Norma.uz
Газета НТВ / 2013 год / № 5 / Возвращаясь к напечатанному

Правильность публикации подтверждаем

Наша редакция в конце прошлого года получила следующее письмо:

«Газета «Налоговые и таможенные вести» является основным источником информации для субъектов хозяйственной деятельности. Освещаемые в ней вопросы имеют большое значение для правильного осуществления предпринимательства.

В «НТВ» N 44 (952) от 1.11.2012 г. опубликована статья Шарофиддина Рузметова* .

В ней эксперт пишет о том, что авиабилеты являются документами строгой отчетности и поэтому не обязательны регистрация их в ГНИ и применение контрольно-кассовых машин при их продаже населению. Хотим от вас получить полные ответы на следующие вопросы.

1. Провела ли редакция всестороннее изучение данной статьи и проверку ее обоснованности с точки зрения соответствия законодательству, прежде чем довести ее до сведения читателей? Или редакция не подтверждает ее обоснованность с точки зрения законодательства?

2. Если данный материал был напечатан без проверки его правильности с точки зрения законодательства или изложенные в статье выводы окажутся необоснованными, то не следует ли опубликовать в газете повторный материал с целью предоставления правильной информации для введенных в заблуждение читателей?


Руководители: ООО «Davronbek Avia» Х.Изикутиев, ЧП «And-Savdo-Grand» У.Зунунов,

ООО «Asaka Sayyoh» Ш.Хадиятуллаев,

ООО «And-Ros Inter Avia» Б.Муминов,

ООО «Baraka Xamkor Lyuks» Б.Жураев,

ООО «Nafosat Bustoni» К.Канчибоев,

ООО «Spektr Avia» А.Атажаонов.

г.Андижан.»


Проведя дополнительный анализ требований действующего законодательства, регулирующего сферу расчетов с населением при продаже товаров и оказании услуг, наша редакция подтверждает позицию Шарофиддина Рузметова по вопросу, поднятому им в   своей статье «Наличку» учтет не только ККМ», опубликованной в «НТВ» N 44 (952) от 1.11.2012 г. В ней эксперт разъяснил, что действующие нормативные акты не предусматривают требований о регистрации в налоговых органах документов строгой отчетности.

Согласно статье 222 Налогового кодекса счет-фактура является документом строгой отчетности. Юридические лица, осуществляющие оборот, как облагаемый НДС, так и освобожденный от него, а также не являющиеся плательщиками НДС, обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги), счет-фактуру, за исключением случаев оформления перевозки пассажиров проездными билетами. То есть оформленные в соответствии с установленными нормами проездные билеты (в том числе авиабилеты) для перевозки пассажиров являются документами строгой отчетности, которые в соответствии с действующим законодательством Узбекистана не подлежат регистрации в налоговых органах.

В приложении N 3 к Постановлению Кабинета Министров «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью» (от 17.11.2011 г. N 306) приведен перечень отдельных категорий юридических и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ с фискальной памятью. К таким, в частности, относятся юридические и физические лица, которые при оказании услуг населению выдают талоны, билеты или другие приравненные к ним чеки, являющиеся документами строгой отчетности.

Отсюда можно сделать вывод: раз оформленные для перевозки пассажиров проездные билеты являются документами строгой отчетности, значит, организации, оформляющие авиабилеты на бумажном бланке или в электронной форме, имеют право при их продаже осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.

Исходя из вышеизложенного считаем, что выводы названной в вашем письме статьи основаны на действующих в настоящее время законодательных актах. Ее автор компетентно разъясняет руководителям хозяйствующих субъектов правила ведения предпринимательской деятельности, связанной с расчетами с населением, а не вводит их в заблуждение.

Редакция считает необходимым дополнить этот ответ рядом фактов.

Так, письмо с вопросом о необходимости регистрации авиабилетов в налоговых органах и необходимости применения контрольно-кассовых машин при их продаже авторы обращения в редакцию отправили и в Государственный налоговый комитет. Оно было обсуждено на заседании Экспертного совета при ГНК, прошедшем под председательством заместителя председателя ГНК Э.Гадоева 19 декабря 2012 года.

