Действующий в нашей стране Трудовой кодекс был принят в 1995 году. С тех пор в экономико-социальной сфере нашей страны произошли большие изменения. Тем не менее общие тенденции по кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству, привлечению внутренних и внешних инвесторов, международные обязательства Узбекистана, вытекающие из ратификации конвенций МОТ о принудительном или обязательном труде* и о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда** , должны обеспечивать баланс интересов работодателей и работников путем усиления правовых гарантий в сфере трудовых отношений.
С этой целью был разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан», рассмотренный в первом чтении Законодательной палатой. Он предусматривает исключение 2 статей, внесение изменений и дополнений в 14 статей, введение 2 новых статей Трудового кодекса.
Так, предполагаемые изменения и дополнения в статью 57 Трудового кодекса расширяют возможности трудоустройства/поиска работы путем обращения в коммерческие организации (кадровые агентства), занимающиеся посреднической деятельностью по трудоустройству граждан. Законопроект оговаривает и правовые основы их деятельности. Нововведения в статью 84 запрещают устанавливать предварительное испытание при приеме на работу выпускников образовательных учреждений, поступивших на работу впервые.
Статья 121 будет регламентировать порядок установления укороченного режима труда при переносе рабочих дней накануне или после государственных праздников. А статья 150 ограничит срок предоставления отпуска без сохранения содержания 3 месяцами. Статья 239 расширит гарантии, предоставляемые при приеме на работу лиц, не достигших 18 лет, и на более старших выпускников образовательных учреждений, поступающих на работу впервые, в том числе тех, кто учился в вузе по государственным грантам.
В Трудовой кодекс вводятся 2 новые статьи.
Статья 1021 призвана определять условия и критерии массового высвобождения работников (что соответствует международным нормам и практике развитых стран). Так, Конвенция МОТ о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя N 158*** предусматривает ограничения для случаев, когда численность трудящихся, которых планируется уволить, составляет по меньшей мере определенное число или процент работников. А законодательства 21-й из 27 промышленно развитых стран, в том числе Японии, Англии, Германии, Канады, содержат ограничения при коллективных (массовых) увольнениях более 10 работников по причинам экономического и организационного характера.
Вводимая статья 1021 определяет следующие количественные критерии массового высвобождения для предприятий со среднесписочной численностью:
до 100 человек – массовым считается высвобождение более чем 10 работников;
от 100 до 300 человек – 10% работников;
от 300 до 1 000 человек – 5% работников;
1 000 и более человек – 3% работников;
для градообразующих и приравненных к ним предприятий – 1% работников.
Другая новая статья 1251 содержит общий порядок работы по совместительству, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания и увеличении объема выполняемых работ.
Статьи 251 и 252 Кодекса предлагается исключить как утратившие актуальность. И с этим трудно не согласиться – ведь они содержат положения, предусматривающие сокращение рабочего дня для работников, обучающихся в вечерних школах рабочей молодежи.
Принятие этого закона не требует дополнительных материальных затрат и не предусматривает сокращения госдоходов или увеличения госрасходов. Одновременно не потребуется вносить изменения и дополнения в другие законы или признавать их утратившими силу. Но оно позволит обеспечить социальную защиту наемных работников.
Насимжон АЛИМОВ,
депутат Законодательной палаты, член фракции УзЛиДеП.
------------------------------------
*Женева, 28.06.1930 г. Ратифицирована Постановлением ОМ РУз от 30.08.1997 г. N 492-I. Вступила в силу с 1 мая 1932 года.
**Женева, 17.06.1999 г. Ратифицирована Законом РУз от 8.04.2008 г. N ЗРУ-144. Вступила в силу для Узбекистана с 24 июня 2009 года.
***Женева, 22.06.1982 г. Вступила в силу с 3 ноября 1985 года.
- Трудовой кодекс Республики Узбекистан- новая редакция;
- органы по труду - усилить ресурсно и количественно;
- профсоюзы и объединения работодателей - реформировать.
до 100 человек – массовым считается высвобождение более чем 10 работников;
от 100 до 300 человек – 10% работников;
от 300 до 1 000 человек – 5% работников;
1 000 и более человек – 3% работников;
для градообразующих и приравненных к ним предприятий – 1% работников"...
БРАВО!!! буквально недавно столкнулся на практике с необходимостью определить понятие "массового высвобождения работников" и понял, что...это невозможно.
В целом изменения существенные и необходимые, инициативу поддерживаю!