Norma.uz
Газета НТВ / 2020 год / № 11 / Таможня

Система управления рисками – эффективный инструмент таможенного контроля

 

В конференц-зале Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента состоялась пресс-конференция на тему «Один год со дня внедрения в таможенных органах автоматизированной системы управления рисками (СУР): результаты и достижения».

 

 

Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Бахтиёр Рахимов, сотрудники управления по мониторингу и оценке рисков и других функциональных управлений ГТК проинформировали о том, для каких целей применяется СУР, на основе каких критериев формируется информационная база данных. Они также рассказали о достигнутых за минувший период результатах, поделились планами на перспективу в этом направлении таможенного администрирования.

Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Респуб­лики Узбекистан» (N УП-5414 от 12.04.2018 г.) к важнейшим направлениям реформирования таможенных органов отнесен переход от «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками, позволяющей на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снизить административные барьеры для участников ВЭД. Для этого в структуре ГТК было создано управление по мониторингу и оценке рисков.

Учитывая увеличивающиеся объемы внешнеторгового оборота и ограниченные ресурсы таможенных органов, развитие СУР направлено на повышение эффективности ее применения в таможенных органах посредством сосредоточения усилий на наиболее рисковых операциях и поставках:

  • с повышенным налогообложением;
  • с устойчивым характером нарушений таможенных правил;
  • подрывающих интересы отечественных товаропроизводителей или создающих угрозу другим государственным интересам. 

Чтобы максимально эффективно использовать ограниченный ресурс более тщательной проверки документов, сотрудники таможни опираются в своей работе на гигантскую по объему и сложности информационную систему, которая собирает и хранит статистику всех поставок. Она в режиме реального времени сравнивает контрольные значения декларируемой партии со статистикой по аналогичным товарам. Большие отклонения и прочие «нестыковки» – указатель на возможное недостоверное декларирование и повод для более пристального изучения. Эти математически выведенные и статистически обос­нованные индикаторы и называются таможенными рисками. Для каждого риска регламентирован порядок действий при его возникновении: от запроса дополнительных документов до обязательного досмотра с полной выгрузкой товара.  Недостоверными могут быть цена, заявленный код, вес нетто, страна происхождения. На эти ухищрения идут некоторые участники ВЭД для того, чтобы снизить размер таможенных платежей или избежать каких-либо ограничений при ввозе и вывозе.

Сам по себе таможенный риск – это некоторая вероятность того, что товар задекларирован недостоверно. А профиль риска  описывает, к каким товарам относятся риск, критерии, меры, которые должен предпринять инспектор, чтобы снизить вероятность этого риска. К примеру, декларирование товара с индексом таможенной стоимости ниже определенного уровня – серь­езнейший таможенный риск, гарантирующий проблемы при выпуске и чреватый крупными финансовыми потерями. Контрольные значения ставок таможенной стоимости установлены для кодов ТН ВЭД. Декларирование ниже риска гарантированно создает проблему в виде дополнительной таможенной проверки, направленной на подтверждение стоимости.

В общем, СУР призвана исключить человеческий фактор при проверке инспектором таможенной декларации и пресечь нарушения законодательства. Однако она не способна учесть все нюансы ценообразования, ведь  цены регулярно меняются. К примеру, если в течение продолжительного времени в каком-то коде преобладает ввоз дорогостоящих товаров, это неминуемо ведет к росту средних ставок на этот код. Особенно подобные эффекты сильны в сегментах с высокой добавленной стоимостью товаров. Понятно, что у участников ВЭД это вызывает обеспокоенность и недовольство. И они объясняют это тем, что автоматизированная система не способна учитывать также тонкости ценообразования, как зависимость стоимости одного и того же товара от бренда, качества материалов.

Представители ГТК заметили, что действительно все индикаторы учесть невозможно. Они требуют индивидуального изучения. Однако, если у инспектора возникают сомнения, участник ВЭД может оформить условный выпуск, тем самым получив возможность  подготовить пакет необходимых документов (контракт с предоплатой, прайс-лист поставщика с печатями, биржевые котировки, инвойсы и др.) для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара.

Там же, где рисков нет либо они минимальны, с точки зрения последствий возможных нарушений, используются упрощенные технологии таможенного контроля.

Проводимая ГТК работа позволяет в рамках развития СУР пересматривать критерии категорирования и порядок проведения анализа информации о деятельности субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, для содействия развитию приоритетных отраслей экономики и созданию привлекательного инвестиционного климата в стране.

За год применение системы управления рис­ками позволило существенно снизить административные барьеры, число неоправданных издержек и, что немаловажно, сэкономить время и ускорить таможенную очистку товаров.

Содействует этому использование упрощенных процедур посредством функционирования системы 4-коридорного («желтый», «красный», «зеленый» и «синий») дифференцирования форм таможенного контроля ввозимых грузов.

Суть внедрения специальных коридоров при перемещении внешнеторговых грузов состоит в разделении товаропотоков в соответствии со степенью риска. При этом степень риска определяется автоматически, без участия должностного лица, системой управления рисками. Она осуществ­ляет целевой отбор для таможенного контроля товаров на основе профилей, критериев рисков, модулей категорирования участников ВЭД.

В случае выявления потенциального риска система направляет ГТД в «красный» коридор для проведения процедур таможенного контроля в полном объеме.

Таможенники ознакомили участников пресс-конференции с некоторыми цифровыми данными. Так, за первый год применения СУР было оформлено грузовых таможенных деклараций:

  • в «зеленом» коридоре – 22,7 %, или 174 305;
  • в «желтом» коридоре – 39 %, или 300 367;
  • в «красном» коридоре – 38,3 %, или 294 167.

В результате эффективного использования автоматизированной информационной системы управления рисками и принятия мер по их минимизации за прошедший период таможенные органы дополнительно взыскали в госбюджет таможенные платежи на 81,6 млрд сум.

Ключевым показателем эффективности деятельности таможенных постов является время, затрачиваемое участником ВЭД на таможенное оформление товаров. Статистическая информация об этом ежемесячно публикуется на официальном сайте ГТК в разрезе каждого поста. По последним данным, на оформление декларации в режим экспорта уходит в среднем 44 минуты, раньше на это затрачивалось в среднем 2 часа 16 минут. Таким образом, время, затрачиваемое на таможенное оформление при экспорте товаров, сократилось втрое.

Что касается импорта, то этот показатель сократился в 2,6 раза и в настоящий момент составляет 2 часа 34 минуты. Тогда, как прежде, на таможенное оформление ГТД при импорте товаров затрачивалось в среднем 6 часов 44 минуты.

Представители таможенной службы отметили, что Всемирный банк в рамках международного рейтинга «Ведение бизнеса» оценил Узбекистан как страну, которая провела широкомасштабные реформы в сфере содействия бизнесу. В их числе введение качественно новых процедур таможенного контроля, основанных на анализе и управлении рисками в таможенной сфере. По завершении пресс-конференции они ответили на все вопросы, которые интересовали журналистов.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Прочитано: 1170 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика