Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 1-2 / Внешнеэкономическая деятельность

О нововведениях в законодательство

 

Под занавес уходящего года при активном участии и поддержке Государственного таможенного комитета (ГТК) и Министерства инвестиций и внешней торговли (МИВТ) Ассоциация таможенных брокеров Узбекистана (АТБ) провела в онлайн-формате очередной семинар. Он был посвящен обзору нововведений законодательства в таможенной сфере и ВЭД. А их немало. Тема актуальная, поэтому их обсуждение, как и злободневных вопросов таможенной практики, было активным.

В мероприятии участвовали члены АТБ – руководители фирм – таможенных брокеров, компаний, оказывающих услуги в сфере ВЭД, специалисты по таможенному оформлению, а также представители ГТК, МИВТ, Таможенного института и Торгово-промышленной палаты. 

 

 

О нововведениях в таможенную информационную систему «Единое окно» и о персональном кабинете участника ВЭД рассказал начальник Управления по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования ГТК Фарход Олимжанов. Наша газета писала о них недавно.

Информацию об изменениях в системе форматно-логического контроля (ФЛК), связанных с контролем за правильностью определения таможенной стоимости и уплатой таможенных платежей, представил главный инспектор Управления таможенных платежей ГТК Жамшид Исомуродов. Он отметил, что в основном ФЛК срабатывает до регистрации ГТД, предотвращая ошибки и случаи недостоверного декларирования. Так, к примеру, установлены 4 новых вида логического контроля, связанных с предоставлением отсрочки (рассрочки) по таможенным платежам. Свои нюансы имеются при отражении в графе 44 ГТД документов по отсрочке при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей гарантии банка или страхового полиса. При этом есть отличия для уполномоченных экономических операторов (УЭО) и крупных налогоплательщиков. Во избежание ошибок следует обратить внимание на особенности текстовых примечаний к документам, подтверждающим заявленную стоимость.

С предложением по ведению совместной систематической и методологической работы, направленной на разработку рекомендаций по упрощению заполнения ГТД и едино-образному применению норм законодательства на практике, выступил заведующий кафедрой Таможенного института, д. т. н., профессор Курбонкул Каримкулов.

 

ГТД: работа над ошибками

О наиболее распространенных ошибках при заполнении ГТД проинформировал участников семинара начальник отдела статистики Управления мониторинга внешнеторговых операций и таможенной статистики ГТК Нуриддин Хаитов. Он сообщил, что Управлением разработана система логического контроля, которая позволяет выявлять наличие возможных ошибок в ГТД до регистрации декларации. Благодаря ей было выявлено 25 269 возможных ошибок в декларациях, направлены подробные уведомления о них декларантам. А в 4 882 декларации были внесены недопустимые изменения и дополнения, связанные с оформлением из одного таможенного режима в другой.

Таможенник ознакомил с наиболее частыми ошибками в заполнении отдельных граф ГТД и дал пояснения, каким образом они должны быть правильно оформлены. Так, при заполнении ГТД на товары, помещаемые под таможенный режим «Выпуск для свободного обращения (импорт)», ошибки допускаются в следующих графах:

  • графа 44 «Дополнительная информация/представляемые документы»15 829 (всего выявлено 62,6 % от общего числа выявленных ошибок и упущений);
  • графа 11 «Торгующая страна» – 62 365 (14,7 %);
  • графа 31 «Грузовые места и описание товара. Маркировка и количество – Номера контейнеров – Описание товара»2 159 (8,5 %);
  • графа 40 «Общая декларация/предшествующий документ»913 (3,6 %).

Н. Хаитов также отметил, что ошибки встречаются и при указании кода предыдущего таможенного режима в графе 37 «Процедура» или в графе 40 «Общая декларация/предшествующий документ» в информации о ГТД, оформленной на предыдущий таможенный режим – 913 (3,6 %). А также при отражении информации о транспортном средстве на границе в графах 21 «Транспортное средство на границе» и 25 «Вид транспорта» – 833 (3,3 %).

 

Как правильно заполнить

Таможенник подробно разъяснил порядок правильного заполнения граф ГТД. Он напомнил, что в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (рег. МЮ N 2773 от 6.04.2016 г.) в графе 44 ГТД должны указываться сведения о документах, на основании которых заполнена ГТД, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ГТД. Сведения о каждом документе с проставлением его порядкового номера и буквенного кода согласно Классификатору видов документов и сведений, используемых при заполнении грузовой таможенной декларации (прил. N 12 к Инструкции) (начиная каждый из реквизитов с новой строки).

В графе 31 ГТД указываются сведения о декларируемом товаре, которые должны позволять однозначно классифицировать декларируемые товары в определенную 10-значную подсубпозицию в соответствии с правилами классификации товаров по ТН ВЭД. Каждые сведения отражаются начиная с новой строки, и перед каждым из них проставляется порядковый номер. Так, под номером 1 указываются наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное) товара, сведения о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках (госстандартах, технических регламентах и стандартах и
т. д.), а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.

Если товары до заявляемого таможенного режима были помещены под иной таможенный режим, то в графе 40 ГТД указываются следующие сведения о ГТД, на основании которой товары были помещены под предшествующий таможенный режим: код предшествующего документа – в данном случае «ГТД»; регистрационный номер предшествующей ГТД; номер товара в предшествующей ГТД, указанного в графе 32; вес брутто в кг оформляемого товара, указанного в графе 32 предшествующей ГТД; вес нетто в кг оформляемого товара, указанного в графе 32 предшествующей ГТД; количество в дополнительной единице измерения (если таковая имеется); условное обозначение дополнительной единицы измерения в соответствии с
ТН ВЭД (если таковая имеется).

При заполнении графы 37 ГТД часто неправильно указывался код предшествующего режима. К примеру – 74 вместо 70, если предшествующим режимом был режим «Временное хранение». В целом в графе указывается 7-значный код процедуры перемещения товаров через таможенную границу Узбекистана. Данный код состоит из
3 составляющих:

  • первые 2 цифры – код заявляемого таможенного режима согласно Классификатору таможенных режимов (прил. N 3 к Инструкции);
  • вторые 2 цифры – код предшествующего таможенного режима. Если предшествующий таможенный режим отсутствует, то проставляется «00»;
  • последние 3 цифры – код особенности перемещения декларируемых товаров согласно Классификатору особенностей перемещения товаров (прил. N 11 к Инструкции). Если особенность перемещения товаров не установлена, то проставляется «000».

В графе 40 ГТД указываются порядковые номера записей предшествующих режимов.

 

Новое в Инструкции

Начальник отдела статистики Управления мониторинга внешнеторговых операций и таможенной статистики ГТК проинформировал о внесенных изменениях и допол-нениях в Инструкцию (рег. МЮ
N 2773-5  от 2.11.2020 г., вст. в силу
3.02.2021 г.).
Они внесены на основании
Указа Президента «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан»
(N УП-6005 от 5.06.2020 г.) и постановления Президента «О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей»
(N ПП-4812 от 21.08.2020 г.), в целях приведения ее в соответствие с требованиями некоторых нормативных правовых актов.

  • В графах 2, 8, 9 ГТД, если лица являются организациями с долей государства в уставном капитале, теперь указывается отдельный код (код «00000003»).
  • В правом подразделе графы 11 ГТД указывается код «1», если страна или территория включена в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) (прил. N 1 к Положению, рег. МЮ N 2467 от 12.06.2013 г.). Если страна или территория не включена в Перечень, то в правом подразделе графы указывается код «2».
  • В третьем подразделе графы 20 ГТД в соответствии с условиями внешнеторгового контракта (договора, соглашения) указывается 2-значный цифровой код применяемой формы расчетов за экспортируемые товары на основании ГТД, затем после зна-

ка «/» указывается 2-значный код формы отправки товаров (в электронной ГТД каждый код указывается в отдельно выделенном поле).

Двузначный цифровой код применяемой формы расчетов за экспортируемые товары указывается в следующем порядке: «10» – предоплата; «20» – аккредитив; «30» – гарантия банка; «40» – полис страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков; «50» – по факту экспорта; «60» – по консигнации; «70» – бартерная операция; «80» – поставка на безвозмездной основе.

В случае применения смешанных форм расчетов в графе указывается форма, имеющая преимущество в абсолютном выражении.

Двузначный код формы отправки товаров указывается в следующем порядке: «01» – если товар отправляется напрямую в адрес лица, заключившего контракт (договор, соглашение); «02» – в случаях, когда товар не отправляется напрямую в адрес лица, заключившего контракт (договор, соглашение).

  •  В графе 31 в электронной ГТД наименование марки или бренда товара, информация о классе энергоэффективности также указываются в отдельно выделенном поле (при отсутствии марки товара или наименования бренда указывается «без марки», «без бренда»).

Для товаров, перевозимых без упаковки насыпом, навалом, наливом, указывается один из следующих кодов: «01» – насыпью; «02» – навалом; «03» – наливом.

В случаях, когда часть товаров не относится к государственным закупкам, то эта часть декларируется как отдельный товар.

В электронной ГТД сведения о товаре указываются также в отдельно выделенном поле исходя из формата и структуры электронной ГТД.

Надо сказать, что одновременно в Инструкцию был внесен ряд других изменений и дополнений с целью приведения ее в соответствие с требованиями вновь принятых или измененных правил. Подробно об этом и других нововведениях в таможенное законодательство – в презентации заместителя председателя АТБ Энвера Халилова, о которой «НТВ» расскажет в следующем номере.

 

О реализуемых
МИВТ мерах

Освещению основных задач и проблемных вопросов в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли было посвящено выступление главного специалиста Управления по мерам тарифного и нетарифного регулирования МИВТ Анастасии Беловой. Она ознакомила с основными задачами Министерства. В сфере тарифного регулирования это:

  • разработка предложений по внесению изменений в ставки импортных таможенных пошлин с привлечением Минэкономразвития и сокращения бедности, ГТК, МФ и других отраслей экономики;
  • организация деятельности Совета по тарифному и нетарифному регулированию при МИВТ, выполнение функции Секретариата Совета;
  • разработка предложений по совершенствованию механизма оценки таможенной стоимости товаров;
  •  формирование системы таможенного администрирования, соответствующей международно признанным правилам и нормам;
  •  рассмотрение обращений участников ВЭД по вопросам таможенно-тарифного регулирования;
  • выработка предложений по упрощению таможенных процедур в рамках показателей Республики Узбекистан в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business»;
  • анализ импорта в целях определения необходимости введения защитных мер в торговле (антидемпинговые меры, компенсационные пошлины и защитные меры).

Белова отметила, что приняты последовательные меры и в сфере нетарифного регулирования. В настоящее время реализуется ряд мероприятий, направленных на обеспечение включения Узбекистана в список стран-бенефициаров «ГСП+». Решение этого вопроса станет хорошей преференциальной поддержкой во внешнеторговой деятельности отечественного предпринимательства.

Для дальнейшего создания благоприятных условий для ВЭД ведутся активная разработка предложений по совершенствованию таможенных информационных систем, проработка вопросов взаимного признания и обмена электронными сертификатами происхождения товаров во взаимной торговле с основными странами-партнерами, разработка и согласование международных соглашений по преференциальной торговле, отслеживание ограничительной политики зарубежных стран в отношении товаров Узбекистана, проработка вопросов по созданию зон свободной торговли на приграничных территориях с сопредельными странами. К слову, разрабатываются проекты соответствующих нормативно-правовых актов, предусматривающих утверждение перечня товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей при их ввозе на территорию республики в рамках реализации инвестиционных проектов и государственных программ.

Одним из важных аспектов по реализации мер нетарифного регулирования являются анализ и оценка соответствия национальной нормативной базы и технических возможностей правилам осуществления трансграничной безбумажной торговли, соответствия национального законодательства положениям Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. А также организация мероприятий по оценке соответствия национального законодательства положениям Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, гармонизация национальных стандартов и технических регламентов с международными требованиями, а также широкое внедрение добровольных стандартов «GlobaG.A.P.», «ISO», «Halal» и др.

В целях улучшения показателей РУз в международных рейтингах ведется работа по дальнейшему упрощению процедур нетарифного регулирования.

Выступление коллеги дополнил начальник Управления совершенствования инвестиционного климата МИВТ Алексей Сим, который озвучил предложения по созданию
2 полезных инструментов взаимодействия госорганов и бизнеса:

  • постоянно-действующей рабочей группы по оперативному изучению и анализу проектов нормативно-правовых актов и выработки предложений по ним в рамках взаимодействия МИВТ–АТБ–участник ВЭД;
  • интернет-площадки, позволяющей участникам ВЭД на основании поданных электронных заявок находить исполнителя-таможенного брокера для осуществления процедур таможенного оформления.

 

***

О развитии института уполномоченного экономического оператора в Узбекистане рассказал сотрудник Управления по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования ГТК Азиз Мухсинов. В соответствии с Положением об уполномоченных экономических операторах (утв. ПКМ N 500 от 24.08.2020 г.) теперь статус УЭО могут получить таможенные брокеры, таможенные склады и таможенные перевозчики. Более подробно о новшествах института УЭО в следующем номере «НТВ».

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

Прочитано: 363 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика