Н |
ам прислали письмо из таможни, что-то вроде опроса, обязательно ли на него отвечать?
***
С |
уществует ли ответственность за непредставление ответа на запрос таможенного поста? Если «да», то в какой срок нужно ответить?
***
Е |
сли у нас нет тех сведений, которые запрашивает письмом таможенный орган, должны ли мы на него отвечать и каким должен быть наш ответ?
В какой срок нужно дать ответ?
– Внешнеэкономическая деятельность – сфера высоких рисков. Любой ее рядовой участник, будь то таможенный брокер, импортер, экспортер или перевозчик, рано или поздно может оказаться одним из звеньев внешнеэкономической операции, которая вызовет повышенный интерес таможенных органов, обусловленный нарушением таможенного законодательства одним из ее участников.
Нарушение может заключаться в неуплате/недоплате таможенных платежей, неверной классификации товаров, нарушении запретов и ограничений при ввозе/вывозе товаров, незаконном использовании транспортных средств и т. п.
Казалось бы, имеется простой запрос из таможни с просьбой предоставить сведения и (или) документы по той или иной сделке/декларации/перевозке.
Но получивший его участник ВЭД, как правило, не горит желанием сразу бросаться собирать документы для таможни по ситуации, к которой он зачастую имеет весьма косвенное отношение, и у него может возникнуть ряд вопросов, к примеру, подобных присланным читателями нашей
газеты. Весьма вероятно, что в самом запросе прямых ответов на данные вопросы содержатся не будет. Поэтому попытаемся разобраться в данной проблеме самостоятельно.
Надо отвечать
Здесь важно понимать правовую природу запроса таможенного органа.
Такой документ может называться по-разному: запрос, требование, письмо и т. д.
Содержать формулировки разной степени вежливости: «необходимо представить», «просим представить», «просим оказать содействие» и т. д., но обязательство участника ВЭД по направлению ответа зависит от правового основания запроса.
Все запросы от таможенного органа условно можно подразделить на три группы:
• запросы в рамках таможенной проверки или иных форм таможенного контроля;
• запросы в рамках расследования дела об административном правонарушении;
• иные запросы таможенного органа.
В рамках этой публикации разберемся с первой группой запросов, которая является наиболее типичной, а именно с запросами в рамках таможенных проверок или иных форм таможенного контроля, проводимых после выпуска товаров в отношении данных товаров и (или) конкретных проверяемых лиц.
По таможенному законодательству (ст. 178 ТамК) таможенный контроль проводится в отношении:
• товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;
• таможенной декларации, до-
кументов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено Кодексом;
• деятельности юридических и физических лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных режимов. В числе прочих (ст. 188 ТамК) формами таможенного контроля являются:
• проверка документов и сведений;
• получение информации;
• таможенный контроль после выпуска товаров.
При этом в соответствии со статьей 184 Таможенного кодекса таможенный орган для проведения таможенного контроля имеет право запрашивать от уполномоченных и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
К сведению. Таможенная декларация и иные документы, необходимые для проведения таможенного контроля, хранятся три года после года,
в течение которого товары утрачивают статус, находящихся под таможенным контролем.
Таким образом, если в запросе указано, что он направлен в связи с проведением таможенного контроля, или имеется ссылка на соответствующие нормы таможенного законодательства, то участник ВЭД не вправе его игнорировать и оставлять без ответа.
У некоторых возникает вопрос, как поступать, если запрашиваемые сведения/документы отсутствуют у участника ВЭД. С формальной точки зрения, данное обстоятельство не дает права оставлять запрос без ответа. Ответ в любом случае должен быть направлен, но в нем должно быть указано на отсутствие запрашиваемой информации.
Разобравшись с тем, что на поступивший запрос придется отвечать, участник ВЭД резонно задумается, насколько срочно это надо сделать.
В статье 184 ТамК оговаривается, что уполномоченные и иные лица, которым адресован запрос о предоставлении документов и сведений, обязаны направить их таможенному органу в возможно короткие сроки.
Таким образом, на практике таможня в этом аспекте не пользуется правом установления четкого срока, ограничиваясь словосочетанием «в кратчайшие сроки» или его синонимами.
Это означает, что ответ должен быть направлен в разумный срок после получения запроса. Иными словами, в случае возникновения спора по своевременности направления ответа, будет оцениваться то, как соотносится количество запрошенной информации и сложность ее подготовки с тем временем, которое фактически понадобилось участнику ВЭД, чтобы направить ее в таможенный орган.
В связи с этим участнику ВЭД, который стремится в точности выполнить требования таможенного органа, не следует откладывать подготовку ответа «в долгий ящик».
Ответственность получателя запроса
за бездействие
В главе «Административное правонарушение» Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (КоАО) отсутствуют составы правонарушений, под которые подпадает рассматриваемое без-
действие.
Однако следует обратить внимание, что частью 2 статьи 227-10 КоАО «Нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств» оговаривается: «непредставление таможенному органу в установленные сроки таможенной декларации на товары и транспортные средства, а равно документов и дополнительных сведений – влечет наложение штрафа в размере трех базовых расчетных величин».
Под объективную сторону данной нормы может подпадать как непредставление, так и несвоевременное представление в таможенный орган сведений (информации), необходимых для осуществления его законной деятельности.
При этом согласно статье 17-2 КоАО в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 227-10, административной ответственности подлежит декларант либо его доверенное лицо.
Как видно, санкция за рассматриваемое нарушение не является существенной для среднестатистического участника ВЭД, и привлечение таковых к ответственности по данной статье не носит массового характера. Однако при разрешении вопроса о том, стоит ли тратить время на направление ответа на запрос, стоит учитывать такую возможность.