Norma.uz
Газета Норма / 2025 год / № 51 / Дом, в котором мы живем

О чем мы писали в уходящем году

 

На страницах тематического выпуска в уходящем году мы фиксировали события, происходящие
в системе ЖКХ. Это одна из самых проблемных, базовых сфер, огромный, сложный механизм, от которого зависит комфорт проживания и безопасность жителей. Основное внимание уделялось управлению многоквартирными домами, качеству коммунальных услуг. Уходящий год был для отрасли непростым. Продолжались реформы, нацеленные на ее стабильное, устойчивое развитие. Мы старались отражать этот процесс, разъясняли читателям суть новых документов, отвечали на вопросы, готовили рекомендации по различным аспектам деятельности органов управления. Одна из тенденций года – возрастающая активность граждан, острая реакция на процессы, связанные с нарушением законов в сфере ЖКХ. Благодаря общественному резонансу граждане привлекали внимание к этим вопросам, и руководители ряда ведомств выступали с заявлениями и разъяснениями. Напомним некоторые публикации уходящего года, вызвавшие наибольший отклик и интерес наших читателей.

 

В сфере градостроительства вводится система
досудебного регулирования

При МинстройЖКХ создана Межведомственная комиссия по досудебному рассмотрению и урегулированию споров в сфере градостроительства. Она будет изучать документы разрещительного характера уполномоченного органа или решения об отказе в выдаче таких документов, а также его действия (бездействия) на предмет соответствия градостроительному законодательству («Норма» N 4 от 28 января 2025 г.).

 

Что делать, если в протоколе общего собрания подделаны подписи жильцов?

Очень часто жители многоэтажек сталкиваются с поддельными протоколами общих собраний. Такие собрания либо вообще не проводились и подписи в них сфальсифицированы, либо проводились, но вместо подписей некоторых жильцов стоят чужие. Что делать и какими нормативно-правовым актами руководствоваться в таких случаях? («Норма» N 4 от 28 января 2025 г.) 

 

АМК изучил состояние договоров между застройщиками и гражданами

 В 2024 году в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей от граждан поступило
1 700 обращений на проблемы, связанные с недобросовестными застройщиками. По результатам проверки и принятых мер в пользу граждан произведен перерасчет порядка 20 млрд сумов. Какие нарушения допускали застройщики при заключении договоров, на что должны обратить внимание потребители, чтобы не попасть впросак? («Норма» N 4 от 28 января 2025 г.) 

 

Передел или беспредел?

 В столице пошла очередная волна давления на оставшиеся ТСЖ и дома на самоуправлении. Вопреки действующим законам, хокимияты пытаются загнать их в принудительном порядке в УК. Из трех гарантированных законами способов управления МКД намерены оставить лишь один – управляющие компании («Норма» N 8 от 25 февраля 2025 г.).

  

МинстройЖКХ отреагировало на факты принудительной смены способа управления

Министерство предупреждает, что необоснованное вмешательство в деятельность органов управления влечет ответственность в установленном законодательством порядке («Норма» N 8 от 25 февраля 2025 г.).

 

Учтепинцы в течение недели выиграли
4 иска против незаконных строек
в зеленых зонах

Тем самым они не позволили возвести коммерческие объекты и вырубить деревья в своих дворах, отстояли право на благоприятную среду проживания («Норма» N 8 от 25 февраля 2025 г.).

 

Прокуроров, налоговиков и руководителей ОВД попросили на выход

Прокуроров, руководителей ОВД вывели из состава секторов. Зачастую они были проводниками противоречащих законам экспериментов и кампаний, изобретенных хокимами. Они навязывали жителям кредиты на ремонты многоэтажек, своих подрядчиков для выполнения работ; принуждали к установке видеокамер, «тревожных кнопок» за счет взносов и платежей; активно участвовали в принудительном переводе домов из ТСЖ в УК без согласия граждан («Норма» N 12 от 25 марта 2025 г.).

 

В каких случаях потребитель вправе требовать перерасчет за услуги теплоснабжения?

 Приложение к Правилам оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах устанавливает требования к качеству услуг. При их нарушении потребитель вправе требовать перерасчет («Норма» N 12 от 25 марта 2025 г.).

  

Усилена ответственность за нарушение градостроительного законодательства

Законом N ЗРУ-1050 от 25.03.2025 г. внесены изменения в некоторые НПА, направленные на повышение ответственности и усиление контроля за строгим соблюдением требований, установленных градостроительным законодательством («Норма» N 17 от 29 апреля 2025 г.) 

 

Жители недовольны работой УК:
проблемы, причины, пути решения

Общенациональное движение «Юксалиш» провело масштабное изучение состояния системы управления многоквартирными домами и отношения к ней населения («Норма» N 21 от 27 мая 2025 г.).

  

Сосед нанес ущерб чужому имуществу.
Что делать?

Приводится алгоритм действий и ответственность за причинение вреда чужому имуществу («Норма»
N 21 от 27 мая 2025 г.).

 

19 инструментов, как защитить права потребителей в сфере ЖКХ

 Помимо жилищного законодательства и НПА, регулирующих оказание жилищно-коммунальных услуг, отношения между собственниками помещений в МКД, управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей» («Норма» N 26 от 25 июня 2025 г.).

 

Управляющую компанию просят отчитаться о проделанной работе

Жители жалуются, что УК не проводят общих собраний, не отчитываются об оказанных услугах и работах по содержанию и ремонтам общего имущества в МКД, расходовании средств собственников жилых помещений. Как жители могут потребовать отчет о деятельности УК? («Норма» N 26 от 25 июня 2025 г.)

 

Почему УК не оказывают услуги внутри квартир?

В каждой квартире время от времени у жителей возникает необходимость выполнения работ, не имеющих отношения к общедомовому имуществу. Например, починить розетку, повесить люстру, заменить сантехнику, устранить другие неполадки в квартире. Где найти мастера, чтобы выполнил работу оперативно, качественно, за разумную плату и с гарантией, если возникнут проблемы. Такие услуги вполне может оказывать УК («Норма» N 30 от 29 июля 2025 г.).

 

Реновация жилфонда проходит в отсутствие четко прописанных правовых норм
и гарантий

По словам заместителя МинстройЖКХ, жители ветхих двухэтажных домов, попавших под программу реновации, завышают стоимость своего жилья. Инвесторы сталкиваются с трудностями при согласовании цены. Это заявление вызвало широкий общественный резонанс. Ряд экспертов и жители МКД не согласны с высказыванием замминистра («Норма» N 30 от 29 июля 2025 г.).

 

Могут ограничить права ТСЖ
и самоуправленцев

Стало известно, что МинстройЖКХ готовит изменения в Закон «Об управлении многоквартирными домами». Это может окончательно уничтожить право свободного выбора способа управления многоэтажками. Разработчики предлагают ввести ограничения для ТСЖ и непосредственного управления. Возникают опасения, что принятие изменений может вообще устранить их из правового контекста («Норма» N 39 от 30 сентября 2025 г.). 

 

За уборку подъездов жители должны платить дополнительно

МинстройЖКХ сообщило, что влажную уборку подъездов должны проводить либо сами жители, либо поручить это органу управления за дополнительную плату. Размер обязательного взноса или платежа в таком случае увеличится. Почему разъяснение Министерства вызвало горячую реакцию граждан? («Норма» N 39 от 30 сентября 2025 г.).

 

Хочу открыть бизнес в подвале МКД.

Подвал передали – жителей не спросили

Какую деятельность разрешено осуществлять в подвалах многоквартирных домов, а какую запрещено? Каким документом регламентирован этот перечень? Что включает в себя регламент передачи подвала в аренду или пользование? («Норма» N 43 от 28 октяб­ря 2025 г.)

 

Операция «реновация»:
проекта нет, но начинаем

Жители многоэтажек на площади Хамида Алимджана в столице выступили против начавшейся реновации высоток. Она проводится в отсутствие проекта, экспертизы, согласования с компетентными органами, без предварительного обсуждения с жителями («Норма» N 43 от 28 октября 2025 г.).

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 24 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2025 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика