Norma.uz
Газета Норма / 2024 год / № 31 / Дом, в котором мы живем

Закон есть толку мало

 

Могут ли граждане организовать общественный контроль в сфере ЖКХ? Чтобы сообща и грамотно действовать против незаконных застроек и вырубки деревьев во дворах; сомнительных циркуляров хокимов и принуждения граждан к их исполнению; вмешательства чиновников в управление многоквартирными домами; принятия проектов, нарушающих действующие нормативно-правовые акты и т. д. Среди инструментов защиты прав и интересов граждан – Закон «Об общественном контроле» (далее – Закон). Он регулирует отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.

 

Возможности общественников практически не используются

К сожалению, возможности общественников в сфере ЖКХ практически не используются. Закон не работает в полную силу, нерадивые чиновники своими действиями часто сами способствуют этому. Иначе их нарушения получат огласку, и придется за них отвечать. Чтобы Закон работал, необходимы еще гражданская активность и ответственность жителей. Возможно, Закон не приносит ожидаемого результата из-за его недостаточной проработки. Многие статьи носят декларативный характер, не подкреплены конкретным механизмом реализации, отсылают
к другим НПА. Закон не дает даже определение понятию, что такое общественный контроль. Тем не менее граждане должны иметь представление о своих возможностях. Остановимся коротко на основных положениях документа.

 

Кто может осуществлять общественный контроль? 

Общественный контроль над деятельностью государственных органов и учреждений могут осуществлять граждане, органы самоуправления граждан, ННО и СМИ. Он может быть также организован общественными советами, комиссиями и иными общественными структурами (ст. 3 Закона).

 

Что является объектом общественного контроля? 

Объектом общественного контроля является деятельность госорганов и их должностных лиц по:

• учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных программах развития;

• обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;

• выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы и т. д. (ст. 4 Закона).

 

В какой форме может осуществляться общественный контроль?

Формами общественного контроля являются:

1) обращения и запросы в государственные органы. Субъекты общественного контроля вправе обращаться в госорганы с заявлениями, жалобами и предложениями, а также направлять им запросы. Их право на информацию может быть ограничено в случае, если она отнесена к персональным данным либо сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну (ст. 7 Закона);

2) присутствие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов. Государственные органы должны создавать условия для участия субъектов общественного контроля в их открытых коллегиальных заседаниях (ст. 8 Закона);

3) общественные обсуждения: публичное обсуждение общественно значимых вопросов, проектов НПА, иных решений госорганов (ст. 9 Закона);

4) общественное слушание: собрание, организуемое для обсуждения вопросов, связанных с деятельностью госорганов, их должностных лиц и имеющих общественную значимость либо затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, интересы общества (ст. 10 Закона);

5) общественный мониторинг: наблюдение за деятельностью государственных органов и их должностных лиц путем сбора, обобщения и анализа информации, затрагивающей общественный интерес (ст. 11 Закона);

6) общественная экспертиза: изучение и оценка проектов НПА и иных решений госорганов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц, интересам общества. Организатор общественной экспертизы может привлечь на общественных началах специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы в соответствующей сфере (ст. 12 Закона);

7) изучение общественного мнения: сбор, обобщение и анализ информации с целью оценки мнения различных социальных групп о проектах НПА, деятельности государственных органов, их должностных лиц
по соблюдению ими требований законодательства, обеспечению прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества (ст. 13 Закона);

8) заслушивание органами самоуправления граждан отчетов и информации должностных лиц государственных органов (ст. 14 Закона);

Общественные обсуждения, слушания, мониторинги и другие формы общественного контроля вправе проводить ННО, органы самоуправления граждан и средства массовой информации. Они могут проходить с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос. Одно из условий – публичность и открытость. Общественные контролеры вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по обсуждаемым вопросам. Заблаговременно должны обнародовать информацию о рассматриваемых вопросах, сроке и порядке проведения мероприятий. Они обеспечивают всем участникам свободный доступ к имеющимся в их распоряжении материалам.

 

Какими правами наделены общественные конт­ролеры?

Субъекты общественного контроля вправе: 

• инициировать, организовывать мероприятия и участвовать в них;

• запрашивать у государственных органов необходимую информацию;

• по результатам общественного контроля готовить предложения и рекомендации, направлять их на рассмотрение в соответствующие госорганы;

• при  выявлении нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества направлять материалы в правоохранительные органы;

• обжаловать незаконные решения госорганов, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящему органу или должностному лицу либо в суд;

• обнародовать результаты общественного конт­роля (ст. 15 Закона).

 

Какие обязанности имеют государственные органы в сфере общественного контроля?

Государственные органы обязаны:

• предоставлять общественникам информацию о своей деятельности, затрагивающую общественный интерес;

• рассматривать направленные им обращения и запросы общественных контролеров, предоставлять ответы на обращения и запрашиваемую информацию;

• рассматривать направленные субъектами общественного контроля предложения и рекомендации,
а также итоговые документы и материалы (ст. 16 Закона).

 

Результаты общественного контроля

• По результатам общественного контроля может быть подготовлен итоговый документ в форме протокола, заключения, справки либо в иной форме, предусмотренной законодательством.

• Итоговый документ носит информационный и рекомендательный характер.

• Информация, рекомендации и предложения, изложенные в итоговом документе, рассматриваются государственными органами в обязательном порядке и по ним принимаются законные решения (ст. 17 Закона).

Прочитано: 94 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика