Налоговый аудит в Узбекистане – это один из видов инициируемого налоговыми органами контроля, при котором проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период. По сути, это аналог проверки финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной ранее действовавшим Налоговым кодексом в редакции 2017 года. Фактически это самая длительная проверка, которая может проходить у вас. Срок ее проведения – до 30 дней с возможностью продления (п. 133 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 7.01.2021 г.).
Для сравнения: в России и Казахстане при налоговом аудите также проверяется верность определения налогооблагаемой базы, применения ставок и льгот, своевременность начисления налогов и перечисления налоговых платежей в бюджет. Но инициатором его могут быть только собственники и руководители компаний. И, как правило, его проводят перед серьезными проверками госорганами или для проверки квалификации работников, отвечающих за расчет и исчисление налогов.
На сегодняшний день у нас действуют 2 положения о порядке проведения налогового аудита:
●
о проведении налогового аудита (рег. МЮ N 3251 от 30.06.2020 г.);
●
о порядке организации и проведения налоговых проверок (прил.
N 2 к ПКМ N 1).
Зная, что нормативный документ, принятый Кабинетом Министров, выше по своему статусу, чем документы, утвержденные ГНК, мы автоматически руководствуемся положением N 1. Частью 13 статьи 140 НК установлено, что положение о проведении налогового аудита утверждает Государственный налоговый комитет. В свою очередь Налоговый кодекс по своему статусу выше, чем постановление Кабмина.
Нормы 2 приведенных положений отличаются друг от друга, и возникает вопрос – каким из них мы должны руководствоваться? Ответа на этот вопрос пока нет.
И первое, с чем мы сталкиваемся, – это разные основания для назначения налогового аудита.
В основания для проведения налогового аудита, указанных в Положении N 1, принятом Кабинетом Министров, внесены некоторые корректировки. Теперь аудит может быть проведен у любого налогоплательщика, который не представил ответ на требование в рамках камеральной проверки или его обоснования признаны недостаточными. Ранее же такой налогоплательщик должен был одновременно находиться в категории с высокой степенью риска (налоговая опасность).
Появились уточнения для добровольно ликвидирующихся предприятий и ИП, прекращающих свою деятельность. Не проводится аудит, если у предприятия есть заключение налоговых консультантов по налогам, а также у ИП, который платил НДФЛ в фиксированном размере либо на основании декларации.
Согласно Положению N 3251, принятому ГНК, срок проведения налогового аудита у юрлиц и ИП, чей валовой доход от реализации товаров (услуг) за проверяемый период не превышает 1 млрд сум., не может превышать 30 рабочих дней. По Положению N 1, утвержденному КМ, таких ограничений нет, срок может быть увеличен у любого предприятия.
Добавилось еще одно основание для продления срока – наступление стихийного бедствия или иных чрезвычайных ситуаций либо обстоятельств непреодолимой силы.
Осталось неизменным то, что налоговый аудит проводится на территории налогоплательщика и в ходе его инспекторы могут:
●
осматривать территории и помещения;
●
истребовать документы у проверяемого субъекта;
●
истребовать документы (информацию) у третьих лиц;
●
осуществлять выемку документов и электронных носителей информации;
●
проводить инвентаризацию;
●
опрашивать свидетелей;
●
назначать и проводить экспертизу;
●
привлекать специалистов, переводчиков и понятых.
Кроме того, по Положению N 1 проверяющий до начала налогового аудита в письменной форме должен разъяснить проверяемому его право – привлечь представителей юридической службы или адвоката к участию в проверке либо отказаться от их участия.
Отказ должен оформляться письменно, протоколом. Отказ от услуг адвоката не является препятствием для привлечения его впоследствии на любой стадии проверки (п. 139 Положения N 1).