Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 3 / Над чем работают законодатели

И в рыночных условиях защищать работника

Действующий в нашей стране Трудовой кодекс был принят в 1995 году. С тех пор в экономико-социальной сфере нашей страны произошли большие изменения. Тем не менее общие тенденции по кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству, привлечению внутренних и внешних инвесторов, международные обязательства Узбекистана, вытекающие из ратификации конвенций МОТ о принудительном или обязательном труде*  и о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда** , должны обеспечивать баланс интересов работодателей и работников путем усиления правовых гарантий в сфере трудовых отношений.

С этой целью был разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан», рассмотренный в первом чтении Законодательной палатой. Он предусматривает исключение 2 статей, внесение изменений и дополнений в 14 статей, введение 2 новых статей Трудового кодекса.
 

Так, предполагаемые изменения и дополнения в статью 57 Трудового кодекса расширяют возможности трудоустройства/поиска работы путем обращения в коммерческие организации (кадровые агент­ства), занимающиеся посреднической деятельностью по трудоустройству граждан. Законопроект оговаривает и правовые основы их деятельности. Нововведения в статью 84 запрещают устанавливать предварительное испытание при приеме на работу выпускников образовательных учреждений, поступивших на работу впервые.

Статья 121 будет регламентировать порядок установления укороченного режима труда при переносе рабочих дней накануне или после государственных праздников. А статья 150 ограничит срок предоставления отпуска без сохранения содержания 3 месяцами. Статья 239 расширит гарантии, предоставляемые при приеме на работу лиц, не достигших 18 лет, и на более старших выпускников образовательных учреждений, поступающих на работу впервые, в том числе тех, кто учился в вузе по государственным грантам.

В Трудовой кодекс вводятся 2 новые статьи.

Статья 1021 призвана определять условия и критерии массового высвобождения работников (что соответствует международным нормам и практике развитых стран). Так, Конвенция МОТ о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя N 158***  предусматривает ограничения для случаев, когда численность трудящихся, которых планируется уволить, составляет по меньшей мере определенное число или процент работников. А законодательства 21-й из 27 промышленно развитых стран, в том числе Японии, Англии, Германии, Канады, содержат ограничения при коллективных (массовых) увольнениях более 10 работников по причинам экономического и организационного характера.

Вводимая статья 1021 определяет следующие количественные критерии массового высвобождения для предприятий со среднесписочной численностью:

до 100 человек – массовым считается высвобождение более чем 10 работников;

от 100 до 300 человек – 10% работников;

от 300 до 1 000 человек – 5% работников;

1 000 и более человек – 3% работников;

для градообразующих и приравненных к ним предприятий – 1% работников.

Другая новая статья 1251 содержит общий порядок работы по совместительству, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания и увеличении объема выполняемых работ.

Статьи 251 и 252 Кодекса предлагается исключить как утратившие актуальность. И с этим трудно не согласиться – ведь они содержат положения, предусматривающие сокращение рабочего дня для работников, обучающихся в вечерних школах рабочей молодежи.

Принятие этого закона не требует дополнительных материальных затрат и не предусматривает сокращения госдоходов или увеличения госрасходов. Одновременно не потребуется вносить изменения и дополнения в другие законы или признавать их утратившими силу. Но оно позволит обеспечить социальную защиту наемных работников.

 

Насимжон АЛИМОВ,

депутат Законодательной палаты, член фракции УзЛиДеП.

 

------------------------------------

*Женева, 28.06.1930 г. Ратифицирована Постановлением ОМ РУз от 30.08.1997 г. N 492-I. Вступила в силу с 1 мая 1932 года.

**Женева, 17.06.1999 г. Ратифицирована Законом РУз от 8.04.2008 г. N ЗРУ-144. Вступила в силу для Узбекистана с 24 июня 2009 года.

***Женева, 22.06.1982 г. Вступила в силу с 3 ноября 1985 года.

Прочитано: 8567 раз(а)

Комментарии к статье (9)

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.
2013-01-24 00:52:37, Гость_:
Так и не понял. каким образом эти поправки будут защищать работников.Даже гарантии выпускникам вузов за чей счет будут осуществляться? За счет тех, кто уже давно не выпускники?А вообще-то интересно. Хотелось бы знать и о других изменениях А еще лучше предлагать свои
2013-01-24 22:13:16, Гость_юрист:
на мой взгляд важным стало установления критерия определяющего массовое высвобождение, предельного срока отпуска без сохранения оплаты труда,ну что же касается защиты работников надо бы конкретизировать ст.(?) "оплата труда произ. не реже чем 2 раза в месяц" в случае не выполнения данного условия работодатель привлекается к административной ответственности (штраф), поверьте это главная беда всех времен и народов...
2013-01-25 09:44:45, Гость_T.N.Nabiev -O'RMChvRRDQ:
Можно сделать из всего изложенного:
-  Трудовой кодекс Республики Узбекистан- новая редакция;
- органы по труду - усилить ресурсно и количественно;
- профсоюзы и объединения работодателей - реформировать.
2013-01-26 13:42:33, Гость_Ленара Хикматова – юрист:
Считаю, норму, запрещающую устанавливать предварительное испытание при приеме на работу выпускников образовательных учреждений, поступивших на работу впервые, не совсем правильной. Работодателю не остается возможности прекратить трудовой договор с работником, который по истечении определенного периода времени, так и не смог зарекомендовать себя, в качестве трудолюбивого и грамотного работника. Понятно, что у работника, впервые поступающего на работу, нет практического опыта. Но тут все зависит от самого человека. За 3 месяца можно хотя бы увидеть, старается ли чего-то достичь работник или нет, стремится ли он к знаниям в работе. Ведь иногда лицо за год-два достигает такого уровня, какого некоторые работники не достигают и за 10 лет. А бывают работники, которые как находились на начальном уровне подготовки, так и через много лет на нем и находятся, потому что не стремятся к достижению знаний в работе. Главное - чтобы у работника было стремление к знаниям. И это удается увидеть в первые месяцы работы.
2013-01-27 13:16:03, Гость_:
Гость_Ленара Хикматова – юрист
Считаю, норму, запрещающую устанавливать предварительное испытание при приеме на работу выпускников образовательных учреждений, поступивших на работу впервые, не совсем правильной. Работодателю не остается возможности прекратить трудовой договор с работником, который по истечении определенного периода времени, так и не смог зарекомендовать себя, в качестве трудолюбивого и грамотного работника. Понятно, что у работника, впервые поступающего на работу, нет практического опыта. Но тут все зависит от самого человека. За 3 месяца можно хотя бы увидеть, старается ли чего-то достичь работник или нет, стремится ли он к знаниям в работе. Ведь иногда лицо за год-два достигает такого уровня, какого некоторые работники не достигают и за 10 лет. А бывают работники, которые как находились на начальном уровне подготовки, так и через много лет на нем и находятся, потому что не стремятся к достижению знаний в работе. Главное - чтобы у работника было стремление к знаниям. И это удается увидеть в первые месяцы работы.
Легко говорить о выпускниках, достаточно вспомнить начало карьеры когда принимают на работу с условием наличия стажа а еще прибавьте и испыт. срок, каковы шансы ? новая норма защитит от увольнения по надуманным причинам, работодателю придется доказывать в суде причину а этого захочет не каждый, как итог шансы у выпускников увеличаться...
2013-03-05 09:21:46, Гость_адвокат Павел Сильнов:
Безусловно, назрела необходимость совершенствования Трудового кодекса Республики Узбекистан (ТК РУз). Включение в ТК РУз положений, касающихся работы совместителей - это, несомненно, важный шаг. Однако, у нас имеются иные категории работников, труд которых также нуждается в урегулировании в кодексе, к примеру, государственные служащие, вахтовики, надомники. Поэтому, по нашему мнению, ТК РУз нуждается в специальной главе «Регулирование труда отдельных категорий работников. Кроме того, важно в этой главе оговорить  и труд у частных лиц, что предусмотрено пунктом 3 ст.15 ТК РУз. Введение ограничения срока предоставления отпуска без сохранения заработной платы  также нужный шаг, т.к. нередки случаи, когда работодатель использует данный «инструмент» для того, чтобы не выплачивать заработную плату и необоснованно сокращать расходы по социальным выплатам. С другой стороны, длительный отпуск работник возможен по объективным причинам (болезнь работника или его близкого родственника и др.).
2013-03-11 15:57:51, Гость_G.Sattarova- TDYuI:
Хотя это уже и после Дня женщин.Учитывая непреходящую социальную роль женщин в обществе и значение материнства, нужно и не лишне укреплять нормы и положения, устанавливающие им льготы и гарантии в сферах трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении!
2013-03-11 17:41:09, Гость_civilist:
"Вводимая статья 1021 определяет следующие количественные критерии массового высвобождения для предприятий со среднесписочной численностью:
до 100 человек – массовым считается высвобождение более чем 10 работников;
от 100 до 300 человек – 10% работников;
от 300 до 1 000 человек – 5% работников;
1 000 и более человек – 3% работников;
для градообразующих и приравненных к ним предприятий – 1% работников"...
 
БРАВО!!! буквально недавно столкнулся на практике с необходимостью определить понятие "массового высвобождения работников" и понял, что...это невозможно.
2013-03-11 17:48:33, Гость_civilist:
полностью согласен с комментарием "Ленара Хикматова – юрист", однако, надо еще и учитывать такую ситуацию, когда выпускник окончил бюджетное отделение в ВУЗе и занял определенную должность по полученной специальности на предприятии(организации) по распределению ( т.е. на основании приказа МинВУЗовской госкомиссии). В подобном случае у работодателя как бы и выхода-то нет, и испытательный срок устанавливать не имеет смысла, по итогам ведь не уволишь!
В целом изменения существенные и необходимые, инициативу поддерживаю!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика