Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 25 / Рекомендации бухгалтеру

Прочие затраты производственного характера

 

Прочие затраты производственного характера – одна из составных частей производственной себестоимости, отражаемой в строке 020 приложения N 2 «Расходы» к Расчету налога на прибыль (прил. N 3, рег. МЮ N 3221 от 24.02.2020 г.).

СОСТАВ ПРОЧИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ

В их состав включите:

затраты по обслуживанию производственного процесса;

затраты на командировки производственного персонала, относящиеся к производственному процессу;

затраты по обязательному и добровольному страхованию производственных работников и производственных активов;

потери от брака;

потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий с гарантийным сроком службы;

расходы по обязательной сертификации продукции (услуг);

выплаты пособий в связи с профзаболеваниями и потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые на основании и без решений компетентных органов;

расходы, связанные с перевозкой работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;

расходы, связанные со страхованием строительных рисков при возведении объектов за счет государственных капвложений;

затраты, связанные со списанием суммы нематериального актива гудвилла (цена фирмы), в части имущества производственного назначения в установленном порядке;

затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях, если они не относятся к капитальным затратам;

расходы, связанные с выплатой работникам, участвующим в производственном процессе, пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в соответствии с порядком, установленным законодательством (п. 1.5 Положения, утв. ПКМ N 54 от 5.02.1999 г.).

В большинстве это комплексные затраты, которые могут включать элементы:

материальных затрат;

затрат на оплату труда и соцстрахование;

затрат на амортизацию долгосрочных активов;

прочих затрат.

 

Производственные затраты отражайте в учете с разбивкой по статьям и элементам затрат. Для этого используйте в бухгалтерской программе отдельные субконто для счетов их учета.

Учет прочих производственных затрат ведите по дебету счета 2510 «Общепроизводственные расходы».

Если на предприятии есть вспомогательное производство, обслуживающее основной производственный процесс, то используйте счет 2310 «Вспомогательное производство».

Все расходы подтверждайте первичными документами, в которых определена информация по производимой операции: дата, сумма, суть (смысл), участники (ст. 305 НК).

 

ПРИМЕР. Документальное подтверждение расходов

Предприятие «А» отремонтировало производственное оборудование для предприятия «В». Стоимость услуги – 100 000 тыс. сум. 3 июля 2021 года услуга принята предприятием «В». Операция по оказанию услуги подтверждена актом оказания услуг и счетом-фактурой.

В документах отражена вся необходимая информация для дальнейшего учета:

дата – 3 июля 2021 года;

сумма – 100 000 тыс. сум.;

суть операции – услуга по ремонту оборудования;

участники – предприятия «А» и «В».

Для предприятия «В» это прочие производственные расходы, подтвержденные первичными документами, которые оно может отразить в учете.

СОСТАВ ЗАТРАТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Включите в их состав:

затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами, приспособлениями и другими средствами и предметами труда;

затраты на поддержание производственных ОС в рабочем состоянии (расходы на техосмотр и уход, проведение текущего, среднего и капитального ремонта);

затраты на противопожарную и сторожевую охрану и другие специальные требования;

затраты на текущую аренду производственных ОС;

затраты на содержание и эксплуатацию фондов природоохранного назначения, включая компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов;

затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, связанные с особенностями производства и предусмотренные законодательством;

мероприятия по охране здоровья, связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;

стоимость бесплатно предоставляемых коммунальных услуг, питания, продуктов работникам отдельных отраслей, затраты на оплату жилья, предоставляемого работникам;

стоимость выдаваемых работникам форменной одежды, обмундирования, спецпитания или сумму льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

затраты на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, других техсредств управления, вычислительных центров, относящихся к производственному процессу;

затраты на медосмотр производственных работников.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Учет затрат по поддержанию производственных ОС в рабочем состоянии

По этой статье учитывайте затраты на:

техосмотр и уход за ОС;

проведение всех видов ремонта ОС, включая капитальный.

При капремонте производятся полная разборка и ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, сборка, регулировка и испытание объекта. Затраты на капремонт ОС не капитализируются, а относятся на прочие производственные затраты.

Организовать техобслуживание и ремонт ОС можно:

с привлечением специализированных организаций;

собственными силами.

Если вы привлекаете стороннюю организацию, то ваши затраты будут состоять из стоимости ее услуг. Если же вы обходитесь собственными силами, то затраты будут комплексными, так как будут включать:

стоимость материалов, запчастей, комплектующих;

зарплату работников по техобслуживанию и ремонту ОС и соцналог на нее;

амортизацию ОС, используемых при выполнении техобслуживания и ремонта;

другие затраты.

 

ПРИМЕР. Учет затрат по ремонту производственного оборудования

Предприятие отремонтировало производственное оборудование собственными силами.

Затраты на ремонт включают:

стоимость запчастей, установленных при ремонте, – 7 000 тыс. сум.;

зарплату рабочих-ремонтников – 10 000 тыс. сум.;

соцналог от зарплаты – 1 200 тыс. сум.;

амортизацию контрольного стенда для проверки оборудования – 500 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,

тыс. сум.

Дебет

 

Кредит

 

Списаны запчасти, использованные при ремонте,
на затраты

 

7 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

1040 «Запасные части»

 

Начислена заработная плата рабочим-ремонтникам

 

10 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

6710 «Расчеты с персоналом
 по оплате труда»

 

Начислен социальный налог

 

1 200

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

6520 «Платежи
в государственные целевые фонды»

 

Начислена амортизация контрольного стенда

 

500

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

0230 «Износ машин
 и оборудования»

 

Все затраты по ремонту производственного оборудования отражаем по дебету счета 2510 «Общепроизводственные расходы».

I субконто счета 2510 «Статьи затрат» для всех затрат будет одинаковое – «ТО и ремонт основных средств».

II субконто счета 2510 «Элементы затрат» для каждого элемента затрат будет свое: материальные затраты, заработная плата, социальный налог, амортизация основных средств.

Если у вас фондоемкое производство и затраты на ремонт – обязательная статья затрат, то вы можете резервировать средства для этих целей. Законодательство предусматривает резервирование средств на ремонт ОС по разрешению Минфина (п. 1.5.1.2 Положения N 54).

 

Бухгалтерский учет

Ежемесячно включайте сумму резерва в производственную себестоимость продукции в размере норматива, который установите самостоятельно на основании смет и расчетов.

В конце года обязательно проверьте правильность норматива и при необходимости откорректируйте на новый год.

Если сумма резерва превысила фактические затраты на ремонт ОС, то отсторнируйте сумму превышения (уменьшите производственные затраты). Если фактические затраты превысили резерв, то отразите сумму превышения в составе прочих затрат производственного назначения.

Ежемесячно отражайте отчисления в резервный фонд по кредиту счета 8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Затраты на ремонт отражайте по дебету этого счета.

 

Налоговый учет

В Налоговом кодексе не предусмотрено создание резерва на ремонт ОС. Поэтому расходы по созданию такого резерва отнесите на невычитаемые расходы (п. 23 ст. 317 НК).

Вычитайте фактические затраты на ремонт в том периоде, в котором они были осуществлены (ст. 309 НК).

 

ПРИМЕР. Учет затрат на ремонт основных средств с созданием резервного фонда

Предприятие установило норматив отчислений в резервный фонд – 5 000 тыс. сум. в месяц (60 000 тыс. сум.
в год).

Ремонт производился с привлечением специализированного предприятия.

I вариант: годовые затраты на ремонт составили 63 000 тыс. сум.

II вариант: годовые затраты на ремонт составили 57 000 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,

тыс. сум.

Дебет

 

Кредит

 

Отражено формирование резервного фонда (ежемесячно по 5 000 тыс. сум.)

 

60 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

 

I вариант – фактические затраты превысили сумму резерва

 

Списаны фактические затраты за счет резерва

 

60 000

 

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

 

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

 

Списана сумма превышения фактических затрат на прочие производственные затраты

 

3 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

 

II вариант – фактические затраты меньше суммы резерва

 

Списаны фактические затраты за счет резерва

 

57 000

 

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

 

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

 

Уменьшен резерв на сумму неиспользованных средств. Сторно

 

–3 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

 

В целях налогообложения предприятие включит в расходы фактически понесенные затраты на ремонт:

в I варианте – 63 000 тыс. сум.;

во II варианте – 57 000 тыс. сум.

Затраты по охране природы

Предприятие, имеющее ОС природоохранного назначения, несет затраты по их эксплуатации и содержанию (содержание и обслуживание установок по очистке воздуха, воды и т. п.). Это комплексные затраты, так как включают несколько элементов затрат: материальные затраты, зарплату работников по обслуживанию фондов, соцналог, амортизацию фондов и другие.

Отнесите к затратам по охране природы и компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды и размещение отходов.

Порядок расчета и уплаты компенсационных выплат за загрязнение среды и размещение отходов на территории Узбекистана регулирует Положение о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории
Республики Узбекистан (прил. N 1 к ПКМ N 820 от 11.10.2018 г.).

Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды и размещение отходов сверх норм, установленных законодательством, являются невычитаемыми расходами (п. 8 ст. 317 НК).

 

Затраты по обеспечению условий труда и охране здоровья работников

При неблагоприятных условиях труда Трудовой кодекс предусматривает бесплатную выдачу работникам:

молока или других равноценных пищевых продуктов при работах с вредными, токсичными веществами;

лечебно-профилактического питания;

газированной соленой воды при работах в горячих цехах;

специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты и гигиены.

Перечень работ с неблагоприятными условиями, нормы, порядок и условия выдачи установите в коллективном договоре (ст. 217 ТК).

Чтобы оценить условия труда работников и уровень неблагоприятных, вредных или опасных производственных факторов, проведите аттестацию рабочих мест согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования
(прил. N 1 к ПКМ N 263 от 15.09.2014 г.).

Проведение аттестации рабочих мест обязательно для всех работодателей.

Установите периодичность проведения аттестации. Она должна быть не реже 1 раза в 5 лет.

 

ПРИМЕР. Учет затрат по обеспечению работников

лечебно-профилактическим питанием и средствами индивидуальной защиты

Предприятие организовывает лечебно-профилактическое питание (ЛПП) работников, заключив договор с предприятием общепита.

Затраты на ЛПП – 20 000 тыс. сум. Стоимость средств индивидуальной защиты, выданных работникам, –
15 000 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,

тыс. сум.

Дебет

 

Кредит

 

Учтены затраты на лечебно-профилактическое питание

 

20 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

6010 «Счета к оплате поставщикам
 и подрядчикам»

 

Списана стоимость средств индивидуальной защиты

 

15 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

1080 «Инвентарь
и хозяйственные принадлежности»

 

Есть категории работников, которым вы обязаны организовать предварительный при заключении трудового договора и периодические (в процессе работы) медосмотры.

Это работники:

не достигшие 18 лет;

пенсионного возраста;

инвалиды;

имеющие неблагоприятные условия труда, работающие в ночное время;

занятые на транспорте;

занятые в пищевой промышленности, торговле и других отраслях, обслуживающих население;

занятые обучением или воспитанием детей (ст. 214 ТК).

Перечень должностей и периодичность медосмотров приведены в Положении о порядке проведения медицинского осмотра сотрудников (рег. МЮ N 2387 от 29.08.2012 г.).

Чтобы организовать медосмотр работников, заключите договор с медицинской организацией. Стоимость ее услуг отнесите к прочим производственным затратам.

Командировки

Затраты на командировки производственного персонала, связанные с производством, отнесите к прочим производственным затратам. К ним относится оплата:

проезда к месту командировки и обратно, включая бронирование билетов;

жилья, включая расходы на бронирование;

суточных за время нахождения в командировке;

других необходимых расходов работника, подтвержденных документально.

Для расчета командировочных расходов воспользуйтесь:

Инструкцией о служебных командировках в пределах Республики Узбекистан (рег. МЮ N 1268 от 29.08.2003 г.);

Положением о порядке выдачи средств на командировочные расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за
пределы Республики Узбекистан (рег. МЮ N 2730 от 19.11.2015 г.).

Включайте командировочные расходы в производственную себестоимость на дату представления авансового                                    отчета по командировке, а не выдачи аванса на командировку.

Работник должен представить вам авансовый отчет в течение 3 дней после окончания командировки.

 

ПРИМЕР. Учет командировочных расходов, связанных с производством

В июне предприятие направило работника в производственную командировку, выдав ему под отчет 500 тыс. сум. В начале июля работник представил авансовый отчет со всеми подтверждающими документами, расходы по которому составили 700 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,

тыс. сум.

Дебет

 

Кредит

 

                    Июнь

 

Выдана сумма под отчет командированному работнику

 

500

 

4220 «Авансы, выданные
на служебные командировки»

 

5010 «Денежные средства
в национальной валюте»

 

                       Июль

 

Начислены командировочные расходы на основании авансового отчета

 

700

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

6970 «Задолженность подотчетным лицам»

 

Зачтен аванс

 

500

 

6970 «Задолженность подотчетным лицам»

 

4220 «Авансы, выданные
на служебные командировки»

 

Выдана оставшаяся сумма командировочных расходов работнику

 

200

 

6970 «Задолженность подотчетным лицам»

 

5010 «Денежные средства
 в национальной валюте»

 

Работник представил авансовый отчет по командировке в июле (в течение 3 дней после окончания командировки), поэтому затраты на командировку включаем в производственную себестоимость в июле.

Страхование производственных работников и активов

Страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное страхование гражданской ответственности предусмотрено для:

владельцев транспортных средств (З-н «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

перевозчиков (З-н «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика»).

Вы можете застраховать своих работников и активы добровольно, если есть повышенные риски причинения вреда здоровью работников или техническому состоянию производственных фондов. Для этого оформите договор со страховой компанией, выбрав те страховые риски, которые возможны на вашем производстве.

По договору страхования вы уплачиваете страховую премию и получаете страховой полис на определенный срок.

Стоимость страховки списывайте на производственные затраты равными долями в течение срока действия страхового полиса.

ПРИМЕР. Учет расходов на страхование

Предприятие застраховало производственное оборудование на 12 000 тыс. сум. сроком на 1 год.

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,

тыс. сум.

Дебет

 

Кредит

 

Уплачена страховая премия

 

12 000

 

6510 «Платежи
 по страхованию»

 

5110 «Расчетный счет»

 

Оформлена страховка
 (страховой полис)

 

12 000

 

3190 «Прочие расходы будущих периодов»

 

6510 «Платежи
по страхованию»

 

Отражено ежемесячное списание расходов по страхованию производственного оборудования

 

1 000

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

3190 «Прочие расходы будущих периодов»

 

Предприятие ежемесячно включает в прочие производственные расходы 1/12 от стоимости страховки производственного оборудования – 1 000 тыс. сум.

 

Взносы на добровольное страхование, уплачиваемые предприятием в пользу других лиц, в том числе физлиц, являются невычитаемыми расходами (п. 25 ст. 317 НК).

 

Потери от брака

Брак в производстве – это продукция или работа, которая по своему качеству не соответствует установленным стандартам или техническим условиям и не может быть использована по своему прямому назначению или может быть использована после устранения дефектов.

К потерям от брака отнесите:

стоимость окончательно забракованной продукции;

материальные затраты при исправлении брака;

расходы на оплату труда по демонтажу и исправлению брака, соцналог;

амортизацию оборудования;

другие затраты.

Потери от брака могут быть частично или полностью возмещены при:

использовании или реализации забракованной продукции;

получении возмещения от виновника брака (исполнителя или поставщика).

Выявленный брак отразите в акте, указав:

причину его возникновения;

характеристику брака;

количество и стоимость бракованной продукции;

виновника брака.

Работников, виновных в производстве брака, ознакомьте с актом о браке. Если виновны поставщики, то выставьте им претензию.

Частичный брак по вине работника оплатите по пониженным расценкам, устанавливаемым в коллективном договоре. Полный брак не оплачивается совсем
(ст. 159 ТК).

Так как брак выявляется по конкретным видам продукции (работ), отразите потери от него по дебету счета 2610 «Брак в производстве», а потом включите в производственную себестоимость этих видов продукции и отразите по дебету счета 2010 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 2610.

ПРИМЕР. Учет потерь от брака

На предприятии обнаружена партия бракованной продукции. Часть ее на 5 000 тыс. сум. уничтожена как не подлежащая восстановлению. Остаток передан на доработку.

Расходы по исправлению брака:

материальные затраты – 2 000 тыс. сум.;

зарплата – 1 500 тыс. сум.;

социальный налог – 180 тыс. сум.

Бухгалтерский учет:

Содержание
хозяйственной операции

 

Сумма,

тыс. сум.

Дебет

 

Кредит

 

Списана бракованная продукция, подлежащая уничтожению

 

5 000

 

2610 «Брак в производстве»

 

2810 «Готовая продукция
на складе»

 

Списаны материалы
на исправление брака

 

2 000

 

2610 «Брак в производстве»

 

1000 «Счета учета материалов»

 

Начислена заработная плата
за исправление брака

 

1 500

 

2610 «Брак в производстве»

 

6710 «Расчеты с персоналом
по оплате труда»

 

Начислен социальный налог

 

180

 

2610 «Брак в производстве»

 

6520 «Платежи
в государственные целевые фонды»

 

Включены потери от брака в производственные затраты

 

8 680

 

2010 «Основное производство»

 

2610 «Брак в производстве»

 

Потери от брака в размере 8 680 тыс. сум. включаются в производственную себестоимость продукции, часть которой была забракована.

 

Потери от простоев

Простои могут возникнуть в случае:

поломки оборудования;

отсутствия электроэнергии или материалов;

отсутствия работников нужной квалификации.

Если простой случился не по вине работников, то работодатель выплачивает им за это время зарплату в размере среднего заработка (ст. 159 ТК).

Плата работникам, соцналог, холостые затраты энергии, топлива и другие материальные затраты во время простоев – это и есть потери от простоев. Отнесите их к прочим общехозяйственным расходам (счет 2510 «Общепроизводственные расходы»).

 

Гарантийный ремонт и обслуживание

Реализуя продукцию с длительным сроком использования, чтобы привлечь покупателей, предприятия устанавливают гарантийный срок, в течение которого обеспечивают обслуживание и ремонт за свой счет.

Обнаруживший дефекты потребитель вправе по своему выбору потребовать:

замены на товар надлежащего качества той же марки;

замены на товар другой марки с перерасчетом цены;

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков самим потребителем;

соразмерного уменьшения покупной цены;

расторжения договора с возмещением понесенных убытков (ст. 13 З-на «О защите прав потребителей»).

К затратам на гарантийный ремонт и обслуживание отнесите затраты по исправлению недостатков – материальные, зарплату, соцналог и другие.

 

В случае реализации товаров с условием гарантийного ремонта и обслуживания вы вправе создать резерв на предстоящие расходы (ст. 316 НК).

Определите предельный размер отчислений в учетной политике для целей налогообложения. Отчисления на формирование такого резерва отнесите на вычеты в установленном порядке.

 

Сертификация продукции

Обязательной сертификации подлежит продукция, внесенная в специальный Перечень (прил. N 1 к ПКМ N 122 от 28.04.2011 г.).

Учитывайте затраты по обязательной сертификации равными долями в течение срока действия сертификата. Порядок учета затрат по сертификации отразите в учетной политике. К затратам на сертификацию отнесите стоимость услуг осуществляющей ее организации.

ПРИМЕР. Учет затрат по обязательной сертификации продукции

Стоимость услуг сертификации – 517,5 тыс. сум., в том числе НДС – 67,5 тыс. сум. Срок действия сертификата – 3 года.

Бухгалтерский учет:

Содержание

хозяйственной операции

Сумма,

тыс. сум.

Дебет

 

Кредит

 

Отражены услуги сертификации как расходы будущих периодов

 

450

 

3190 «Прочие расходы будущих периодов»

 

6990 «Прочие обязательства»

 

Зачтен НДС

 

67,5

 

4410 «Авансовые платежи
по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (по видам)»

 

6990 «Прочие обязательства»

 

Списаны затраты по сертификации (ежемесячно по 1/12 в течение срока действия сертификата)

 

12,5

 

2510 «Общепроизводственные расходы»

 

3190 «Прочие расходы будущих периодов»

 

Выплата пособий производственному персоналу

К этой статье затрат отнесите пособия, выплачиваемые производственному персоналу:

в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм;

в связи с профзаболеваниями;

по временной нетрудоспособности;

по беременности и родам.

Степень утраты трудоспособности при производственных травмах и профзаболеваниях определяет врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК) в соответствии с Положением о порядке установления степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание (прил. N 2 к ПКМ N 195 от 1.07.2011 г.).

Порядок и нормы выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам установлены постановлением КМ «О совершенствовании предела выплаты пособий по временной нетрудоспособности» (N 71 от 28.02.2002 г.) и Положением о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (рег. МЮ
N 1136 от 8.05.2002 г.).

Доставка работников к месту работы и обратно

Расходы, связанные с перевозкой работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования, отнесите к прочим производственным затратам.

Вы можете организовать перевозку работников собственными силами или привлечь к этому другую организацию.

При перевозке собственными силами включите в затраты:

зарплату водителя и соцналог;

амортизацию автотранспорта, если он находится на балансе предприятия;

сумму за аренду, если автотранспорт арендован;

стоимость топлива.

При перевозке с привлечением другой организации включите в затраты стоимость ее услуг.

 


Дильшод СУЛТАНОВ,

заместитель министра финансов,

Наталья МЕМЕТОВА,

эксперт ООО «Norma».

Прочитано: 4430 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика