В июле 2012 года мы обратились в свое ТЧСЖ с просьбой привести в порядок подвал нашего дома. Директор товарищества обещала, но так ничего и не сделала. В октябре 2012 года мы написали жалобу в санэпидемстанцию Мирзо-Улугбекского района. Не дождавшись ни уборки подвала, ни ответа из санэпидемстанции, в марте 2013 года мы обратились в прокуратуру района, которая обязала директора все убрать, что и было сделано в кратчайшие сроки. Мы подписали акт о том, что все в порядке. Но в итоге санэпидемстанция наложила на ТЧСЖ штраф около 400 тыс. сумов, который был выплачен… из денег жителей. Объясните, пожалуйста, правомерно ли наложили штраф на жителей, а не на директора? Ведь если за неправомерные действия и невыполнение служебных обязанностей директором ТЧСЖ штрафовать будут не его самого, а жителей, то нам даже не стоит жаловаться.
Ревизионная комиссия ТЧСЖ
от имени жителей дома N 16 массива Ц-2
г.Ташкента.
- Из вашего обращения усматривается несколько нарушений действующего законодательства - нарушение правил санитарии, финансовой дисциплины и бухгалтерского учета, порядка рассмотрения обращений граждан, законодательства о товариществах частных собственников жилья, допущенных председателем и исполнительным директором ТЧСЖ.
Нарушение санитарных правил по содержанию населенных пунктов и территорий, утилизации, накоплению, хранению хозяйственно-бытовых отходов влечет административную ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан от 1 до 3, а на должностных лиц от 5 до 10 МРЗП (статья 53 Кодекса об административной ответственности (КоАО); статьи 29, 30 Закона «О государственном санитарном надзоре»; Указ Президента от 2.03.1998 г. N УП-1933).
Однако административная ответственность за правонарушение применяется только в отношении физических лиц, достигших 16 лет, и должностных лиц - работников, в обязанности которых входят руководящие, организационные, распорядительные, контрольно-надзорные функции либо обязанности, связанные с движением материальных ценностей, которые являются субъектами административных правонарушений (статьи 13-17 КоАО).
Правонарушитель должен уплатить штраф не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случаях его обжалования или опротестования - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения в учреждение соответствующего банка. В случае неуплаты штрафа в указанные сроки постановление о его наложении направляется для удержания штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии виновного лица в соответствии с правилами, установленными законодательством об исполнении судебных актов и актов иных органов (статьи 332-333 КоАО).
Уплата штрафа, наложенного на должностное лицо, путем перечисления суммы со счета организации является нарушением финансовой дисциплины и бухгалтерского учета в организации. Платежи личного характера любого сотрудника, осуществляемые не за счет его заработной платы или договора займа или ссуды, заключенного с предприятием, не могут быть отнесены к составу затрат организации, который должен быть экономически обоснованным и соответствовать нормативным актам, уставу или учредительному договору, а для ТЧСЖ еще и решению собрания его членов (Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов1; пункты 6-8 Положения по определению состава затрат при формировании обязательных взносов собственников помещений по содержанию общего имущества, земельного участка и имущества товарищества частных собственников жилья и введению предельного уровня рентабельности на услуги подрядных организаций по обслуживанию и ремонту жилищного фонда2).
Если работник не возмещает эту сумму в организацию, то на ее размер уменьшается прибыль предприятия или организации, а там где ее нет, как, например, в ТЧСЖ, которое не занимается предпринимательской деятельностью, это приводит к нехватке средств на выполнение запланированных по смете работ.
Однако на практике такая ситуация, когда штрафы, наложенные на должностных лиц организации, покрываются за счет ее прибыли, встречается довольно часто. При этом сумму штрафа с целью избежания нарушений налогового законодательства относят к полученной материальной выгоде работника и облагают подоходным налогом, тем самым признавая, что данная сумма является его материальной выгодой (абзац пятый пункта 1 части первой статьи 177 Налогового кодекса).
Данное нарушение может быть выявлено ревизионной комиссией ТЧСЖ или аудиторской проверкой и вынесено на обсуждение собрания членов для принятия решения по факту нарушения (статьи 19, 27 Закона «О товариществах частных собственников жилья»).
Виновное должностное лицо, в том числе и руководитель, может добровольно возместить ущерб организации путем внесения его суммы в кассу организации, а в случае отказа добровольно урегулировать спор материалы должны быть в исковом порядке переданы в суд по гражданским делам для принудительного взыскания (статьи 206, 208 Трудового кодекса).
Неправомерный отказ в рассмотрении обращений граждан, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, принятие необоснованного, противоречащего закону решения, а также необеспечение восстановления нарушенных прав гражданина, реального исполнения принятого в связи с жалобой решения влечет наложение штрафа на должностных лиц от 1 до 3 МРЗП (статья 43 КоАО). На рассмотрение жалоб и заявлений граждан установлен срок от 15 дней до 1 месяца, а в исключительных случаях - до 2 месяцев (статья 18 Закона « Об обращениях граждан»). Полагаем, что в случае нарушения указанных сроков, которое имело место при первоначальном обращении в санитарно-эпидемиологическую станцию, следовало обратиться в вышестоящую в порядке подчиненности организацию или непосредственно в суд по гражданским делам с жалобой на ее действия.
Однако хотим обратить внимание и на то, что законодательство о ТЧСЖ предоставляет широкие полномочия собранию его членов как высшему органу управления организацией. Поэтому от гражданской позиции собственников жилья, их контроля зависят и целевое расходование средств, и работа руководителей, которых собрание в случае неудовлетворительного исполнения ими своих обязанностей вправе переизбрать досрочно (статья 19 Закона «О товариществах частных собствнников жилья»).
Римма СОЛОДОВНИКОВА,
наш эксперт-юрист.
От редакции. В данном случае возникает вопрос, почему за вину должностного лица - директора товарищества расплачивается товарищество за счет взносов жителей, тем самым наказывая их невыполнением каких-то работ по дому? «Норма» уже поднимала его в одном из своих выпусков «Дом, в котором мы живем» («По искам к ТЧСЖ расплачиваются жильцы» N 39 (376) от 29.09.2012 г.). Но, судя по обращениям в редакцию, эта проблема актуальна и сегодня.
---------------------------------
1Утверждено Постановлением КМ от 5.02.1999 г. N 54.
2Утверждено постановлением МФ, МЭ и Агентства «Узкоммунхизмат», зарегистрированным МЮ 10.04.2007 г. N 1672.
Разные материалы и теле-радиопередачи обучают организации и функционированию самих ТЧСЖ.
А кто и как будет защищать права самих членов? Мы становимся бесправными перед правлением, вынуждены "обороняться" каждый и индивидуально.
Некоторое время назад "Нормой" выпускалась брошюра все о ТЧСЖ.
Нужно продолжить такую работу, но уже с уклоном на правовые аспекты отношений внутри него и с внешними партнерами.