Оформление итогов налогового аудита
По результатам налогового аудита инспекторы оформляют акт. В нем указываются:
1) основные сведения о проверяемом предприятии:
●
о лицах с правом первой и второй подписи;
●
о видах деятельности;
●
об электронной регистрации
аудита;
●
об учредителях;
●
данные кадастровых документов;
●
информация об обособленных подразделениях;
●
о лицензиях;
●
об инвестициях;
2) отметки о том, что инспекторы выполнили процедуру начала проверки:
●
о вручении извещения;
●
о вручении приказа;
●
о разъяснении проверяемому прав и обязанностей;
3) ход аудита и выявленные факты:
●
доходы в разрезе по годам;
●
доначисленные налоги;
●
мероприятия, проведенные инспекторами;
●
обнаруженные нарушения;
●
документы, прилагаемые к акту;
●
способы изучения документов;
4) выводы по результатам налогового аудита (п. 231, прил. N 24 к Положению, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 7.01.2021 г.).
К акту налогового аудита прилагаются документы, подтверждающие факты обнаруженных нарушений. Если нарушения не выявлены, то проверяющие также об этом указывают в акте (п. 232 Положения).
Акт составляется в 3 экземплярах и подписывается инспекторами и представителем проверяемого предприятия. Один экземпляр инспекторы должны направить вам в течение 3 дней после окончания аудита
(п. 233 Положения).
Подпись в акте налогового аудита не означает согласия налогоплательщика с его результатами (п. 234 Положения). Поэтому подписывайте акт, даже если вы не согласны с ним полностью или частично. Ваша подпись свидетельствует лишь о том, что вы его получили и ознакомлены с ним.
Если вы откажетесь получать акт налогового аудита, то инспектор отправит его вам по почте заказным письмом, и это будет доказательством его получения (п. 235 Положения).
Независимо от срока вручения акта инспекторы должны внести сведения о налоговом аудите в информационную систему ведения учета налоговых проверок не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки (п. 238 Положения).
Санкции в ходе налогового аудита и по его результатам
В ходе налогового аудита и после его завершения на ваше предприятие и его должностных лиц могут быть наложены санкции за воспрепятствование проверке и нарушения налогового законодательства. Причем наказание за нарушение процедуры проведения аудита инспекторы могут применить, не дожидаясь его окончания и результатов.
К таким санкциям относятся:
1) приостановка операций по банковским счетам предприятия на срок до 10 дней (на более длительный срок –
только по решению суда), если:
●
вы безосновательно не допустили инспекторов на территорию предприятия, за исключением жилых помещений;
●
ваше предприятие отсутствует по адресу, указанному в сведениях о госрегистрации;
●
вы отказались представить проверяющим истребуемые ими документы (ст. 111 НК);
2) административные штрафы за нарушения, предусмотренные статьями 174, 175, 175-1–175-6 КоАО;
3) санкции за правонарушения, предусмотренные статьями 219–227 НК. По этим налоговым нарушениям штрафом может быть как фиксированная сумма, так и процентное соотношение от суммы выявленного нарушения.
Если выявлено нарушение, предусмотренное уголовным законодательством, а именно статьями 184, 184-1 УК, то возбуждается уголовное дело как по факту нарушения, так и в отношении конкретных виновных лиц.
Также есть еще одно мероприятие – выемка документов. Сама по себе выемка не считается санкцией, но применяется в случае, если вы нарушите процедуру проверки. У вас принудительно изымут документы, если вы откажетесь добровольно представить их по требованию проверяющих.
Обжалование налогового аудита
При налоговом аудите можно обжаловать не только выводы проверки, но и саму процедуру.
Получив акт налогового аудита, вы вправе обжаловать его в течение 10 дней. Для этого нужно подать в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по отдельным его положениям. При этом направить свои возражения можно либо в тот налоговый орган, который вас проверял, либо оспорить результаты проверки в вышестоящем налоговом органе. Также за вами сохраняется право обратиться в суд, если выводы вышестоящего налогового органа вас не удовлетворят (ст. 231 НК; п. 236 Положения).
Решения налоговых органов, принятые по результатам налогового аудита, обжалуются в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Решения ГНК обжалуются сразу в суд (ст. 231 НК).
Если вы не успеете подать возражения в течение 10 дней, то руководитель налоговой инспекции или его заместитель будет рассматривать и принимать решение о санкциях по результатам налогового аудита без учета ваших возражений.
Если для подготовки документов, подтверждающих вашу правоту, необходимо более длительное время, чем предусмотрено законом, то направьте сначала свои письменные возражения без этих документов. Затем сообщите в налоговый орган, когда вами будут представлены реабилитирующие документы, и заручитесь согласием должностного лица на этот срок (п. 237 Положения).
Имейте в виду, что вы вправе участвовать в рассмотрении материалов налогового аудита лично или через своего представителя. О дате и месте рассмотрения налоговая инспекция должна известить вас за 2 дня до его начала (ч. ч. 3, 5 ст. 158 НК).
Даже если вы не направляли письменные возражения, вы вправе давать объяснения в процессе рассмотрения материалов аудита. Более того, должностное лицо, рассматривающее результаты проверки, может принять у вас дополнительные документы, даже если вы представили их на этапе рассмотрения, пропустив 10-дневный срок (ч. ч. 9, 12 ст. 158 НК). Но вам потребуется объяснить, что помешало представить документы своевременно.
Если вы решили обжаловать результаты аудита в вышестоящий налоговый орган, то ознакомьтесь с актом проверки и сделайте для себя выписки, объединив их в группы, о том, что в акте:
●
абсолютно неверно;
●
искажено;
●
соответствует действительности.
Обдумайте и взвесьте, как будете обжаловать, о чем писать, какие документы представлять. Важно все тщательно продумать, чтобы не навредить, а профессионально и грамотно защитить свои интересы и интересы предприятия.
В вышестоящий налоговый орган обжалуются решения как не вступившие, так и вступившие в законную силу. То есть до момента рассмотрения вашей жалобы налоговая инспекция не может направлять в банк инкассовые поручения для бесспорного взыскания денежных средств с расчетного счета предприятия (ч. 3 ст. 231 НК).
Решение налогового органа о доначислении налогов и наложении штрафов по результатам налогового аудита вступает в законную силу через 10 дней после его принятия.
Если налоговики полагают, что вы совершите действия, препятствующие взысканию доначислений в будущем, то руководитель (замруководителя) налогового органа вправе вынести решение о принятии обеспечительных мер. Ими могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа или приостановление операций по счетам в банке (ст. 161 НК).
Порядок обжалования решений, предусмотренный НК, касается только ненормативных актов налоговых органов. Их можно обжаловать в вышестоящий орган или суд, только если они нарушают права налогоплательщика (ч. 1 ст. 230 НК).
Если вы сможете добиться отмены решения налогового органа, принятого по результатам аудита, то незаконно взысканные суммы налогов и штрафов будут возвращены вам с учетом процентов – пени, взысканной с налогового органа (ч. 4 ст. 230 НК).
Готовя жалобу, не пишите слишком много. Кратко изложите те моменты, которые вы оспариваете. Укажите документы, подтверждающие вашу правоту. Содержание этих документов переписывать в текст жалобы не стоит. Не переписывайте и нормы законодательства, а ссылайтесь на конкретную часть и статью НК или другого нормативного акта.
Жалоба на решения, принятые по результатам аудита, подается в вышестоящий орган через тот налоговый орган, решения которого обжалуются (ч. 1 ст. 232 НК). Сдавая жалобу, приложите к ней все документы, на которые вы ссылаетесь. Все должно быть собрано минимум в
2 экземплярах, чтобы, имея на руках копию пакета документов, знать, что вы сдали в налоговый орган.
Жалобу в вышестоящий налоговый орган вы можете подать в течение месяца со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (ч. 3 ст. 232 НК).
Если срок обжалования пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом (ч. 4 ст. 232 НК). Но вам придется доказать уважительность причины. Если вы напишете, что не обжаловали вовремя решение, так как ваш руководитель или главный бухгалтер был в отпуске или командировке, то вам откажут в восстановлении срока. Причина должна быть действительно уважительной и документально подтвержденной (форс-мажорные обстоятельства, карантинные ограничения, восстановление уничтоженных документов и т. д.).
Жалобу можно подавать в письменной форме или в электронном виде (ч. 1 ст. 233 НК). Но на руках у вас должно быть доказательство, что жалоба подана в установленный срок.
При рассмотрении жалобы налоговый орган по своей инициативе или по вашему ходатайству может организовать заслушивание инициатора жалобы, то есть вас (ч. 3 ст. 235 НК). Вам лучше присутствовать на рассмотрении жалобы. Во-первых, вы будете знать, как прошло рассмотрение. Во-вторых, сможете лично донести свою точку зрения и обратить внимание комиссии на необходимые документы.
Если же вы передумали обжаловать решение, вынесенное по результатам налогового аудита, то можете отозвать жалобу до начала рассмотрения. Также отозвать жалобу можно не полностью, а только в ее части (ч. 10 ст. 231 НК).
Отозвав жалобу, налогоплательщик лишается права подать ее снова по тем же основаниям (ч. 11 ст. 231 НК).
Полномочия вышестоящего налогового органа
по рассмотрению жалобы
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган может:
●
оставить жалобу без удовлетворения;
●
отменить акт налогового органа ненормативного характера;
●
отменить решение налогового органа полностью или частично;
●
отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
●
признать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу (ч. 4 ст. 235 НК).
В ходе рассмотрения жалобы по результатам налогового аудита вы можете представить дополнительные документы, указать на факты, ранее не учтенные. Но если вы в ходе проверки не укажете причину, по которой эти документы не были представлены ранее (документы не были возвращены контрагентом из-за карантинных ограничений, были утеряны и необходимо было время для их восстановления и т. д.), то вам их вернут и не будут учитывать при рассмотрении жалобы (ст. 235 НК). Такие причины, как «забыли про эти документы» или «забыли, куда положили документы», не будут считаться уважительными.
Есть одна тонкость: даже если все выводы, указанные в решении налогового органа, правильны, основанием к отмене решения может быть допущенное инспекторами нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки
при принятии решения (ч. 6 ст. 235 НК). Это не спасет вас от санкций по результатам налогового аудита, но поможет выиграть время. Пока жалоба будет подана, по-
ка ее рассмотрят и вынесут новое решение, у вас будет возможность обдумать,
как выйти из сложившейся ситуации.
Содержание жалобы по итогам налогового аудита
Жалоба как минимум должна содержать следующую информацию:
●
Ф. И. О. и место жительства физлица или наименование и адрес юрлица, подающего жалобу;
●
обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц;
●
наименование налогового органа, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
●
основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
●
требования лица, подающего жалобу;
●
перечень документов, на которые есть ссылки в жалобе (в приложении к жалобе) (ч. ч. 3–6 ст. 233 НК).
Ваша жалоба может остаться без рассмотрения, если:
●
она не подписана подавшим ее лицом или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
●
она подана после истечения установленного срока подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
●
до принятия решения по жалобе от подавшего ее лица поступило заявление об ее отзыве полностью или частично;
●
ранее уже подана жалоба по тем же основаниям;
●
она подана на решение налогового органа, которое ранее уже было обжаловано;
●
она подана с нарушением установленного порядка;
●
она не оформлена в соответствии с требованиями к форме и содержанию;
●
она подана в рамках возбужденного уголовного дела или при обращении налогоплательщика в суд (ч. 1 ст. 234 НК).
Элеонора МАЗУРОВА,
эксперт ООО «Norma».