Уважаемые эксперты газеты “Норма”!
Необходима ли лицензия, если производитель доставляет продукцию собственного производства до места нахождения покупателя на своем грузовике? Эта доставка осуществляется в рамках договора купли-продажи, отдельная плата за нее не взимается. Транспортные расходы включаются в расходы по реализации.
В настоящий момент Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта считает такую доставку деятельностью по осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом, осуществляемой на коммерческой основе и, соответственно, подлежащей лицензированию. При этом оно считает или “ставит под сомнение”, что транспортные расходы предприятие будет относить на “свои убытки”. Но предприятие не относит данные расходы на убытки, оно включает их в расходы реализации. Здесь видно, что сотрудники Агентства не сильно разбираются в бухгалтерском учете и расширенно толкуют Положение о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (утверждено ПКМ от 14.07.2006 г. N 138).
Многие предприниматели знают, что для перевозки собственного товара до покупателя лицензия для перевозки груза автотранспортом не нужна. По этому поводу мы читали материал эксперта “Ввозим свое” в газете “Норма” N 4 от 24.01.2012 г. Но проблема заключается в том, что на автодорогах сотрудники Агентства останавливают автомобили с собственным грузом и постоянно требуют получения лицензии. При этом теряется драгоценное время, возникают постоянные споры, водитель нервничает, и это ухудшает безопасность дорожного движения. Данная проблема должна решаться на более высоком уровне, а не между водителем и сотрудником Агентства. Ведь его действия становятся лишним и ненужным барьером в развитии малого бизнеса, так как требования получения лицензии для доставки собственной продукции до покупателя неединичны - они наблюдаются по всей стране.
Большое спасибо, что уделили внимание и время нашему вопросу! Надеюсь, что знаниями специалистов “NORMA” и имиджем компании, а также общими усилиями и желанием можно и нужно решать вопросы и проблемы, вызванные разногласием понимания норм законодательства.
Ш.Ахмедов.
Официальная точка зрения
Официальный ответ Агентства на письмо гр. Султанова А.М.
N 3/922-1060 от 15 апреля 2013 г.
Ваше письмо от 12.04.2013 г., поступившее в Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта, рассмотрено.
В письме сообщается, что Вами планируется открытие малого предприятия по производству продуктов питания и иной продукции и при этом предполагается принадлежащий предприятию автотранспорт использовать для доставки изготавливаемых товаров со склада производителя (поставщика) до покупателя, и при этом не взимать плату за оказанные транспортные услуги.
С указанными доводами нельзя согласиться, поскольку производителем продукции за доставку товаров до покупателя фактически будет взиматься соответствующая плата за транспортные услуги, учитываемые при расчете себестоимости готовой продукции, по которой в дальнейшем осуществляется продажа товара, если в условиях договора поставки с покупателем об этом и не оговаривается.
Одновременно вызывает сомнение списание на убытки предприятия затрат, понесенных на оплату эксплуатационных расходов автомобиля, в том числе покупку горюче-смазочных материалов, аккумулятора, автошин, ремонт и техническое обслуживание автотранспортного средства, а также выплата заработной платы водителю.
На основании изложенного и в соответствии с действующим законодательством предприятию, осуществляющему доставку груза до покупателя, необходимо иметь соответствующую лицензию на перевозку грузов.
Что же касательно вопроса отсутствия у Вас специалиста с высшим образованием автомобильного профиля и стажем работы, Вы вправе заключить договор перевозки с соответствующим перевозчиком, имеющим лицензию на осуществление перевозки грузов автомобильным транспортом.
Заместитель начальника Ш.ШАВАХАБОВ.
Мнение нашего эксперта-юриста
Анализируемая норма законодательства:
Лицензированию подлежит деятельность по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, осуществляемая на коммерческой основе (абзац первый пункта 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением КМ от 14.07.2006 г. N 138).
- В первую очередь хотелось бы отметить неоднозначность и неопределенность рассматриваемой нормы Положения. В основном это касается понятия “коммерческая основа”. На страницах нашей газеты данный вопрос освещался не один раз, да и подобных запросов от наших уважаемых читателей собралось немало (см. публикацию “Если транспорт свой…” в “НТВ” N 19 (979) от 14.05.2013 г.). Действительно, есть два полярных понимания и толкования одной нормы законодательства.
Представители экспертного сообщества полагают, что не должны подлежать лицензированию:
доставка товара от продавца к покупателю собственными автомобилями продавца;
доставка сырья или материалов собственными автомобилями покупателя от продавца на территорию покупателя;
перевозка собственного товара или сырья из складских помещений в производственные подразделения одного и того же предприятия.
Диаметрально противоположной точки зрения, как видим, придерживаются специалисты Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта. Они исходят из факта наличия грузового транспортного средства у юридического лица, сути перевозочного процесса как действия, способа доставки груза от одной точки к другой, а также определения или нахождения “коммерческой основы” такой доставки. Вроде бы аргументы Агентства выглядят вполне убедительно. Но здесь есть одно существенное “НО”, которое выражается в расширенном толковании рассматриваемой нормы.
Положение предусматривает (помимо прочего) лицензирование деятельности по осуществлению перевозок грузов. Под таковой подразумевается перевозка чужого груза за определенную плату. Это утверждение подтверждается и нормами Гражданского кодекса (ГК). Согласно части первой статьи 709 ГК перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки. А часть первая статьи 711 ГК гласит, что “по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату”. То есть при осуществлении деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом необходимо наличие договоров перевозки или иных смешанных договоров с элементами договора перевозки1. При этом важно, чтобы в нем были определены перевозчик, отправитель и получатель груза исходя из приведенного понятия договора перевозки.
ВЫВОД. Предприятие, не осуществляющее перевозку груза по договору перевозки или иного смешанного договора с элементами договора перевозки, не подлежит лицензированию независимо от того, осуществляет оно свою деятельность на коммерческой основе или нет.
Тем не менее полагаю, что в целях устранения сомнений и противоречивых толкований рассматриваемой нормы Положения законодателю стоит серьезно рассмотреть вопрос об отмене лицензирования деятельности по осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом. Аргументами в пользу такого решения могут быть:
устранение бюрократических барьеров субъектам предпринимательства, уменьшение разрешительных процедур для развития бизнеса;
исключение условий для коррупции и иных правонарушений “на дорогах” как представителям проверяющих органов, так и субъектам предпринимательства;
создание единых правил и условий для предпринимателей, перемещающих грузы автотранспортом, взамен процедуры лицензирования и лицензионных требований.
Абдурахман БАХТЫЕВ,
наш эксперт-юрист.
От редакции. Тревожит тенденция, проявляющаяся в последнее время в разных сферах деятельности. Из цельного производственного процесса вычленяется отдельное звено, в данном случае - доставка грузов. Вычлененный элемент трактуется как самостоятельная деятельность, и на нее начинают распространять нормы, относящиеся к специализированным предприятиям. Выход за рамки установленной нормы приводит к стиранию четких правовых границ. Утрируя, можно представить, что завтра и к собственнику-автомобилисту предъявят требования по лицензированию перевозок пассажиров и грузов: возит же он свою семью и свои покупки. Объявят это безвозмездным оказанием транспортных услуг себе и близким и обложат налогом.
Но если без шуток: тот же подход проявился и в сфере организации туризма, что видно из серии публикаций этого года по туристической проблематике. Он существенно затрудняет предпринимательскую деятельность, негативно сказывается в любой сфере, где его начинают применять. Надеемся, что внимание на эту тенденцию обратят органы, осуществляющие мониторинг применения и исполнения законодательства, а наши публикации будут способствовать этому.
Зарубежный опыт
Хотелось бы отметить, что в ряде государств, в том числе членов СНГ, лицензирование подобной деятельности не осуществляется либо регламентируется четкими, конкретными нормами, не вызывающими споров и дискуссий.
- Законодательство Украины предусматривает лицензирование предоставления услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом2. Соответственно, лицензирование перевозок неопасных грузов автотранспортом не осуществляется.
- В Казахстане из всех видов транспортной деятельности лицензируется лишь деятельность по нерегулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в междугородном межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях, а также регулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в международном сообщении3.
- В Российской Федерации подлежит лицензированию лишь деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)4.
- В Литовской Республике, являющейся членом Европейского союза, лицензия на осуществление грузовых перевозок автомобильным транспортом не требуется (помимо прочего)5:
при перевозке грузов моторными транспортными средствами, когда загруженные транспортные средства, включая прицеп, не превышают допустимой максимальной массы 3,5 тонны (аналогичная норма существует и в законодательстве Республики Беларусь6);
при перевозке грузов, когда соблюдаются следующие условия:
а) перевозимый груз является собственностью предприятия или был продан, куплен, сдан в аренду, арендован, произведен, извлечен, обработан или починен упомянутым предприятием;
б) целью рейса является перевозка груза в собственных целях в или из предприятия или движение его в предприятии или за его пределами;
в) моторными транспортными средствами, перевозящими груз, управляет персонал, который предприятием устроен на работу по договорному обязательству или который был предоставлен предприятию;
г) транспортные средства, перевозящие груз, являются собственностью предприятия (они были приобретены в рассрочку или арендованы), и такая перевозка является только вспомогательной деятельностью предприятия.
см. также: Если транспорт свой…
-------------------------------
1Согласно статье 354 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). К отношениям сторон по нему применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
2Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” (от 1.06.2000 г. N 1775-III).
3Закон Республики Казахстан “О лицензировании” (от 11.01.2007 г. N 214-III).
4Федеральный Закон РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ).
5http://www.verum.lt/licenzija-gruzovye-perevozki-litva-jevropejskij-sojuz.
6Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 1.09.2010 г. N 450).
Ссылаются они на ст. 117 НК, то есть если нет чистой прибыли, нет финансовой санкции, в таком случае можно работать без лицензии, однако в данную статью внесены изменения и с 01.01.2010г., если чистая прибыль отсутствует или менее пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, то штраф взимается в размере пятидесятикратного размера минимальной заработной платы. Есть также КоАО и УК ст. занятие деятельностью без лицензии.
Еще раз обратимся к нормативным актам, чтобы узнать в каких случаях перевозки грузов должны получать лицензию.
Лицензированию подлежит деятельность по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, осуществляемая на коммерческой основе. (ПКМ от 14.07.2006г. №138)
Осуществляемая на коммерческой основе. Что это? Зачем спрашивается использовать термины в нормативных актах, которые необходимо еще и толковать и комментировать.
Но можно обратиться к многочисленным научным работам на тему «Основы коммерции» и получить ответ на заданный вопрос.
Коммерция- это торговля (товарами или услугами)
Основой коммерции является заключение сделки (договор) реализации товаров или услуг, где участниками являются «Продавец» и «Покупатель», «Заказчик» и «Исполнитель» и т.п.
Цель коммерции является извлечение прибыли.
Как мы уже отметили коммерческой основой является заключенный договор реализации.
Понятие реализации в нашем законодательстве бывает возмездного (платным) или безвозмездного характера.
То есть, если в нашем случае перевозка груза производится без оплаты, но участвуют в договорных отношениях «Заказчик» и «Исполнитель», данная перевозка груза осуществляется на коммерческой основе.
Доставка на собственном транспорте произведенной продукции или товаров до собственного магазина, а также самовывоз на собственном транспорте приобретенной продукции или товара осуществляется не на коммерческой основе, в связи с этим данный вид перевозки на собственном транспорте не подлежит лицензированию.
Лицензированию подлежит деятельность по городским, пригородным, междугородным и международным перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом, осуществляемых на коммерческой основе, причем, пассажиров разрешено перевозить только юридическим лицам. Есть и исчерпывающий перечень перевозок, для которых не требуется лицензия, - это перевозки, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих аварийно-спасательных и восстановительных работ, доставкой гуманитарных грузов по решениям Правительства, а также перевозки государственных унитарных предприятий и учреждений (статья 9 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункт 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением КМ РУз от 14.07.2006 г. N 138).
Кроме того не внушает доверия и вывод о выделении из деятельности коммерческой организации некоммерческой деятельности по принципу ее оплачиваемости или безвозмездности,совершенной в собственных интересах или в интересах клиента по договору, в любом из этих случаев она направлена на получение прибыли ее учредителями, - и это единственный и основной критерий деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (часть первая статьи 40 ГК).
Но есть и другие проблемы в этом вопросе.
Например, индивидуальный предприниматель или ремесленник, перевозящий свою продукцию, иногда и достаточно крупногабаритную, дехканин, доставляющий сельхозпродукцию на рынок, заметьте, их деятельность - коммерческая, тоже должны иметь лицензию на перевозку? Хотя не мне одной наверняка приходилось с осторожностью и опаской пережидать на дороге старый «москвич» или «жигуленок», просевший под тяжестью навьюченных на него мешков или ящиков с сельхозпродукцией, старых диванов и шкафов, холодильников, перевозимых для ремонта в мастерскую.
И вот думай, что лучше –собственная безопасность на дороге или относительно дешевые товары и услуги малых предпринимателей, поскольку понятно, что если они для перевозки своих грузов будут нанимать соответствующие транспортные организации, то за это заплачу, в конечном итоге, я - как потребитель. Но как говорят мудрые, то, за что можно заплатить деньгами -это не проблема, это расходы, а вот купить здоровье и жизнь не получится. Тогда, может, все-таки лицензирование перевозок для всех предпринимателей?
Норма, где установлено лицензирование перевозчиков груза не только для специализированных предприятий. (рег. МЮ от 05.10.2006 г. № 1626)
Для юридического лица, занимающегося несколькими видами деятельности, квалификационные требования предъявляются непосредственно к руководителю юридического лица и его заместителю, ответственному за организацию перевозочного процесса, если доля автотранспортных услуг составляет 50 и более процентов в годовом объеме оборота юридического лица.
В случае, если доля автотранспортных услуг составляет менее 50 процентов в годовом объеме оборота юридического лица, квалификационные требования предъявляются к руководителю транспортного подразделения (службы) юридического лица и его заместителю, ответственному за организацию перевозочного процесса. (рег. МЮ от 05.10.2006 г. № 1626
Но вопрос в другом. Полученная лицензия, даёт ли какую нибудь ответственность за сохранность перевозимого груза перевозчику или другие обязательства. Если да, то владельцу груза следует требовать у перевозчика лицензию, если же нет, то следует нашим избирателям подумать о подготовке Закона о перевозках со всеми правами и обязаностями перевозчика.
Перевозка груза является отдельным видом деятельности.
То есть при приобретении товара вначале договориваются о цене товара, а после о доставке.
От Редакции. «Утрируя, можно представить, что завтра и к собственнику-автомобилисту предъявят требования по лицензированию перевозок пассажиров и грузов: возит же он свою семью и свои покупки. Объявят это безвозмездным оказанием транспортных услуг себе и близким и обложат налогом.»
Если члены семьи напишут заявление, что он занимается этой деятельностью на коммерческой основе с ними, то его могут привлечь к ответственности.
Шутка, но в жизне нашей всякое бывает.
Интересно мнение читателей о моем предложении о создании единых правил и условий для предпринимателей, перемещающих грузы автотранспортом, взамен процедуры лицензирования и лицензионных требований.