5 января 2013 года андижанским предпринимателям была направлена выписка из протокола заседания Экспертного совета, согласно которой:

«IV. Рассмотрение вопроса, указанного в определении суда по уголовным делам Шахрисабзского района от 15.10.2012 г., об обязательности регистрации проездных билетов (железнодорожных билетов, авиабилетов) в органах государственной налоговой службы.

После обсуждения вопроса Экспертный совет при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан по четвертому вопросу повестки дня решил:

учитывая, что реализуемые пассажирам билеты за право проезда на железнодорожном или воздушном транспорте оформляются в соответствии со статьей 222 Налогового кодекса Республики Узбекистан и являются документом строгой отчетности, они не подлежат обязательной регистрации в органах государственной налоговой службы.

На основании данного решения внести предложение в Государственный налоговый комитет по внесению изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 ноября 2011 года N 306 ».

 

В архиве редакции имеется ответ заместителя министра финансов М.Мирзаева, направленный письмом N ММ/04-01-35-16/1019 ОАО, задавшему аналогичный вопрос:

«Министерство финансов Республики Узбекистан, рассмотрев Ваше письмо N 2821/12, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 222 Налогового кодекса Республики Узбекистан счет-фактура представляет собой документ строгой отчетности. При этом счет-фактура не подлежит регистрации в органах государственной налоговой службы.

Согласно вышеназванной статье Налогового кодекса перевозка пассажиров оформляется проездными билетами, которые приравниваются к счет-фактурам.

Учитывая вышеизложенное, проездные билеты для перевозки пассажиров автомобильным, речным, железнодорожным транспортом и авиацией так же, как и счета-фактуры, не подлежат регистрации в органах государственной налоговой службы».


 НТВ.

Прочитано: 15488 раз(а)

Комментарии к статье (15)

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден. Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_Font не найден. Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден. Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2013-02-07 18:33:36, Гость_А.А.Мухамедбаев:
С регистрацией авиабилетов в органах налоговой службы всё предельно ясно.
Но на мой взгляд, недостаточно убедительно в части реализации электронных авиабилетов (далее билеты) без выдачи чеков ККМ.
Так, как если в случае с билетами на бумажном носителе, документы строгой отчетности передаются под отчет авиа-кассе, то в случае с электронным билетом процедура совсем иная. Насколько мне известно, реализатор билетов согласно установленных квот перевозчика (лицензионное соглашение или др.) реализует услугу перевозки. А билет в электронном виде возникает в момент его реализации (регистрации сделки в системе).
Вот только поэтому, я склоняюсь к тому, что электронный билет, которого нет в природе (скажем как электронный проездной билет когда-то существовавший в метро) нельзя приравнять к документам строгой отчетности. Используйте ККМ.
2013-02-08 18:31:43, Гость_Шараф Рузметов:
Налоговый Кодекс статья 222 часть вторая:
Юридические лица, осуществляющие оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, и оборот, освобожденный от данного налога, а также юридические лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги), счет-фактуру, за исключением случаев:
 
1) оформления перевозки пассажиров проездными билетами;
 
Документы, указанные в части второй настоящей статьи, являются документами, заменяющими счет-фактуру.
В Кодексе установлена норма:
оформление проездными билетами и не дают ссылку на бумажном носителе или на электроном носителе.
Вносите изменение в законодательство и обязывайте устанавливать ККМ  в организациях реализующих проездные билеты на ж/д и авиа.
P.S. Вчера приобрел билет на футбольный матч, а ККМ не видел.
2013-02-09 00:01:00, botir2002:
Гость_А.А.Мухамедбаев
С регистрацией авиабилетов в органах налоговой службы всё предельно ясно.
Но на мой взгляд, недостаточно убедительно в части реализации электронных авиабилетов (далее билеты) без выдачи чеков ККМ.
Так, как если в случае с билетами на бумажном носителе, документы строгой отчетности передаются под отчет авиа-кассе, то в случае с электронным билетом процедура совсем иная. Насколько мне известно, реализатор билетов согласно установленных квот перевозчика (лицензионное соглашение или др.) реализует услугу перевозки. А билет в электронном виде возникает в момент его реализации (регистрации сделки в системе).
Вот только поэтому, я склоняюсь к тому, что электронный билет, которого нет в природе (скажем как электронный проездной билет когда-то существовавший в метро) нельзя приравнять к документам строгой отчетности. Используйте ККМ.

