Могут ли граждане организовать общественный контроль в сфере ЖКХ? Чтобы сообща и грамотно действовать против незаконных застроек и вырубки деревьев во дворах; сомнительных циркуляров хокимов и принуждения граждан к их исполнению; вмешательства чиновников в управление многоквартирными домами; принятия проектов, нарушающих действующие нормативно-правовые акты и т. д. Среди инструментов защиты прав и интересов граждан – Закон «Об общественном контроле» (далее – Закон). Он регулирует отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.
Возможности общественников практически не используются
К сожалению, возможности общественников в сфере ЖКХ практически не используются. Закон не работает в полную силу, нерадивые чиновники своими действиями часто сами способствуют этому. Иначе их нарушения получат огласку, и придется за них отвечать. Чтобы Закон работал, необходимы еще гражданская активность и ответственность жителей. Возможно, Закон не приносит ожидаемого результата из-за его недостаточной проработки. Многие статьи носят декларативный характер, не подкреплены конкретным механизмом реализации, отсылают
к другим НПА. Закон не дает даже определение понятию, что такое общественный контроль. Тем не менее граждане должны иметь представление о своих возможностях. Остановимся коротко на основных положениях документа.
Кто может осуществлять общественный контроль?
Общественный контроль над деятельностью государственных органов и учреждений могут осуществлять граждане, органы самоуправления граждан, ННО и СМИ. Он может быть также организован общественными советами, комиссиями и иными общественными структурами (ст. 3 Закона).
Что является объектом общественного контроля?
Объектом общественного контроля является деятельность госорганов и их должностных лиц по:
• учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных программах развития;
• обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;
• выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы и т. д. (ст. 4 Закона).
В какой форме может осуществляться общественный контроль?
Формами общественного контроля являются:
1) обращения и запросы в государственные органы. Субъекты общественного контроля вправе обращаться в госорганы с заявлениями, жалобами и предложениями, а также направлять им запросы. Их право на информацию может быть ограничено в случае, если она отнесена к персональным данным либо сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну (ст. 7 Закона);
2) присутствие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов. Государственные органы должны создавать условия для участия субъектов общественного контроля в их открытых коллегиальных заседаниях (ст. 8 Закона);
3) общественные обсуждения: публичное обсуждение общественно значимых вопросов, проектов НПА, иных решений госорганов (ст. 9 Закона);
4) общественное слушание: собрание, организуемое для обсуждения вопросов, связанных с деятельностью госорганов, их должностных лиц и имеющих общественную значимость либо затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, интересы общества (ст. 10 Закона);
5) общественный мониторинг: наблюдение за деятельностью государственных органов и их должностных лиц путем сбора, обобщения и анализа информации, затрагивающей общественный интерес (ст. 11 Закона);
6) общественная экспертиза: изучение и оценка проектов НПА и иных решений госорганов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц, интересам общества. Организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы в соответствующей сфере (ст. 12 Закона);
7) изучение общественного мнения: сбор, обобщение и анализ информации с целью оценки мнения различных социальных групп о проектах НПА, деятельности государственных органов, их должностных лиц
по соблюдению ими требований законодательства, обеспечению прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества (ст. 13 Закона);
8) заслушивание органами самоуправления граждан отчетов и информации должностных лиц государственных органов (ст. 14 Закона);
Общественные обсуждения, слушания, мониторинги и другие формы общественного контроля вправе проводить ННО, органы самоуправления граждан и средства массовой информации. Они могут проходить с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос. Одно из условий – публичность и открытость. Общественные контролеры вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по обсуждаемым вопросам. Заблаговременно должны обнародовать информацию о рассматриваемых вопросах, сроке и порядке проведения мероприятий. Они обеспечивают всем участникам свободный доступ к имеющимся в их распоряжении материалам.
Какими правами наделены общественные контролеры?
Субъекты общественного контроля вправе:
• инициировать, организовывать мероприятия и участвовать в них;
• запрашивать у государственных органов необходимую информацию;
• по результатам общественного контроля готовить предложения и рекомендации, направлять их на рассмотрение в соответствующие госорганы;
• при выявлении нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества направлять материалы в правоохранительные органы;
• обжаловать незаконные решения госорганов, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящему органу или должностному лицу либо в суд;
• обнародовать результаты общественного контроля (ст. 15 Закона).
Какие обязанности имеют государственные органы в сфере общественного контроля?
Государственные органы обязаны:
• предоставлять общественникам информацию о своей деятельности, затрагивающую общественный интерес;
• рассматривать направленные им обращения и запросы общественных контролеров, предоставлять ответы на обращения и запрашиваемую информацию;
• рассматривать направленные субъектами общественного контроля предложения и рекомендации,
а также итоговые документы и материалы (ст. 16 Закона).
Результаты общественного контроля
• По результатам общественного контроля может быть подготовлен итоговый документ в форме протокола, заключения, справки либо в иной форме, предусмотренной законодательством.
• Итоговый документ носит информационный и рекомендательный характер.
• Информация, рекомендации и предложения, изложенные в итоговом документе, рассматриваются государственными органами в обязательном порядке и по ним принимаются законные решения (ст. 17 Закона).