Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 38 / Официальные документы

«О мерах по коренному совершенствованию договорных отношений»

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

В целях дальнейшего совершенствования гражданско-правовых отношений, отмены установленных искусственных ограничений при заключении отдельных договоров, а также создания необходимых условий для использования информационных систем в договорных отношениях:

1. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета об отмене с 1 декабря 2021 года:

запрета на прием коммерческими банками платежей за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) за счет третьих лиц;

требования об обязательном установлении предварительной оплаты в договорах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемых хозяйствующими субъектами с долей государства 50 процентов и более;

требования об обязательном установлении аванса в договорах, заключаемых между производителями сельскохозяйственной и животноводческой продукции и заготовительными организациями.

Отметить, что предварительная оплата и аванс, предусмотренные абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, определяются по соглашению сторон договора.

2. Разрешить физическим лицам предоставлять и погашать займы между собой в иностранной валюте путем нотариального удостоверения договоров займа.

Министерству юстиции совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий уменьшение в два раза размера государственных пошлин, взимаемых за нотариальное удостоверение договоров займа и совершение исполнительных надписей о взыскании денежных сумм, вытекающих из договоров займа.

3. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 января 2022 года:

а) имущество, выставленное для реализации на электронный онлайн-аукцион при исполнении судебных актов и актов иных органов, передается победителю аукциона без задолженностей и со снятыми запретами за счет денежных средств, поступивших от его реализации. В случае недостаточности денежных средств, поступивших от реализации имущества, обязательство по оплате задолженности остается за его прежним владельцем – должником.

Сумма задатка подлежит возврату в течение трех рабочих дней со дня обращения победителя аукциона в случаях непринятия имущества победителем аукциона по следующим основаниям:

несоответствие имущества, реализованного на аукционе, заявленным техническим характеристикам объекта аукциона;

переход имущества во владение третьих лиц до его реализации на аукционе и установление данного обстоятельства после окончания аукциона;

б) сторона договора, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение обязательств по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе в дальнейшем требовать признания данного договора недействительным, если такое требование противоречит принципу добросовестности;

в) в договорах, связанных с государственными закупками, заключаемых хозяйствующими субъектами, в обязательном порядке устанавливаются антикоррупционные оговорки.

При несоблюдении антикоррупционных оговорок стороной договора и лицами, привлеченными ею (субподрядными организациями, агентами и иными лицами, подконтрольными сторонам), другая сторона вправе приостановить, расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков;

г) в случае неуплаты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями задолженности по налоговым и таможенным платежам налоговые или таможенные органы направляют в банк распоряжение о замораживании денежных средств на счетах плательщика в размере, равном сумме задолженности, и последующем взыскании их по истечении тридцати календарных дней с уведомлением об этом самого плательщика.

При обжаловании плательщиком данного распоряжения в суд в течение тридцати календарных дней с момента получения уведомления списание либо несписание денежных средств со счетов клиента осуществляется в соответствии с решением суда;

д) публичные договоры в сфере коммунальных услуг, энергоснабжения, услуг связи, пассажирских и грузовых перевозок и в иных подобных сферах, имеющих большое социальное значение, разработанные субъектами естественных монополий, заключаются с потребителями после согласования с антимонопольным органом.

4. Отменить практику утверждения типовых договоров нормативно-правовыми актами, за исключением случаев, когда законом прямо предусмотрено утверждение типовых договоров, обязательных для сторон.

5. Утвердить:

План мер по дальнейшему совершенствованию отношений при заключении договоров гражданско-правового характера и исполнении обязательств согласно приложению N 1**;

«Дорожную карту» по разработке образцов договоров гражданско-правового характера согласно приложению N 2**.

6. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Центрального банка и Торгово-промышленной палаты о внедрении системы «эскроу» при осуществлении купли-продажи продукции через электронные торговые площадки в сфере электронной коммерции и заключении сделок в иных сферах.

7. Рекомендовать фермерским хозяйствам и заготовительным организациям заключать и регистрировать договоры контрактации в электронной форме посредством использования информационных систем.

Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в трехмесячный срок создать необходимые условия для заключения и регистрации договоров контрактации в электронной форме посредством использования информационных систем.

8. Верховному суду проводить на системной основе, но не реже одного раза в шесть месяцев, анализ судебной практики по применению судами актов законодательства при рассмотрении споров, вытекающих из договорно-правовых отношений, и толковании условий договоров, по результатам– направлять судам соответствующие указания для формирования единой правоприменительной практики.

9. Органам государственного управления и исполнительной власти на местах, а также государственным предприятиям, осуществляющим поставку товаров и оказание услуг населению в коммунальной и иных подобных сферах, в двухмесячный срок разработать и утвердить мероприятия по широкому использованию информационных систем при заключении договоров с населением и субъектами предпринимательства.

10. Министерству финансов в целях дальнейшего усиления общественного контроля за закупочными процедурами на специальном информационном портале по государственным закупкам обеспечить обязательное размещение в реестре договоров, заключенных государственными заказчиками:

заключенных договоров, а также всей документации и данных по дополнительным соглашениям о внесении в них изменений;

отчетов об исполнении договоров государственными заказчиками при истечении срока действия договора, исполнении договора или его расторжении.

11. Антимонопольному комитету совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок провести анализ публичных договоров, разработанных субъектами естественных монополий, на предмет соблюдения прав потребителей и соответствия этих договоров принципу равноправия сторон, при необходимости – внести в Кабинет Министров предложения о пересмотре публичных договоров.

12. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения о привлечении ведущих международных консалтинговых и юридических компаний на этапе разработки и согласования проектов инвестиционных соглашений с правительством Республики Узбекистан в сферах энергетики, горной металлургии и связи, а также по определению источников их финансирования.

13. Министерству высшего и среднего специального образования начиная с 2022/2023 учебного года внедрить практику заключения договоров по обучению в высших образовательных учреждениях в электронной форме посредством использования информационных систем.

14. Министерству юстиции:

совместно с Центральным банком в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, устанавливающего правила пользования системой «эскроу» в сфере электронной коммерции;

в сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой провести мероприятия по широкому привлечению субъектов предпринимательства к сфере оказания услуг по подписанию, хранению и отправке договоров посредством информационной системы.

15. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 3**.

16. Министерству юстиции:

а) совместно с Агентством по противодействию коррупции и Торгово-промышленной палатой в двухмесячный срок разработать и опубликовать антикоррупционные оговорки, имеющие рекомендательный характер, для использования хозяйствующими субъектами при заключении договоров;

б) в трехмесячный срок разместить образцы договоров на специальном информационном портале «yurxizmat.uz» и регулярно поддерживать их в контрольном состоянии исходя из изменений, вносимых в законодательство;

в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

в двухмесячный срок провести инвентаризацию подзаконных актов об утверждении типовых договоров, представить соответствующие предложения о внесении изменений или отмене подзаконных актов, не соответствующих настоящему Указу, в орган, их принявший;

в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

17. Возложить на министра юстиции Давлетова Р. К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью органов, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н.

 

Президент

Республики Узбекистан

Ш. МИРЗИЁЕВ.

г. Ташкент,

14 сентября 2021 года

N УП-6313.

*Настоящий Указ официально опубликован в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступил в силу 15.09.2021 г.

**Приложения NN 1–3 к настоящему Указу в «НТВ» не публикуются. С полным текстом документа можно ознакомиться в ИПС «Norma»
и на сайте
nrm.uz.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 14 сентября 2021 года N УП-6313

ПЕРЕЧЕНЬ

НЕКОТОРЫХ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН, ПРИЗНАВАЕМЫХ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

 

1. Пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 12 мая 1995 года N УП-1154 «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве».

2. Пункт 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 9 августа 1996 года N УП-1504 «О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом».

3. Абзац второй пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2003 года N УП-3274 «О внесении дополнений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан».

4. Пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 1 октября 2003 года N УП-3323 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Узбекистан».

5. Пункт 2 приложения к Указу Президента Республики Узбекистан от 12 июля 2018 года N УП-5476 «О внесении дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан».

6. Пункт 1 приложения N 2 к Указу Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2018 года N УП-5564 «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках».

Прочитано: 61 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика