Современный налоговый контроль выстроен так, что при правильной работе предприятия, казалось бы, можно вообще не заметить его незримого присутствия. Но любой бухгалтер знает, что это из области фантастики. Равно как и быть предприятием без риска совершения налоговых правонарушений по результатам «Риск-анализа».
Сейчас этот программный продукт называется: «Определение, анализ и оценка налогового риска». Суть и принципы его работы не изменились. Помните, что налоговики не ставят для себя основной целью выявить у вас как можно больше нарушений и доначислить налоги. Будем считать, что их цель – способствовать тому, чтобы вы работали без ошибок.
Налоговый кодекс предусматривает такой вид налогового контроля, как выездная налоговая проверка. Инициатором ее может быть только налоговый орган.
Выездная проверка не может длиться дольше 10 дней. В ходе ее инспекторы проверяют исполнение отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других, предусмотренных налоговым законодательством.
По факту при выездной проверке анализируются учетная документация, движение ТМЦ и денежных средств. Может быть проверена и другая информация, связанная с вашей деятельностью как налогоплательщика. Но доначислить налоги и обязательные сборы по итогам выездной проверки инспекторы не могут.
В ходе выездной проверки инспекторы могут провести профилактические мероприятия, хронометражное обследование, проверку применения контрольно-кассовой техники и т. п.
Проверка начинается с даты, указанной в приказе о ее назначении, и заканчивается в день вручения вам акта выездной налоговой проверки (прил. N 8 к Положению, утв. ПКМ N 1 от 7.01.2021 г.).
О назначении выездной проверки вас предупреждать не будут. Но и назначить ее без оснований – только потому, что так захотелось налоговому органу, тоже нельзя. Для ее инициирования нужны веские основания.
Ранее в Положении о порядке проведения выездной налоговой проверки (рег. МЮ N 3247 от 18.06.2020 г.) были указаны 4 основных критерия, служившие основанием для ее назначения. Новое Положение N 1 расширило и конкретизировало этот перечень.
Выездная налоговая проверка может быть назначена, если:
●
система управления налоговыми рисками обнаружила риск совершения нарушения налогового законодательства налогоплательщиком;
●
поступили обращения физических или юридических лиц о фактах нарушения налогового или валютного законодательства;
●
поступили обращения физических или юридических лиц о фактах необоснованного завышения цен на товары и услуги;
●
поступили обращения о незаконной предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров легковым автотранспортом;
●
в средствах массовой информации опубликованы сведения о налоговых и валютных правонарушениях налогоплательщика;
●
возникла потребность в дополнительных сведениях в рамках проводимой камеральной налоговой проверки;
●
налогоплательщик не представил или представил не полностью сведения или документы по запросу налогового органа в процессе мониторинга за обоснованностью проведения валютных операций;
●
поступила информация из судебных, правоохранительных и других государственных органов и организаций, свидетельствующая о налоговых и валютных правонарушениях;
●
поступило обращение через систему «Soliq hamkor» о несоблюдении налогоплательщиком правил торговли и оказания услуг, в том числе о нарушениях в использовании контрольно-кассовой техники и платежных терминалов (пп. 57, 63 Положения N 1).
Сообщить о нарушении через систему «Налоговый партнер», указав свои паспортные данные и номер телефона, можно через:
●
раздел «Налоговый партнер» в мобильном приложении «Soliq»;
●
телеграм-бот
@soliq_hamkor_bot;
●
портал my.soliq.uz.
Мероприятия, которые могут проводить налоговые инспекторы при выездной налоговой проверке, дополнены проверками:
●
фактически добытого налогоплательщиками недропользователями объема полезных ископаемых;
●
своевременности исполнения банками платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов;
●
соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства о валютном регулировании (п. 19 Положения N 1).
Если ранее оговаривалось, что при выездной проверке доначисление налогов и сборов не производится, то в новом порядке появилось одно исключение. Результаты хронометражного обследования могут явиться основанием для доначисления налогов и сборов при проведении камеральной проверки (п. 76 Положения N 1). То есть результаты выездной проверки будут использованы для назначения «камералки».
Элеонора МАЗУРОВА, адвокат,
Альберт САФИН, юрист,
эксперты ООО «Norma».