ПО электронным билетам надо внести ясность, Позиция ГНК в лице Э.Гадоева такая же---надо использовать ККМ.
2013-02-09 14:42:19, Гость_Шараф Рузметов:
Так как я очень уважаю и прислушиваюсь ко мнению Эркина Файзиевича Гадоева, хотелось бы услышать от него самого.
Однако, в соответствии законодательства и на основании статьи 7 Закона "Об электронном документообороте" (от 29.04.2004 г. N 611-II) электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Поэтому проездной билет на бумажном бланке или в электронной форме приравнен к документу строгой отчетности. Следовательно, организации при оформлении авиабилетов на бумажном бланке или в электронной форме имеют право осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.
2013-02-09 16:27:49, Гость_А.А.Мухамедбаев.:
Гость_Шараф Рузметов
Так как я очень уважаю и прислушиваюсь ко мнению Эркина Файзиевича Гадоева, хотелось бы услышать от него самого.
Однако, в соответствии законодательства и на основании статьи 7 Закона "Об электронном документообороте" (от 29.04.2004 г. N 611-II) электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Поэтому проездной билет на бумажном бланке или в электронной форме приравнен к документу строгой отчетности. Следовательно, организации при оформлении авиабилетов на бумажном бланке или в электронной форме имеют право осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.
Уважаемый! Если вы заметили, подтверждая ваше мнение, редакция НТВ приводит только те факты, в которых утверждается, что регистрировать эти билеты в налоговых органах не нужно. По поводу не применения ККМ вопрос осталься открытым.
А как быть тем субъектам, которых проверят те фискалы, имеющие аналогичное моему мнению.
А.А. Мухамедбаев - Председатель третейского суда Мирабадского района при Ташкентском городском филиале Ассоциации Третейских судов Узбекистана
2013-02-09 22:22:28, Гость_Шараф Рузметов:
Уважаемый Мухамедбаев, для таких фискалов, которые имеют мнение, как Ваше                           специально установлена норма в ПРИЛОЖЕНИИ N 3 к Постановлению КМ РУз от 17.11.2011 г. N 306 ПЕРЕЧЕНЬ отдельных категорий юридических и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять  денежные  расчеты  с населением без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью
 
1. Юридические и физические лица, которые при оказании услуг населению выдают талоны, билеты или другие приравненные к ним чеки, которые являются документами строгой отчетности.
В связи с этим, данный вопрос не ставился на Совет.
2013-02-11 12:01:06, Гость_А.А.Мухамедбаев:
Гость_Шараф Рузметов
Уважаемый Мухамедбаев, для таких фискалов, которые имеют мнение, как Ваше                           специально установлена норма в ПРИЛОЖЕНИИ N 3 к Постановлению КМ РУз от 17.11.2011 г. N 306 ПЕРЕЧЕНЬ отдельных категорий юридических и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять  денежные  расчеты  с населением без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью
 
1. Юридические и физические лица, которые при оказании услуг населению выдают талоны, билеты или другие приравненные к ним чеки, которые являются документами строгой отчетности.
В связи с этим, данный вопрос не ставился на Совет.

