Хотите знать, сколько вы должны уплатить за электричество и есть ли у вас долг? Поступили ли ваши платежи через кассу на счет и все ли вы при их расчете учли? Для своевременного оповещения потребителей электроэнергии и совершенствования системы платежей ГАК «Узбекэнерго» внедрила систему «Электроучет». Как она работает, наш корреспондент проверила на собственном опыте. Надеемся, что он будет полезен и нашим читателям.
Прежде всего о том, какие преимущества обещают пользователям разработчики программы. Используя «Электроучет», вы получите:
удобство оплаты за электроэнергию;
оперативное информирование СМС-сообщением о поступлении платежа на расчетный счет;
отсутствие необходимости заполнять платежные документы (квитанции);
получение оперативной информации о состоянии счета абонента;
возможность контролировать расход средств, а также ежедневный и месячный расход электроэнергии;
прибытие по вашему вызову ремонтной группы для устранения неполадок или временного отключения от сети;
прозрачность расчетов с предприятиями энергосбыта.
Чтобы получить доступ к сервисам программы, необходимо зарегистрировать в районном электроснабжающем предприятии (далее – РЭС) номер своего мобильного телефона.
Ознакомившись с Инструкцией на сайте uzbekenergo.uz в разделе «Интерактивные услуги», «Услуги потребителям» (ссылка «Бытовые потребители» предусмотрена для нас, грешных, а «Юридические потребители» – для хозяйствующих субъектов), я побывала в электроснабжающем предприятии Юнусабадского района. Радует, что определенных часов приема для желающих приобщиться к достижениям технологии здесь не установлено. Войти в их число можно в любое время, зарегистрировав номер своего мобильного телефона в кассе.
У окошек касс Юнусабадской РЭС образовалась небольшая очередь. Большинство клиентов стояли у кассы, в которой счета за электричество оплачивали картой «Visa». Желающих произвести оплату во второй кассе наличными или по системе «UZCARТ» было в 2 раза меньше.
Две бабушки с пакетиками, в которых аккуратно сложены квитанции за несколько лет, видимо, встретились здесь случайно и обменивались друг с другом семейными новостями. Женщина с последней квитанцией в руках немного нервничала, наверное, торопилась на работу. Мужчина со «свежевыписанной» квитанцией и отсчитанной суммой денег… Никто, кроме меня, не собирался регистрировать свой телефонный номер для подключения к системе «Электроучет» и получения данных о состоянии своих расчетов. Возможно, они просто не знают, что такая возможность существует. Да и в небольшом помещении кассы не было никакой информации о ней. Хотя, казалось бы, тут ей самое место.
Дождавшись очереди, я обратилась к кассиру с просьбой зарегистрировать мой мобильный телефон в базе данных. Девушка-оператор спросила номер моего лицевого счета. К сожалению, на сайте не сказано, что при посещении РЭС необходимо иметь при себе последнюю квитанцию или выписать номер счета. Поэтому пришлось звонить домой. Узнав номер счета, указанный в квитанции, я продиктовала его оператору.
Девушка быстро внесла всю необходимую информацию и осведомилась: на чье имя оформлена квартира и сколько в ней комнат.
Потом привычно звякнул телефон – пришло уведомление с логином для входа в персональный кабинет.
Логин, состоящий из 12 цифр, закрепляется за определенным лицевым счетом. Следующим шагом является получение пароля к «Персональному кабинету энергопотребителя». Но это уже «домашняя» процедура. Регистрация в РЭС заняла не более 5 минут. Больше всего времени заняло стояние в очереди к окошку кассы.
Придя домой, я включила компьютер. Для завершения регистрации необходимо ввести полученный логин и сгенерировать пароль. Он, как и логин, должен прийти с помощью СМС-сообщения.
Снова привычное уведомление. Пароль выглядел несколько странно: ХХХ.ХХ. По опыту знаю, таких не бывает: точка в качестве символа не допускается на большинстве сайтов. Несколько раз получив отказ в доступе к сервисам персонального кабинета, попробовала указать только ХХХ и… «сезам» открылся.
В персональном кабинете доступны:
информация о потребителе (лицевой счет, номер телефона, модель счетчика);
показания счетчика (так как персональный кабинет был только открыт, данных в этом разделе не было, хотя по логике здесь должны отражаться показания электронного счетчика в режиме реального времени);
поступившая оплата (здесь указываются последние платежи. Что отрадно, в кабинете существует база данных ваших платежей с 2011 года, так что можно ее сверить со своими квитанциями). И сделать это очень даже нужно. Одна моя знакомая по запарке не произвела оплату за один месяц, но продолжала регулярно производить платежи за последующие и была очень удивлена, также открыв персональный кабинет и обнаружив долг. Но, проверив свои документы, убедилась в своей ошибке;
состояние лицевого счета (пользователь получает информацию о начислении платежей за электроэнергию, их оплате, о наличии долга или предоплате);
заявки и заявления;
подтверждения.
Это наиболее интересные возможности, которые предоставляет персональный кабинет. Ранее, чтобы подать заявление на отключение, опломбирование счетчика, аннулирование или его замену на получение справки, необходимо было ехать в РЭС. С помощью «Электроучета» сделать это гораздо проще. Вы можете отправить нужный вам запрос из своего кабинета и получить уведомление о его получении в разделе «Подтверждения». А так как счетчик отключать, менять или пломбировать мне не нужно, то и проверять работу сервиса я не стала.
Разработчики уверяют, что из персонального кабинета можно произвести оплату за электроэнергию. Но, к сожалению, найти эту опцию мне так и не удалось. В разделе «Состояние лицевого счета» имеется ссылка «Печать квитанции», при переходе по ней должен формироваться платежный документ. Но на мой запрос на мониторе появился пустой бланк со словом «Извещение». Будем надеяться, что этот сервис доработают.
Стоит отметить, что самостоятельно внести показания счетчика вам не удастся, так как во избежание ошибок в расчет принимаются только те, что выявлены инспектором по результатам обхода. Думается, с повсеместным переходом на современную систему энергоучета показания электронного счетчика будут в режиме on-line отражаться в базе данных энергопоставщика.
Сегодня в день обхода инспектор отправляет СМС-сообщение на сервер программы, указав в нем лицевой счет, номер телефона абонента, показания счетчика на момент проверки. В результате этой процедуры вы получите сообщение о том, что инспектор снял показания счетчика и вам необходимо уплатить за использованную электроэнергию. Вы это делаете все тем же старым проверенным способом – в кассе банка или более современным – через систему Paynet.
Стоит отметить, что персональный кабинет не привязан к определенному номеру мобильного телефона. Если вы его поменяли, то, чтобы сообщить новый номер, не нужно снова посещать РЭС – эту услугу предоставляет сам кабинет. А вот поменять слишком простой пароль для входа в персональный кабинет вы не можете. Надеюсь, в будущем разработчики учтут это.
В целом программа действительно удобная и интуитивно понятная человеку, который не раз сталкивался с онлайн-сервисами и неплохо ориентируется в Интернете. Также она придется по вкусу тем, у кого нет времени или затруднительно заниматься расчетом платежей за коммунальные услуги.
Ольга КИРЬЯКОВА,
наш корр.
ПОЛТОРА МЕСЯЦА СПУСТЯ
Прошло почти полтора месяца, как я заимела «Персональный кабинет энергопотребителя». Перед выходом в свет этого материала я снова зашла в него и просмотрела, что же за это время изменилось.
В разделе «Показания счетчика» отображены данные, которые увидел инспектор РЭС при обходе и направил их СМС-сообщением в программу.
Но по-прежнему не удалось распечатать квитанцию на оплату из раздела «Состояние лицевого счета». На мой запрос в новом окне появилось сообщение «*** Нет данных, дата оплаты не соответствует расчетному месяцу! ***». Возможно, я смогу распечатать счет в последний день месяца. Но в любом случае оплатить его из персонального кабинета все также невозможно.
Все работает, проверяла. Вы зарегистрировали свой номер телефона в районном РЭС?