Пункт 11 статьи 145 Налогового кодекса дает понятие представительских расходов, входящих в число прочих. Относятся ли нормы этого пункта к представительским расходам постоянного учреждения и иностранного предприятия?
- Положением о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан1 (далее - Положение N 410) установлено, что представительство вправе осуществлять расчеты, связанные с покрытием расходов для собственных нужд. К таковым относятся:
представительские расходы;
затраты по покупке товарно-материальных ценностей для нужд представительства;
расчеты по заработной плате сотрудников представительства;
командировочные расходы;
арендные, коммунальные платежи и т.п.
Из текста Положения N 410 следует, что основным моментом определения расходов представительства является их предназначение для собственных нужд.
Рассмотрим определения “представительских расходов”, которые даются законодательством.
l К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика по приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания органов управления и контроля налогоплательщика. Это расходы на проведение официального приема, транспортное обеспечение, питание и проживание указанных лиц, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика (статья 145 Налогового кодекса).
l Списание средств в национальной валюте со счета РКП биржи производится для оплаты представительских расходов (в случае если у клиента РКП аккредитовано полномочное представительство в Республике Узбекистан) (пункт 42 Порядка организации расчетно-клирингового обслуживания Расчетно-клиринговой палатой
Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи2).
l К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Представительские расходы включаются в расходы периода в установленном порядке при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов (Порядок выдачи средств
на командировочные расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за пределы Республики Узбекистан3).
Как видим, определения нормативно-правовых актов национального законодательства к представительским расходам относят:
расходы налогоплательщика по приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества;
расходы на проведение официального приема, транспортное обеспечение, питание и проживание указанных лиц;
оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате.
Если же речь идет о затратах на покупку товарно-материальных ценностей для нужд представительства, то следует иметь в виду, что НСБУ N 4 “Товарно-материальные запасы”4 дает на этот счет следующее определение: товарно-материальные запасы - материальные активы, содержащиеся в целях дальнейшей продажи в ходе нормальной деятельности и находящиеся в процессе производства, а также используемые в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций.
Кроме того, статья 142 “Материальные расходы” Налогового кодекса к материальным расходам относит:
1) сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты;
2) материалы для упаковки и иной подготовки произведенных и(или) реализуемых товаров, включая предпродажную подготовку, для других производственных и хозяйственных нужд, материалы и запасные части для ремонта оборудования и иного имущества;
3) инвентарь, хозяйственные принадлежности, другое имущество, не являющееся амортизируемым имуществом;
4) топливо, энергию всех видов, расходуемые на технологические, транспортные, другие производственные и хозяйственные нужды налогоплательщика, выработку, в том числе самим налогоплательщиком, для производственных и хозяйственных нужд всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
Стоимость товарно-материальных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
Как видим из приведенных выше определений, приобретение рекламных лифлетов, журналов и прочих материальных активов будет считаться “затратами по покупке товарно-материальных ценностей для нужд представительства”.
Более того, следует обратить внимание на то, что Положение N 410 содержит незакрытый перечень расходов, по которым представительство вправе осуществлять расчеты - “…арендные, коммунальные платежи и т.п.”. Поэтому при определении расходов, которые оно может осуществлять, следует исходить из смысла деятельности представительства иностранного лица на территории РУз - она должна носить некоммерческий характер.
Гузаль Исламова,
председатель правления
ООО “BAKER TILLY Tashkent”.
-----------------------------
1Утверждено Постановлением КМ от 23.10.2000 г. N 410.
2Утвержден протоколом правления ОАО “УзРТСБ” от 27.08.2004 г. N 16.
3Утвержден МФ, зарегистрирован МЮ 5.06.2000 г. N 932.
4Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 17.07.2006 г. N 1595.