Актуальным вопросом в правоприменительной практике является применение мер ответственности к директору и главному бухгалтеру за нарушение налогового и бухгалтерского законодательства. Кто из них должен отвечать, если фирма вовремя не уплатила налоги, не сдала в ГНИ расчеты, неправильно вела бухгалтерский учет? Кто виноват в том, что должным образом не оформляется «первичка»? Редакция, публикуя противоположные мнения по этому вопросу, преследует две задачи: во-первых, выявить имеющиеся неурегулированные проблемы, во-вторых, силами наших читателей-профессионалов сформулировать предложения по их нормативному решению. Приглашаем читателей к активному обсуждению на сайте norma.uz. Надеемся, что обсуждение приведет к выработке конструктивных рекомендаций, которые можно будет предложить вниманию государственных структур, наделенных правом инициировать и координировать процессы совершенствования законодательства.
ДИРЕКТОР – ГОЛОВА. ЕМУ И ШИШКИ
Статья 7 Закона «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996 г. N 279-I) гласит: «Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель предприятия, учреждения и организации». Отсюда следует, что именно он несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. Для решения этих задач руководитель хозяйствующего субъекта вправе создавать службу бухгалтерского учета, возглавляемую главным бухгалтером, или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного по договору. А может делегировать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме либо отделу централизованного учета объединения, в состав которого входит его предприятие. Также он может вести бухучет сам – Закон предоставляет ему такую возможность.
Но на практике не только у руководителей хозсубъектов, но и у представителей контролирующих органов сложилось мнение, что всю ответственность за организацию и достоверность бухгалтерского учета несет бухгалтер.
И в этом виноват не законодатель, а виноваты мы с вами, потому что «не видим» либо «не хотим видеть» прописных истин.
К примеру, часть вторая статьи 8 Закона «О бухгалтерском учете» обязывает руководителя утверждать 2 перечня лиц, имеющих право подписи. В первый входят лица, осуществляющие руководящие функции, во второй – исполняющие функции бухгалтерского учета и финансового управления.
Из логики данной нормы обладатель второй подписи не является распорядителем кредитов субъекта бухгалтерского учета. Он обязан лишь вести бухгалтерский учет и финансовое управление.
Норма четко очерчивает сферу ответственности руководителей бухгалтерской службы. Ее практическая значимость актуализируется в вопросах принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов. Необходимо положить конец несправедливости, когда главный бухгалтер наряду с руководителем хозяйствующего субъекта привлекается к ответственности за неисполнение предписаний действующего законодательства (если, конечно, не прослеживаются умысел и признаки преступного сообщества!).
Рассмотрим подробнее основные «зоны» деятельности, в рамках которых руководитель играет основную роль, а значит, и несет ответственность.
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Надлежащий учет на предприятии не появится сам собой – его обязан организовать руководитель. Для этого он должен принять на работу квалифицированного бухгалтера, создать все необходимые условия для его работы, поддерживать на должном уровне документальное обеспечение хозяйственной деятельности, пользоваться услугами юриста, обеспечить источниками необходимой информации, создать другие условия для учета.
К сожалению, руководителей, осознающих всю важность бухгалтерского учета и создающих необходимые условия для его организации, не так уж много. Гораздо чаще встречаются ситуации, когда руководство в лице директоров или учредителей считает работу бухгалтера бесполезной, никчемной и даже вредной и, соответственно, ее не ценит. По мнению большинства из них, бухгалтерия только и занимается тем, что начисляет и уплачивает налоги, лишая хозяев их «кровно» заработанных денег. Результатом является пренебрежительное отношение к ведению бухгалтерского учета – какое-то время деятельность фирмы ведется без бухгалтера, а затем берут некомпетентного бухгалтера на низкую зарплату.
Для таких руководителей мольбы главбуха о своевременном предоставлении первичной информации и иных документов (например, доверенностей, которыми должны подтверждаться операции передачи товара покупателям) – все это ерунда, не нужная для бизнеса бюрократия. Главное – продажи, поступление на расчетный счет выручки, оптимизация налогообложения и прочее, прочее, прочее.
Конечно, с такими руководителями лучше дела не иметь. Но зачастую рынок не позволяет бухгалтеру быть слишком разборчивым в выборе работодателя, заставляя его приспосабливаться, чтобы «выжить».
Можно ли в таких условиях вести учет в соответствии с действующим законодательством? Скорее всего – нет. При этом нельзя сказать, что учет не осуществляется, скорее, он ведется с нарушениями, допущенными по вине руководителя.
Не исключено, что из-за ненадлежащего качества бухгалтерского учета, например, возникнет недоимка по налогам или иным обязательным платежам либо понесет убытки введенный в заблуждение пользователь финансовой отчетности. В этом случае руководитель, не создавший надлежащих условий для учета на предприятии, вполне может приобрести статус подозреваемого и обвиняемого в соответствующем уголовном деле.
Если такими действиями причинен ущерб правам, свободам и интересам отдельных граждан, интересам государства, общества или отдельных юридических лиц, руководитель может быть обвинен в халатности. А главный бухгалтер имеет шанс избежать ответственности. В его действиях может быть не установлено не только умышленной, но и неосторожной вины, поскольку из-за недостаточной квалификации и опыта работы он не мог предусмотреть возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния.
УПЛАТА НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Чего опасается главный бухгалтер, устраиваясь на работу? Прежде всего – попасть под влияние директора и быть втянутым в какие-либо его махинации по неуплате налогов и обязательных платежей. За это можно понести серьезное наказание – от штрафов до лишения свободы. При этом часто при проведении плановых проверок вместо того, чтобы поддержать своего работника, директор вполне может «уйти в отказ». Например, сказать, что в исчислении налогов он ничего не понимает, а вся ответственность лежит только на его сотруднике.
Перекладывать всю ответственность на бухгалтера – нечестно, он зависит от руководителя во всем, что касается уплаты налогов. Штрафовать можно за фактические ошибки бухгалтера, допущенные им при исчислении налогов, а не за то, сколько налогов он заплатил на основании зачастую «липовых» документов, которые ему дали.
Бухгалтеры считают это несправедливым! И это мнение вполне обоснованно. Если вы работаете в компании, где директор выступает за то, чтобы, не рискуя, платить все налоги в полном объеме, и советуется с вами по каждому документу, – вам очень повезло, поскольку ваша фирма – исключение. Но у многих все по-другому. Работа бухгалтерии строится так: директор ставит цель уменьшить налоги, а бухгалтер должен проявить фантазию, чтобы этого достигнуть. Распределение ролей объясняется просто: бухгалтер – чаще всего наемный работник, и его зарплата от прибыли не зависит. А директор малой фирмы чаще всего либо сам учредитель, либо его личный доход напрямую зависит от полученной прибыли.
И вот что получается в итоге. В теории задача бухгалтера – правильно отразить хозяйственные операции в бухучете в соответствии с их экономической сущностью и посчитать налоги по правилам. А на практике директор решает, что налогов надо платить поменьше, и бухгалтер ищет новую «безналоговую» схему работы, которая вряд ли может быть легальной. Или еще. Директор приносит чеки из ресторанов, где он сидел с друзьями, а бухгалтер должен придумать, как прикрыть этот расход – представительскими, премией, компенсацией или еще чем-то. Какая же тут полнота уплаты налогов?
Другой пример. Директор использует фиктивные сделки с фирмами-однодневками, чтобы уйти от налогов. При этом главный бухгалтер не участвует в предварительных переговорах о сделках с этими фирмами, не подписывает с ними никаких соглашений и не может знать о фиктивности контрактов. В такой ситуации бухгалтер, исчисляющий платежи в бюджет на основании первичных документов, за уклонение от уплаты налогов отвечать не должен. Вся ответственность должна быть на директоре!
ВЕДЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Одна из обязанностей бухгалтера – ведение кассовых операций. Он должен оприходовать в кассу всю поступающую от хозяйственной деятельности денежную наличность и обеспечить затем ее сдачу инкассаторам банков, соблюдать установленный порядок ведения кассовых операций.
Особенно непросто реализовывать эти функции на малых предприятиях сферы торговли и услуг, в которых, как известно, велик оборот наличности. Именно эти структуры находятся в зоне постоянного внимания контролирующих органов – частые внеплановые проверки, мониторинг за оприходованием наличности и т.п. Выявляемые нарушения грозят бухгалтеру немалыми финансовыми штрафами, а иногда и уголовным преследованием.
Однако и здесь не все зависит от бухгалтера, который является лишь наемным работником, вынужденным подчиняться руководителю. Если руководитель организует «параллельное» производство или торговлю, использует полученную наличность в незаконных сделках для закупа сырья, материалов, товаров и услуг или присваивает ее, то он и должен нести всю ответственность. Бухгалтер не может быть ответственным за незаконные операции с наличностью, которые организует директор!
____________________________________
ЧЬИ ОШИБКИ – ТОГО И ШИШКИ
«Любое лицо несет ответственность только за те общественно опасные действия и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина» – примерно так звучит один из общепризнанных в мире принципов права. Если ему следовать на практике, то о какой ответственности руководителя предприятия за правильность бухгалтерского учета и уплаты налогов может идти речь?! Подчеркнем, что в данном случае мы говорим о законопослушных руководителях, которых сегодня становится все больше. Они понимают всю важность грамотной организации бухгалтерского учета на предприятии и создают все необходимые условия для эффективной деятельности бухгалтерии.
И вот такие руководители зачастую встречаются с ситуацией, когда по результатам проверки выявляются нарушения в введении бухгалтерского учета, исчислении и уплате налогов. «Неправильно определена база по ЕНП», «нельзя было применять льготу по ЕСП», «ошиблись при исчислении подоходного налога», «недоплата по НДС составила...» – тысячи директоров слышат эти и подобные им замечания от проверяющих. Но разве есть их вина в том, что главный бухгалтер что-то не учел, сделал не ту проводку, ошибся в расчетах, неправильно применил льготу и т.п.?
Ответ здесь может быть один – «нет!» Не может, более того, – не должен руководитель предприятия отвечать за ошибки и нарушения своего главбуха.
Во-первых, у него просто нет времени заниматься учетом, исчислять налоги или проверять, как это делает бухгалтерия. Его главная задача – организовать эффективное ведение бизнеса, от него зависит успешное развитие компании, постоянный рост ее основных показателей. Рабочий день директора проходит в организации продаж и закупок, управлении персоналом, занятии маркетингом, решении десятков неотложных задач.
Во-вторых, ведение бухгалтерского учета, исчисление налогов и других обязательных платежей требует специальной подготовки, профессиональных знаний. Прежде чем стать главным бухгалтером, нужно как минимум пройти специализированный курс обучения, поработать несколько лет простым счетоводом, а затем всю жизнь – учиться, учиться и учиться. Требовать от директора таких же знаний и навыков, какие есть у главбуха, – не только нереально, но и неправильно.
Конечно, хорошо, когда директор умеет «читать» баланс и понимает содержание финансовых документов, которые он подписывает. Однако на практике подобная высокая квалификация, особенно в малом бизнесе, встречается нечасто. Зачастую руководитель малого предприятия даже не понимает, что за бумаги ему на подпись принес бухгалтер, в вопросах учета и налогообложения он полностью полагается на своего сотрудника.
А тот время от времени... делает что-то не так, ошибается. Ошибки могут быть по вине самого бухгалтера, других сотрудников, из-за сбоев техники и т.п. По большому счету, не ошибается тот, кто ничего не делает, и ошибки не страшны, если они вовремя исправляются... Но, к сожалению, происходит это не всегда – и при проверках выявляются нарушения налогового и бухгалтерского законодательства, что приводит к уплате пени и штрафов, фирма несет моральные и материальные потери. И самое главное, что за любые ошибки бухгалтера ответственность несет директор, он виноват только потому, что имеет право первой подписи!
Руководитель может тысячу раз говорить: «Я ничего не знал. Да, подписывал, ну и что? Это бухгалтер в первую очередь виноват, он рассчитывает налоги, платит и отчитывается, его и наказывайте!» Но юридически нести ответственность будет прежде всего директор.
Бухгалтера за совершенные ошибки можно, конечно, привлечь... к возмещению прямого материального ущерба (в виде штрафа, например), но только лишь в размере среднего заработка. Опять же эту сумму нельзя удержать сразу, а только частями. И таким образом возмещение ущерба растягивается на многие месяцы, а то и годы.
На практике в малом предприятии, даже и в форме общества с ограниченной ответственностью, директор – это основной, бывает, что и единственный учредитель. Для него самого экономнее и спокойнее не передоверять судьбу маленького предприятия в чужие руки. Но при этом получается, что за ошибку бухгалтера учредитель-директор, без вины виноватый, несет двойное наказание. Первое: убытками своего предприятия, связанными с финансовыми санкциями на юридическое лицо и с тем, что для расчета с бюджетом незапланированные деньги ему приходится быстро «вырывать из бизнеса». И второе – это санкции, которые наряду с бухгалтером налагаются на него как на должностное лицо, подписывавшее документы. Еще того хуже положение собственника частного предприятия, который должен быть директором согласно закону, а как учредитель ответственность по обязательствам предприятия, в том числе и перед бюджетом, несет всем своим имуществом. Для него грубая ошибка его бухгалтера, заметить и понять которую он нередко просто не может, не обладая специальным образованием, чревата риском потери даже домашнего имущества, а не только бизнеса! Так разве же в равном положении находятся такой директор-учредитель и его наемный работник – бухгалтер? И разве справедливо за ошибку бухгалтера наказывать обоих, следуя утвердившемуся и в нормативном регулировании, и в практике нехитрому принципу: «оба подписывают – оба и виноваты». Подписывают – да, конечно. Но только ведь удостоверяют подписями каждый свое: директор – достоверность исходных данных и полноту отражения в учете деятельности возглавляемого им предприятия, а бухгалтер – профессиональную добросовестность, грамотность, безошибочность учета, оформления и представления отчетности.
Добросовестный и осторожный директор, учредитель небольшой фирмы, случается, выплачивает хорошему бухгалтеру вознаграждение не меньшее, а то и большее, чем получает от бизнеса сам. Платит как раз за то, чтобы правильно рассчитываться по налогам и спать спокойно. Но нынешняя практика наказания обоих в случае бухгалтерской ошибки снижает не только единоличную ответственность бухгалтера, но с ней и ценность этого специалиста в представлении директора! За что же бухгалтеру много платить, если все равно за его ошибки будешь отвечать сам? Не в этом ли корень ситуаций, на которые все чаще жалуются бухгалтеры: мол, не очень их многие учредители и директора ценят. Ни в плане взаимоотношений, ни в сумме зарплаты. Чтобы и отношение к бухгалтерам, и их ответственность действительно соответствовали важности их роли на предприятии, правильно было бы внести в нормативное регулирование и практику несколько изменений.
Во-первых: более четко и детально прописать в нормативных актах, за что и в каких случаях несет должностную ответственность единолично директор, за что единолично отвечает бухгалтер. И уж за вину бухгалтера, связанную с его профессиональными ошибками или профессиональной недобросовестностью в учете и отчетности, непрофессионал в бухучете директор, имеющий в штате бухгалтера, отвечать не должен.
Во-вторых, с развитием института налоговых консультантов следовало бы в Налоговом кодексе, как в акте прямого действия, утвердить положения о том, что налоговую отчетность предприятие может поручить налоговому консультанту. И если предприятие точно и полно представляет ему все запрашиваемые им сведения, то за правильность и полноту расчетов ответственность пусть несет уже налоговый консультант. Такие их услуги могут существенно снизить количество неумышленных ошибок предпринимательских структур в исполнении налоговых обязательств и повысить уровень защищенности предпринимателя.
За услуги налогового консультанта, конечно, придется платить. Но, надеюсь, государство будет как-то регулировать предел их стоимости в рамках разумного. А платить им предприятия станут: защищенность дороже.
При подготовке этих публикаций использованы информация, полученная по результатам изучения мнения наших читателей по данному вопросу, а также материалы, предоставленные Абдугани Мухамедбаевым, председателем третейского суда Мирабадского района при Ташкентском городском филиале Ассоциации третейских судов, и обращения в редакцию.
Бухгалтер должен отвечать за правильность порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Руководитель обязан контролировать правильность порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Есть пословица, доверяй но проверяй. Бухгалтер не робот, не машина, есть человеческий фактор, да и за изменениями происходящими в нашем бухгалтерском и налоговом законодательстве не уследишь. Контролировать работу бухгалтера, перепроверять должен руководитель, тогда и ответственность будет у бухгалтера.
А на практике происходит одно: «Я тебе за что плачу, ты должна все знать, зачем мне консультанты или аудиторы»
Но есть руководители предприятий, которые заинтересованы в повышении квалификации своих бухгалтеров, приобретают программы по ведению бухгучета на комп., да и сами стараются не отставать, а идут в ногу со временем обучаясь бухг.учету, ведения бухг.учета на комп, и не выходя из кабинета прослеживает за финансовым состоянием предприятия. И такие руководители не станут прятаться за спинами бухгалтеров и уходить от ответственности.
А по поводу привлечения к ответственности, руководитель и бухгалтер являются должностными лицами, то есть за всё отвечают, за то, что сделал или не сделал, но при этом они считаются невиновными, пока их виновность не будет установлена законным порядком.
Конституция Республики Узбекистан
Статья 25. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона.
Статья 26. Каждый, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.
Статья 23. Презумпция невиновности УПК (Закон от 22.09.1994 г. № 2013-XII)
Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый считается невиновным пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность.
Все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Также в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении закона.
На практике, руководитель и бухгалтер в основном соглашаются с актами проверок, поэтому и привлекают их к ответственности:
Согласно статьи 116 Налогового Кодекса, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, приведшее к невозможности определения суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих исчислению, - влечет наложение штрафа на налогоплательщика - юридического лица ….
Согласно статьи 175-1 КоАО, нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности -
влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.
Да ладно вам Конституцию цитировать. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность. В таком случае его вину докажут еще быстрее.И речь ведь не об этом.Думаю отношения директор-бухгалтер надо четко определить законодательно. У кого-какие права, и какие обязанности в обеспечении бухучета и прочем. А еще нельзя грузить бухгалтера отделом кадров, делопроизводство и вообще обязанностями девочки на посылках
В общем, темка для обсуждения за круглым столом.
ЗЫ: Работу я приравниваю к командному виду спорта (пусть это будет футбол, баскетбол, любой). Согласитесь результат достигается только при единстве многих людей с разными характерами. При достижении поставленных целей премию получает вся команда соразмерно внесенному вкладу. А интервью журналистам дают или в съемках участвуют капитаны или признанные звезды. И наоборот, когда команда вылетает в низшую лигу больше всех достается капитану или авторитетному игроку-звезде. Так должно быть и здесь. Директор, он же и начальник, он же и первое лицо, должен иметь больше привилегий (доходы, служебка, путевка в курорты)и отвечать в БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, чем любой другой сотрудник. В случаях, приведенных автором (неграмотный бухгалер, допущена элементарная ошибка в ведении учета и пр.) за то, что НЕ УВИДЕЛ В ЭТОМ БУХГАЛТЕРЕ несовсем грамотного специалиста.
1) Директора не должны экономить на аудите. Хотя бы раз в 3 года нужно проводить аудиторскую проверку на предприятии. Уважающий себя бухгалтер только будет за. Если же бухгалтер против проведения аудиторской проверки... то это уже говорит о том как ведется учет.
2) Директор не должен относиться к главбуху, как бесправному, утрирую, существу. Взаимоотношения должны быть партнерские - ни директор ни главбух не должны диктовать только свою точку зрения. Часто и главбухи ведут себя так, словно они сами писали НК и вводят в заблуждение директоров (вот почему и нужен аудит). И печально, когда директор заставляет бухгалтера совершать незаконные проводки. В таких случаях бухгалтер может подстраховать себя докладной запиской, но многие боятся испортить отношения с руководством или просто увольняются.
3) Часто директора экономят на спичках: жалеют средства на приобретение справочников, на дополнительные программы, которые в масштабах предприятия - копейки, а в масштабах зарплаты бухгалтера могут составлять его месячную зарплату (а то и две). И бухгалтеры вынуждены по крохам собирать необходимую информацию о правильности того или иного действия, а то и действовать по наитию, надеясь, что угадали. Сюда же относится и экономия на юридической консультации.
И наконец про зарплату. Многие бухгалтера берут 2-3, а что хуже, больше 3-х фирм. По своему опыту скажу - вести 2 фирмы, уже нагрузка, больше 2-х это гарантированные ошибки в учете. Эта нагрузка к тому же отнимает время и силы, которые можно было бы направить на повышение квалификации. Но многие идут на это, так как размер ответственности и размер оплаты за нее не совпадают, плюс всегда есть риск уволиться, если начальство не хочет тебя понимать.
И вот, когда будет организован правильный учет, будет проводиться периодическая проверка этого учета и наблюдаться достойное отношение к наемному работнику - бухгалтеру, тогда можно и нужно требовать с него за неправильный расчет НДФЛ и прочих налогов по всей строгости закона. Потому что бухгалтер отвечает за точность и правильность учета, а не за то, что где-то кто-то хочет недодать в бюджет.
Из логики данной нормы обладатель второй подписи не является распорядителем кредитов субъекта бухгалтерского учета. Он обязан лишь вести бухгалтерский учет и финансовое управление.
Норма четко очерчивает сферу ответственности руководителей бухгалтерской службы.»
Правильно, норма четко очерчивает сферу ответственности руководителей бухгалтерской службы. Но утверждает подпись и обязывает заниматься бухгалтерским учетом руководитель, в связи с этим, и за отсутствие или неправильного ведения, утвержденным бухгалтером бухгалтерского учета, руководитель также должен нести ответственность.
Статья 7 Закона «О бухгалтерском учете» - Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель предприятия, учреждения и организации, то есть в организацию включается и правильность ведения бухгалтерского учета.
Соглашаясь с 2013-02-22 10:54:44, Гость_Машинист: Можно также привести пример:
Тренер футбольной команды, из-за плохой игры несет ответственность, вплоть до увольнения с должности тренера, хотя у каждого игрока команды есть своя зона и сфера за которую он овечает.
Для 2013-02-22 07:42:20, Гость_: Нельзя так относится к Конституции, если чью-то вину доказали, значит он виноват, но если Вы желаете поговорить о справедливости, это другая тема. А если загружают бухгалтера работой отдела кадров, делопроизводством и вообще обязанностями девочки на посылках, то это относится к внутреннему распорядку предприятия, который утверждается руководителем, где должны быть четко расписаны у кого-какие права, и какие обязанности в обеспечении бухучета и прочем, нормы законодательства не должны вмешиваться во внтуренние отношения работников предприятия.
Как правило, в рыночной экономике пошла тенденция к выживанию бухгалтеров со средними знаниями. Развелось много людей говорящих умные слова, смысл и значение которых им самим непонятны. Самое главное для таких - пустить пыль в глаза благовоспитанному предпринимателю. Выдать кошку за льва. Выжать с предпринимателя максимум денег и смыться под разным предлогом - «уезжаю, покидаю страну, тетя заболела, ваша зарплата не устроила, нашла других -платят больше чем вы…»
Это накатанный сценарий. В их поведении есть некая скрытая форма мошенничества. Ведь они безошибочно находят свою жертву и точно его потрошат. А знаний на копейку.
За глаза директора заявляют «выгонят с работы – да и пусть все равно за все отвечает директор, найду других дураков которые примут .В стране напряженка с бухгалтерами…В Интернете столько объявлений. »
Такие факты можно назвать не трудоустройством, а мошенничеством. Распознать таких нужно с максимумом приложенной интуиции, наблюдением. Ведь в мельчайших деталях они себя все равно проявляют.
С такими аферистами директорам я советую заключать Трудовой договор, в каждом пункте которого описана всю ответственность за понесенные убытки.
И не жалеть, не сдал бухгалтер отчет – строго удержать с заработной платы, ошибся –наказать рублем. Перепроверить работу бухгалтера может другой бухгалтер или аудитор.
Вина доказана – заплати ущерб. На случай судебных тяжб с бухгалтером директор обязан хранить один экземпляр трудового договора с бухгалтером скажем у себя дома. Как правило такие люди играют на жалости директора, плачут когда их распознают.
Тут решать директору или жалей таких и молчи, что оказал благотворительность аферисту или действуй и заслуженно ставь мошенника на место. Ну а если директор- добрый по натуре человек, он может уволить с работы такого бухгалтера без компенсации вреда. А им только это и надо. Только впредь не забудь, добрый человек, хотя бы письменную характеристику с прежней работы взять, когда поступает новый человек в твою бухгалтерию. А если сам напишешь характеристику на горе-бухгалтера –пиши правду о нем и тогда меньше будет таких обманутых директоров.
Но если толковый бухгалтер зажат в условные тиски директором – тираном и он трудится в «птичьем базаре» за малое вознаграждение, а с него требуют работу втрое больше гонорара – это закономерно?
Всем надо непременно оценить «ай кью» такого бухгалтера во время серьезной проверки!!! Это нечто вроде тестового центра, когда бухгалтер проходит через мясорубку. Градуальной аппозиции в Уголовном праве не существует. Прав всегда налоговик, прокурор, судья. Бухгалтер всегда бывает виноват.Хотя он скромен, не может возразить. «Скромность – украшает человека» вбивал советский строй в мозги таких работников.
Главное - узаконивая критерии определения степени вины бухгалтера и директора, мы не должны повторять хорошо забытое старое, когда согласно Постановлению Кабинета Министров РУ № 164 от 26.03.1994 года (утратило силу) «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Республике Узбекистан» многих бухгалтеров (тем более женщин) наказали лишением свободы.
Поэтому в каждом конкретном случае подход к решению проблемы должен быть индивидуальный.
А почему бы не рассмотреть предложение и внести поправку в Законы вообще никого не наказывать? Ни пени тебе, ни штрафов!! Жить бухгалтерам как за границей !!!
Приходит налоговик, находит недоимку. Пишет в акт. Налогоплательщик платит эту недоимку и конец пересудам!! И нет конфликтной ситуации!
Бухгалтеров, так как если нет бухгалтерского учета виноват бухгалтер, для бухгалтера тема ясна, а для руководителей предприятий, наверное дешевле заплатить штраф, чем нанимать адвоката и защищать свои права, хотя если в штате предприятия работает юрист, то он обязан этим заниматься. Да и адвокаты почему то отстранились от этой темы.
Автор статьи желает внести изменение в законодательство, и снять ответственность с руководителя предприятия при не ведении или неправильном ведении бухгалтерского учета.
Однако в законодательстве имеются нормы, где руководитель не отвечает за вышеперечисленные нарушения.
Так в статье 175 КоАО, установлено что за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности на должностных лиц налагается штраф от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.
А кто это должностное лицо? В разделе VIII правовое значение терминов УК РУз дано понятие что:
Должностное лицо - лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями и не обладающее признаками ответственного должностного лица.
Ответственное должностное лицо
1) представители власти;
2) лица, постоянно или временно, по выбору или по назначению занимающие на государственных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно распорядительных или административно хозяйственных обязанностей и уполномоченных на совершение юридически значимых действий;
3) руководители предприятий, учреждений или организаций иных форм собственности, представители общественности, наделенные в установленном порядке властными полномочиями по государственному управлению;
4) лица, занимающие должности, связанные с выполнением указанных в пункте втором обязанностей, в органах самоуправления граждан
То есть, если руководитель является ответственным должностным лицом (Раздел VIII УК РУз), то к нему не должны применятся штрафные санкции по статье 175 КоАО.
Кроме этого необходима либерализация уголовного законодательства - оставить практику уголовного преследования главных бухгалтеров только за мошенничество.
Алексей Лян
Публикация не преследовала цель выявить, кто должен нести большую ответственность, или в каком соотношении вина бухгалтера и руководителя. Авторами поднята существующая проблема, которая подлежит всестороннему обсуждению и в конечном итоге нормативному урегулированию.
На мой взгляд, материал удался. Статья имеет более шести ста просмотров. Огорчает лишь то, что комментариев на порядок меньше.
На первый взгляд, напрашивается мысль – может быть им всё равно, или им нечего сказать? Но и есть другие, которые рассказами о своём, или перебиранием вариантов, не хотят отвлекать аудиторию от главной темы.
Сегодня существует реальная необходимость и уполномоченные на то лица должны четко обозначить - кто есть бухгалтер и что есть зона его ответственности.
Этим мы поможем легализовать отношения многих бухгалтеров с их работодателями, защитить их в социальном и финансовом планах…
Многие из экспертов склоняются к понуждению повышения квалификации бухгалтера путем его тестирования на регулярной основе. Другие же жалуются на низкую оплату их труда. Третьи не могут позволить себе специалистов с высоким уровнем знаний.
А может быть нам (или Вам), бухгалтерам, следует стать более избирательными!? Может быть, нам пора работать с теми, кто нас ценит!? Может быть нам (как мы иногда сами себя называем – динозаврам) следует оставить новичкам места в малобюджетных предприятиях для их «боевого крещения»!? И тогда, постепенно с появлением опыта, мы начнем продвигаться выше по лестнице само достатка!?
В условиях демократии свободен тот, кто четко осознаёт границы своих прав. И у тех, кто принимает свободу за вседозволенность, эти права лишают.
И остановимся на тех, кто даёт нам оценку. А обладают ли они сами достаточными знаниями в этой области гражданских отношений?! Да, в отличие от бухгалтеров, они имеют всевозможные специальные допуски. Но, а что мы имеем в реалиях?
А.А.Мухамедбаев – эксперт по хозяйственному (предпринимательскому) праву.
Вот и приходится нам работать за всех и за того парня..получить зарплату и пытаться продержаться до следующей. И не дай бог кто то заболеет или обувка-одежка прохудится, про коммуналку говорить не буду. При плановой проверке все правильно, все уплачено, но справку писать не будем, надо нарушение показать. И как следствие удержание из зарплаты суммы штрафа. А то и того хуже..в сговоре.. А директора "бедные несчастные несмышленыши", проворачивают дела о которых бухгалтер даже и не подозревает, а отвечает по полной..
Сколько бы не было законов защищающих бухгалтеров, все равно найдут как нас наказать.Тема для многих бухгалтеров больная.Поэтому никто и не оставляет свои комментарии.
Так же сопоставимая таблица со старым Законом http://buxblog.ru/2012/tablica-razlichij-starogo-i-novogo-zakona-o-buxgalterskom-uchete/
Пока существует двойная бухгалтерия ни что не измениться.Необходимо создать условия когда предприятия будут заинтересованы не в сокрытие налогов, а в полном отражение и уплате налогов.Для этого нужно проанализировать причины способствующие сокрытию налогов.....
2. можно ли оплатить за оказанные услуги третьим лицом (в каком источнике это указано).