Предприятие оптовой и розничной торговли – плательщик НДС и налога на прибыль планирует приобретать по КПК в небольших количествах кофе, чай и сладости, чтобы угощать покупателей и собственных сотрудников. Также, чтобы занять детей покупателей, будут закуплены альбомы для рисования, цветные карандаши и игрушки.
1. Можно ли приобретать по КПК все это для офиса и привлечения клиентов? Не будет ли при этом нарушен пункт 11 Положения N 1470, который гласит: не допускается зачисление на корпоративную банковскую карту заработной платы и приравненных к ней выплат, пенсий, пособий, стипендий и дивидендов, подлежащих выплате держателю? Не будет ли «офисный кофе» приравнен к доходам сотрудников?
2. Можно ли взять в зачет НДС в этих расходах?
3. Будут ли они вычитаемыми при расчете налога на прибыль?
1 Нарушения здесь нет. Юрлица могут производить расходы, связанные с осуществлением деятельности, с использованием корпоративных банковских карт в национальной валюте
(п. 6 Положения, рег. МЮ N 1470 от 18.04.2005 г.). Эти расходы предприятия не являются зарплатой или иным доходом работника – держателя карты. Напомним: держатель корпоративной банковской карты – юрлицо или лицо, им уполномоченное, пользующееся корпоративной банковской картой на основании договора юрлица с банком-эмитентом. При этом юрлицо может уполномочивать в качестве держателя банковской карты только сотрудника этого юрлица, заключившего с ним договор о полной материальной ответственности (подп. «б» п. 1 Положения).
Расходы предприятия на приобретение воды, кофе, чая, сладостей и т. п. для обеспечения условий труда и отдыха работников во время рабочего дня не рассматриваются в качестве доходов работников (п. 5 ч. 2 ст. 369 НК).
Расходы на приобретение товаров, предназначенных для того, чтобы занять детей покупателей и самих клиентов во время выбора товара, можно отнести к расходам по привлечению клиентов.
2 Для зачета входящего НДС должны быть выполнены требования, а именно:
l товары приобретены для использования в деятельности предприятия, связанной с реализацией товаров, обороты по реализации которых облагаются НДС (п. 1 ч. 1 ст. 266 НК). Это требование в приведенном примере выполняется;
l на приобретенные товары получен ЭСФ или другой документ поставщика, в котором отдельно выделена сумма налога, и поставщик товара – плательщик НДС (п. 2 ч. 1 ст. 266 НК).
Если в магазине есть онлайн-ККМ или виртуальная касса, то «другой документ поставщика с выделением НДС» – это чек магазина. И его достаточно для отражения зачетного НДС в Реестре счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по приобретенным товарам (услугам) (прил. N 4 к Расчету НДС, прил. N 1, рег. МЮ N 3221 от 24.02.2020 г.).
Если же это чек обычного терминала и ККМ, то его будет недостаточно для принятия в зачет НДС. Чтобы требование для зачета НДС в этом случае выполнялось, получите от продавца ЭСФ. В противном случае придется оприходовать товар в сумме, включающей НДС.
Решая вопрос о зачете НДС, проявите должную осторожность в отношении расходов, которые можно трактовать как представительские. Чай и кофе, которыми будут угощать покупателей, могут быть отнесены к затратам на официальный прием потенциальных клиентов, то есть к представительским расходам. Зачет входящего НДС по товарам, приобретенным для представительских расходов, не производится.
Напомним, в действующем НК нет определения представительских расходов. Предприятие может самостоятельно в своей учетной политике в целях налогообложения определить виды и суммы затрат на эти цели.
3 Расходы для привлечения клиентов и на обеспечение труда и отдыха работников предприятие производит в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Соответственно, они признаются вычитаемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 305 НК). К этой категории могут относиться, кроме перечисленных, расходы на одноразовые маски, перчатки, дезинфицирующие средства, питьевую воду и т. п.
Чтобы все вышеуказанное было верным, приобретайте такое количество и такие товарные позиции, которые соответствуют заявленной цели. Если юридическое оформление сделки или экономических отношений не соответствует их действительному экономическому содержанию, то налоговые органы в целях налогообложения вправе изменить юридическую квалификацию сделки (ч. 2 ст. 14 НК).
Для регламентации указанных затрат рекомендуем отразить их в учетной политике в целях налого-обложения (ст. 77 НК).
Так как угощать сладостями и напитками будут неопределенный круг лиц (покупателей, случайных людей), то их стоимость не рассматривается в качестве доходов физлиц и не облагается НДФЛ.
На вопросы ответила
эксперт ООО «Norma»
Ольга БУСАРОВА.