Спасибо за ответ!
Считаю неуместным продолжать дискуссию.
Надеюсь, что правоприменительная практика последует по правильному (во всяком случае - правильной для предпринимателей) пути.
А.А. Мухамедбаев - Председатель третейского суда Мирабадского района при Ташкентском городском филиале Ассоциации Третейских судов Узбекистана
2013-05-01 16:30:11, Гость_:
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как правильно производит возврат наличных средств за не использованный авиабилет. согласно постановления кабинета министров № 306 возврат должен производиться из кассы хозяйствующего субъекта, путем снятия необходимых денежных средств с расчетного счета в течение не более одного банковского дня, но согласно воздушного кодекса Республики Узбекистан статья 104 пассажиру на месте должны вернуть деньги. 306 постановление касается авиа и железнодорожных перевозок???
2013-07-02 16:56:45, Гость_:
Вопрос направлен в редакцию
Вопросы экономико-правовой тематики, связанные с деятельностью Вашей организации или личные, Вы можете задать:
1)    отправив электронное письмо в редакцию газет «Норма» и «НТВ» по адресам: gazeta@norma.uz; ntv@norma.uz;
2)    по телефону «Горячей линии» 200-00-59, если Вы являетесь пользователем информационно-поисковых систем «Norma», подписчиком газет «Налоговые и таможенные вести» и «Норма»;
3)    воспользовавшись сервисом «Мы отвечаем!» в интерфейсе программных продуктов «Norma».
2013-07-07 13:10:28, Гость_:
ха майли касса аппаратини куйиш яхши ва кулай. НКМ ни куйишдан максад истеъмолчиларнинг хукукини бузмаслик дейишади ДСИ ходимлари. Лекин авиачипта пулини кайтаришда истьеъмолчиларнинг хукуки бузилиб, тадбиркор ва истеъмолчи уртасида куплаб тушунмовчиликлар вужудга келмокда. Сабаб истеъмолчи авиачиптани пулини кайтариб олишда вужудга келаётган тускинликлар. Яъни, банкка соат 15-30 дан кегин тадбиркорларнинг куйилмаслиги, шанюа ва якшанба, байрам кунлари, хар ойни бошида банкларни ишламаслиги. ВМ 306-сонли карорининг 6-иловаси 4-бандида  Пул маблағларини қайтариш харидорнинг фамилияси, исми, отасининг исми кўрсатилган ҳолда, унинг ёзма аризаси асосида бир банк кунидан ортиқ бўлмаган вақт мобайнида ҳисоб-китоб рақамидан зарур пул маблағларини олиш йўли билан хўжалик юритувчи субъект кассасидан амалга оширилади, деб курсатилган.Лекин УЗ Рес Хаво кодекси 104-моддаси, Уз Рес Фукаролик кодекси 327-моддаларида фукаронинг биринчи мурожаатида пулларни кайтаришлик мажбурлиги курсатилган.  Юридик шахслар томонидан касса операцияларини амалга ошириш қоидаларида (рўйхат рақами 565, 1998 йил 17 декабрь)хам кассадан кайтариш мумкинлиги белгиланган. Сизлардан илтимос, менга авиачиптани пулини кай тартибда кайтарсам тугри булишлиги, хамда истеъмолчиларнинг хукукларини ва Уз.Рес конунларидан четга чикмасдан фаолият курсатишлигим учун туги йул курсатасиз деган умиддаман.
2013-07-07 22:31:27, Гость_Карши:
Хурматли 2013-07-07 13:10:28, Гость_: Сиз тугри фикирни юритяпсиз. Сиз хаксиз агар Сиз сотаётган товар ёки хизматни курсатиш учун такдим этаётган хужжатингиз катъий хисобот бериладиган хужжат булмаганида эди Сизда конкрет шу масалалар кундаланг булиши аник! Леикн Сиз сотаётган авиачипта СК 222-моддасига қатъий ҳисобот ҳужжати саналади. Маколада ёзилишича минфинтомонидан шу хакидаги хат бор "В архиве редакции имеется ответ заместителя министра финансов М.Мирзаева, направленный письмом N ММ/04-01-35-16/1019 ОАО, задавшему аналогичный вопрос:
«Министерство финансов Республики Узбекистан, рассмотрев Ваше письмо N 2821/12, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 222 Налогового кодекса Республики Узбекистан счет-фактура представляет собой документ строгой отчетности. При этом счет-фактура не подлежит регистрации в органах государственной налоговой службы." Бу хатни сайтда жойлаштиришса яхши булар эди.
______________________________________________________
Энди Сиз айтган саволларга тухталсак. Сизда яна бир савол назаримда колиб кетгандек. НКМ дан урилган пулларни кайтаришда шука бир жумла бор, харид чеки булганида кайтаришимиз керак булади. Агар у чек булмасачи???? йуколган булсачи????
_________________________________________________
Чекга тенглаштирилган хужжат деб авиачиптани кабул кила олмаймиз, чунки агар тенглаштирилганида Биз НКМ ни урнатмаган булардик. Вахоланки авиачипта қатъий ҳисобот ҳужжати саналади. Буни конунчилик хам кузда тутган( СК 222-модда нинг "Қўшилган қиймат солиғи солинадиган оборотни ва қўшилган қиймат солиғидан озод қилинган оборотни амалга ошираётган юридик шахслар, шунингдек қўшилган қиймат солиғи тўловчиси бўлмаган юридик шахслар товарларни (ишларни, хизматларни) олувчи шахсга ҳисобварақ-фактура тақдим этишлари шарт, қуйидаги ҳоллар бундан мустасно:
1) йўловчилар ташишни йўл чипталари билан расмийлаштириш;") шунинг узи хам асос. Лекин бу инобатга олинмаяпти негадир....
_______________________________________________________
Ишлатилмаган авиачиптани пулини хужалик юритувчи субъект кассасидан, яъни инкассация килиб улгурилмаган тушумдан кайтариш хакида Уз. марказий банкининг хабарномаси бор.
______________________________________________________
Аслида хар бир авиакассада электрон авиачиптани интернет оркали текшириш хакидаги маълумотларни истемолчилар бурчагида акс эттириш керак. Хар бир электрон авиачиптани интернет оркали текшириш мумкин у накд ёки накт булмаган куринишда, канча нархга сотилгани ва кайси савдо нуктасидан сотилганини уйдан чикмасдан текшириш хам мумкин(шу уринда назорат килувчи орган хам)
2013-07-08 12:45:01, Гость_Шараф Рузметов :
Мы не в праве обсуждать или разъяснять письма Гос.органов.
Мы иногда имеем право информировать или сообщать установленные нормы законодательства.
Вопрос: Причины не регистрации в ОГНС талонов, билетов или других приравненных к ним чеков, которые являются документами строгой отчетности.
Ответ: Обратите внимание на пункт 20 приложения №1 к ПКМ №306 от 17.11.2011г.
«Осуществление взаиморасчетов без выписки или выписывание квитанций, билетов, талонов или других приравненных к чеку документов, не зарегистрированных надлежащим образом, приравниваются к осуществлению взаиморасчетов без применения ККМ с привлечением к ответственности в соответствии с законодательством.» В данной норме не говорится о бланках строгой отчетности.
А также пункт 21 «Хозяйствующие субъекты, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, вправе по своему усмотрению осуществлять взаиморасчеты с применением ККМ. При этом на хозяйствующие субъекты, изъявившие желание осуществлять взаиморасчеты с населением с применением ККМ, распространяется общий порядок регистрации ККМ и их применения.»
2013-07-16 13:10:29, Гость_1010:
ура! вмнинг 28 июндан 189-сонли карори чикди. шунга асосан пулларни кайтариш тартиби ёзилган. хуллас вм 306-сонли кароридаги пулларни фукароларга кайтариш тартиби авиачипта сотувчиларга тегишли эмас.
2013-07-20 12:03:41, Гость_:
ВМ 28.06.2013 йил кунги №189-сонли карорида кайтариш тартиби хам ёзилган
2020-09-01 11:25:46, Гость_ХАБИБУЛЛА:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика