вела

Гульнора Абдуназарова,

наш спец. корр.

 

---------------------------------

1Вашингтон, 18.03.1965 г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета от 6.05.1994 г. N 1077-XII.

2Нью-Йорк, 10.06.1958 г. Вступила в силу для Республики Узбекистан 7 февраля 1996 года.

3От 16.10.2006 г. N ЗРУ-64.

4Нью-Йорк, 21.06.1985 г.

Прочитано: 4172 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика